Каталог выполненных запросов
Оглавление \
Библиотековедение. Библиография \
Библиография. Библиографоведение \
Библиографическая запись. Библиографические списки \
Библиографическая запись. Библиографические списки
Место публикации
(3)
Дата публикации
(7)
DOI
(6)
Электронные издания
(10)
Социальные сети
(15)
Видео
(18)
Аудио
(2)
Всего записей: 614
Здравствуйте, подскажите пож-та,
почему в примерах ГОСТа внутритекстовые ссылки выглядят более развернуто (и автор, и год, и издательство и страницы и название документа), а например, в учебниках и научн.статьях в круглых скобках указываются только автор и год. Это допустимо? можно ли использовать краткую форму записи внутритекстовой ссылки "автор+год"? В ГОСТе ничего об этом не говорится...напишите пожалуйста пример возможного краткого варианта
спасибо заранее!!
почему в примерах ГОСТа внутритекстовые ссылки выглядят более развернуто (и автор, и год, и издательство и страницы и название документа), а например, в учебниках и научн.статьях в круглых скобках указываются только автор и год. Это допустимо? можно ли использовать краткую форму записи внутритекстовой ссылки "автор+год"? В ГОСТе ничего об этом не говорится...напишите пожалуйста пример возможного краткого варианта
спасибо заранее!!
Ответ
[2024-05-30 02:49:50] :
Здравствуйте. Библиографические ссылки, как правило, составляются по принципу лаконизма. Внутритекстовая библиографическая ссылка согласно пункту 5.1. ГОСТ Р 7.0.5-2008 содержит сведения об объекте ссылки, не включенные в текст документа. В стандарте указаны элементы, которые могут быть включены в ссылку. Формулировка «может содержать», на наш взгляд, указывает на факультативность некоторых элементов библиографической ссылки. Вы включаете во внутритекстовую ссылку те сведения, которые необходимы для Вашей работы. При этом должно быть достаточно информации для идентификации объекта ссылки. На наш взгляд, столь краткая форма записи для внутритекстовой ссылки не совсем соответствует стандарту. Однако, если в тексте даны подробные сведения, а статья снабжена списком литературы, в который включено описание объекта ссылки, вероятно, такой вариант возможен.
Привести пример представляется затруднительным, поскольку необходимо соблюдение вышеприведенных условий. Вы можете указать конкретные статьи, в которых Вы встречали такие варианты, и мы постараемся проанализировать и оценить возможность приведения только краткой ссылки.
Привести пример представляется затруднительным, поскольку необходимо соблюдение вышеприведенных условий. Вы можете указать конкретные статьи, в которых Вы встречали такие варианты, и мы постараемся проанализировать и оценить возможность приведения только краткой ссылки.
Добрый день. Столкнулись с описанием книги для слепых и слабовидящих.Библиотека у нас учебная и книги такого рода в фонде отсутствуют. Проконсультируйте, пожалуйста, как писать количество Браилевских страниц в библиографическом описании или их вовсе не надо указывать. На оборотной стороне титульного листа указано количество именно Браилевских листов и количество учетно-издательских листов. Спасибо.
Ответ
[2024-05-29 14:25:05] :
Здравствуйте. К сожалению, мы в своей практике не сталкивались с необходимостью описания книг рельефно-точечного шрифта. Стандарты такое описание не регламентируют. В ГОСТ 7.1-2003 данные о шрифте Брайля отнесены к общему обозначению материала. Но в ГОСТ Р 7.0.100-2018 этот элемент исключен из описания. Предполагаем, что сведения о шрифте Брайля могут быть отнесены к специфической области материала или вида ресурса. Найти рекомендации о пагинации книг рельефно-точечного шрифта не удалось. В просмотренных каталогах библиотек для слепых и слабовидящих в описании книг эта опция не используется. Мы предприняли попытку описать издание с учетом современных стандартов, но, к сожалению, не можем гарантировать правильность информации:
Драйзер Т. Стоик : [роман] / Теодор Драйзер ; пер. с англ. М.П. Богословской, Т.А. Кудрявцевой]. – [Шрифт Брайля]. – Москва : ЧИНАР, 2009. – 6 кн.
Возможно, Вам стоит обратиться за консультацией к специалистам Российской государственной библиотеки для слепых (открыть ссылку) или Республиканской библиотеки для слепых в Йошкар-Оле (открыть ссылку).
Также Вы можете обратиться с этим вопросом непосредственно к разработчикам стандарта (e-mail рабочей группы: 06031962@mail.ru ).
Драйзер Т. Стоик : [роман] / Теодор Драйзер ; пер. с англ. М.П. Богословской, Т.А. Кудрявцевой]. – [Шрифт Брайля]. – Москва : ЧИНАР, 2009. – 6 кн.
Возможно, Вам стоит обратиться за консультацией к специалистам Российской государственной библиотеки для слепых (открыть ссылку) или Республиканской библиотеки для слепых в Йошкар-Оле (открыть ссылку).
Также Вы можете обратиться с этим вопросом непосредственно к разработчикам стандарта (e-mail рабочей группы: 06031962@mail.ru ).
Здравствуйте,
допускается ли в учебном пособии создавать 2 списка литературы, если нужно указать и список использованной и список рекомендуемой лит-ры. Или перечисляется все в одном списке?
Заранее спасибо
допускается ли в учебном пособии создавать 2 списка литературы, если нужно указать и список использованной и список рекомендуемой лит-ры. Или перечисляется все в одном списке?
Заранее спасибо
Ответ
[2024-05-27 16:23:04] :
Здравствуйте. Стандарты не регулируют составление списков литературы. На наш взгляд, для учебного пособия вполне логично отделять список использованной литературы от списка рекомендуемой литературы. Список использованной литературы позволяет оценить научный потенциал учебного пособия, а список рекомендованных источников в конце каждой темы дает возможность учащимся детально освоить изучаемые вопросы.
Здравствуйте.
можно ли в учебнике в списке использованных источников указывать интернет-сайты - eLIBRARY / rosmedlib. Считаю, что корректнее указывать определенные статьи и учебники, которые находятся на этих сайтах.
Спасибо.
можно ли в учебнике в списке использованных источников указывать интернет-сайты - eLIBRARY / rosmedlib. Считаю, что корректнее указывать определенные статьи и учебники, которые находятся на этих сайтах.
Спасибо.
Ответ
[2024-05-24 12:59:14] :
Здравствуйте. На наш взгляд, такие ресурсы могут быть включены в список источников в учебнике как ресурсы, рекомендованные для поиска литературы. Вместе с тем, если речь идет о конкретной научной тематике, определенные ресурсы, входящие к тому же в индекс научного цитирования, являются более информативными.
Добрый день.
Если в учебном пособии список литературы расположен в алфавитном порядке, то официальные документы (например приказы министерств) также располагаются по алфавиту, либо идут в начале, а затем все остальное по алфавиту?
Спасибо!
Если в учебном пособии список литературы расположен в алфавитном порядке, то официальные документы (например приказы министерств) также располагаются по алфавиту, либо идут в начале, а затем все остальное по алфавиту?
Спасибо!
Ответ
[2024-05-24 11:44:18] :
Здравствуйте. Еще раз хотим отметить, что ГОСТов на оформление списков литературы в настоящее время не существует. В практике научно-вспомогательной библиографии официальные документы приводятся в начале списка согласно сложившейся традиции. Также традиционно используется алфавитный принцип составления списков с разделением на кириллический, латинский и др. алфавиты. Библиографирующая организация вправе разработать свои принципы библиографической группировки. Однако, если такие принципы не совпадают с общепринятой практикой, вероятно, они должны быть отдельно оговорены в работе.
Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, в каком ГОСТе указано, что в списке литературы сначала должны идти официальные документы
(законы, постановления, указы), затем учебники, интернет-источники?
cпасибо!
(законы, постановления, указы), затем учебники, интернет-источники?
cпасибо!
Ответ
[2024-05-24 11:02:31] :
Здравствуйте. В настоящее время нормативного документа по оформлению списка литературы не существует, но есть общепринятая практика. В практике научно-вспомогательной библиографии традиционно используется алфавитный принцип составления списков с разделением на кириллический и латинский алфавиты. Исключением являются официальные документы, которые согласно традиции всегда приводятся в начале.
Способы библиографической группировки рассматриваются в учебных пособиях по библиографии, но речь в них идет, в основном, о библиографических указателях.
Библиографирующая организация может составить свои правила оформления списка литературы к научным работам. Но необходимо учитывать сложившуюся традицию, удобство восприятия библиографии для специалистов, возможность оценить круг использованных источников и литературы, что является воплощением культуры научного труда.
Способы библиографической группировки рассматриваются в учебных пособиях по библиографии, но речь в них идет, в основном, о библиографических указателях.
Библиографирующая организация может составить свои правила оформления списка литературы к научным работам. Но необходимо учитывать сложившуюся традицию, удобство восприятия библиографии для специалистов, возможность оценить круг использованных источников и литературы, что является воплощением культуры научного труда.
Глубокоуважаемые сотрудники ВСС!
Как оформляется ссылка на газетную статью, не имеющую названия. если не указан автор?
<б.п., б.н.> ? или по-другому?
Есть ли немецкий эквивалент?
Буду очень благодарна.
Как оформляется ссылка на газетную статью, не имеющую названия. если не указан автор?
<б.п., б.н.> ? или по-другому?
Есть ли немецкий эквивалент?
Буду очень благодарна.
Ответ
[2024-05-23 14:21:40] :
Здравствуйте. Согласно пункту 5.2.3.12 ГОСТ Р 7.0.100-2018 если основное заглавие отсутствует в предписанном источнике информации и установить его по другому источнику невозможно, то его необходимо сформулировать. Согласно пункту 5.2.3.13 в качестве основного заглавия при его отсутствии может быть также приведена первая строка текста. Заглавие в обоих случаях заключают в квадратные скобки. Если работа публикуется в России, то соблюдение российских стандартов описания требуется и для иностранных ресурсов.
Здравствуйте.Меня зовут Лейла, я из Азербайджана и хочу попросить Вас о помощи. Могу узнать как составить библографическую описанию по имени награжденного человека.Есть примеры описаний только по общей названий статьей которых внизу представлены имена награжденных.Но описание по определенным именам не нашла.Буду блогадарна Вам за любую помощь.
Ответ
[2024-05-13 13:50:54] :
Здравствуйте. К сожалению, Вы не приводите данные, которые необходимо описать. Актуальное описание возможно только при просмотре ресурса de visu. Возможно составление библиографического описания для фрагмента текста, но чаще всего сведения о фрагменте приводятся в области примечания или в аннотации.
Если в статье идет речь о награждении одного человека, но его имя не вынесено в заглавие статьи, Вы можете добавить сформулированные на основе ресурса данные в квадратных скобках в качестве сведений, относящихся к заглавию, например:
Молодость души : [о Л.И. Демидовой, директоре театра «Родом из блокады»] // Петербург-классика. – 2000. – № 10. – С.35.
Если приведены имена нескольких награжденных, и каждое имя снабжено информацией (биография, сведения о подвиге), то возможно описание фрагмента как составной части ресурса. Или в области примечаний добавляют данные «Из содерж.: …» с указанием страниц, имеющих отношение к определенной информации; а также указание этой информации в аннотации.
Подобное описание см. в ответе на запрос № 39552 .
Если же речь идет просто о списке награжденных без дополнительной информации, Вы можете добавить сведения об интересующей Вас персоне в области примечания или в аннотации.
Также многое зависит от того, где будет опубликована работа, для которой необходимо составить библиографическое описание. В Азербайджане необходимо ориентироваться на правила описания, принятые в Вашей стране. В России описание составляется согласно ГОСТ Р 7.0.100-2018.
Если в статье идет речь о награждении одного человека, но его имя не вынесено в заглавие статьи, Вы можете добавить сформулированные на основе ресурса данные в квадратных скобках в качестве сведений, относящихся к заглавию, например:
Молодость души : [о Л.И. Демидовой, директоре театра «Родом из блокады»] // Петербург-классика. – 2000. – № 10. – С.35.
Если приведены имена нескольких награжденных, и каждое имя снабжено информацией (биография, сведения о подвиге), то возможно описание фрагмента как составной части ресурса. Или в области примечаний добавляют данные «Из содерж.: …» с указанием страниц, имеющих отношение к определенной информации; а также указание этой информации в аннотации.
Подобное описание см. в ответе на запрос № 39552 .
Если же речь идет просто о списке награжденных без дополнительной информации, Вы можете добавить сведения об интересующей Вас персоне в области примечания или в аннотации.
Также многое зависит от того, где будет опубликована работа, для которой необходимо составить библиографическое описание. В Азербайджане необходимо ориентироваться на правила описания, принятые в Вашей стране. В России описание составляется согласно ГОСТ Р 7.0.100-2018.
Добрый день!
подскажите, пожалуйста, как правильно составить библиографическое описание на книгу (на титульной странице нет города, как правильно указать издательство) :
Генерал Багратион : сборник документов и материалов / под ред. С.H.Голубева,Ф.Е.Кузнецова. - Ленинград : ОГИЗ : Госполитиздат, 1945. - 280 с., 1 вкл.л.схем. : ил. - (Русские полководцы. Документы и материалы / Гл. арх. упр. HКВД СССР).
или
Генерал Багратион : сборник документов и материалов / под ред. С.H.Голубева,Ф.Е.Кузнецова. - [Москва] : Гос.изд-во полит. лит., 1945. - 280 с. : 1 вкл.л.схем. : ил. - (Русские полководцы. Документы и материалы / Гл. арх.упр. HКВД СССР).
подскажите, пожалуйста, как правильно составить библиографическое описание на книгу (на титульной странице нет города, как правильно указать издательство) :
Генерал Багратион : сборник документов и материалов / под ред. С.H.Голубева,Ф.Е.Кузнецова. - Ленинград : ОГИЗ : Госполитиздат, 1945. - 280 с., 1 вкл.л.схем. : ил. - (Русские полководцы. Документы и материалы / Гл. арх. упр. HКВД СССР).
или
Генерал Багратион : сборник документов и материалов / под ред. С.H.Голубева,Ф.Е.Кузнецова. - [Москва] : Гос.изд-во полит. лит., 1945. - 280 с. : 1 вкл.л.схем. : ил. - (Русские полководцы. Документы и материалы / Гл. арх.упр. HКВД СССР).
Ответ
[2024-05-10 19:36:08] :
Здравствуйте. В порядке исключения мы сочли возможным посмотреть интересующее Вас издание de visu.
Место издания нигде не значится. Согласно пункту 5.5.3.4. ГОСТ Р 7.0.100-2018 в этом случае его следует установить по местонахождению издателя. Соответственно, мы можем привести место издания Москва, заключив его в квадратные скобки. Наименование ОГИЗ (объединение государственных издательств), в которое, в том числе, входил и Госполитиздат, в данном случае может рассматриваться как сведения о форме юридического лица. Соответственно, его можно опустить (пункт 5.5.4. ГОСТ Р 7.0.100). Ленинград как место, где расположена типография, указывать нет необходимости:
Генерал Багратион : сб. документов и материалов / под ред. С.Н. Голубова и Ф.Е. Кузнецова. – [Москва] : Гос. изд-во полит. лит., 1945. – 280 с. : ил., портр., карт. – (Русские полководцы : документы и материалы / Глав. арх. упр. НКВД СССР).
Название Госполитиздат является общепринятым сокращением. Поэтому предполагаем, что возможен и следующий вариант:
Генерал Багратион : сб. документов и материалов / под ред. С.Н. Голубова и Ф.Е. Кузнецова. – [Москва] : Госполитиздат, 1945. – 280 с. : ил., портр., карт. – (Русские полководцы : документы и материалы / Глав. арх. упр. НКВД СССР).
Место издания нигде не значится. Согласно пункту 5.5.3.4. ГОСТ Р 7.0.100-2018 в этом случае его следует установить по местонахождению издателя. Соответственно, мы можем привести место издания Москва, заключив его в квадратные скобки. Наименование ОГИЗ (объединение государственных издательств), в которое, в том числе, входил и Госполитиздат, в данном случае может рассматриваться как сведения о форме юридического лица. Соответственно, его можно опустить (пункт 5.5.4. ГОСТ Р 7.0.100). Ленинград как место, где расположена типография, указывать нет необходимости:
Генерал Багратион : сб. документов и материалов / под ред. С.Н. Голубова и Ф.Е. Кузнецова. – [Москва] : Гос. изд-во полит. лит., 1945. – 280 с. : ил., портр., карт. – (Русские полководцы : документы и материалы / Глав. арх. упр. НКВД СССР).
Название Госполитиздат является общепринятым сокращением. Поэтому предполагаем, что возможен и следующий вариант:
Генерал Багратион : сб. документов и материалов / под ред. С.Н. Голубова и Ф.Е. Кузнецова. – [Москва] : Госполитиздат, 1945. – 280 с. : ил., портр., карт. – (Русские полководцы : документы и материалы / Глав. арх. упр. НКВД СССР).
Добрый день, уважаемые библиографы! Подскажите, пожалуйста, как правильно оформить запись:
Губа, В. П. Методика определения и развития скоростно-силовых способностей у детей младшего школьного возраста / В. П. Губа, И. В. Строева. – Текст : непосредственный // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка : Детский тренер: журнал в журнале. – 2003. – № 3. – С. 31-34.
Губа, В. П. Методика определения и развития скоростно-силовых способностей у детей младшего школьного возраста / В. П. Губа, И. В. Строева. – Текст : непосредственный // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка : Детский тренер: журнал в журнале. – 2003. – № 3. – С. 31-34.
Ответ
[2024-05-07 16:05:56] :
Здравствуйте. К сожалению, Вы не указываете, для каких целей составляется библиографическое описание. Описание для каталога библиотеки и описание для списка литературы могут иметь существенные различия, что не противоречит стандартам. В профессиональную компетенцию сотрудников Информационно-библиографического отдела, предоставляющих ответы на запросы в Виртуальной справочной службе, не входит составление описаний для каталога. Мы можем только высказывать свои предположения на этот счет. Как правило, мы предлагаем свои варианты описания для научно-вспомогательной библиографии.
Полное описание согласно стандартам, используется для изданий государственной библиографии, баз и банков данных и электронных каталогов национальных библиотек. В таких описаниях приводят полный набор обязательных, условно-обязательных и факультативных элементов и не применяют сокращения. В остальных случаях, в том числе в описаниях для научно-вспомогательной библиографии, согласно стандартам, возможно применение только обязательных элементов и отдельных условно-обязательных элементов (например, сведений, относящихся к заглавию, и последующих сведений об ответственности) и применение сокращений согласно ГОСТ Р 7.0.12-2011 и 7.11-2004, что мы и используем в своей практике.
В порядке исключения, мы сочли возможным посмотреть интересующий Вас журнал de visu. Можем отметить следующие положения:
1. В научно-вспомогательной библиографии традиционно не используется запятая после фамилии автора в заголовке библиографической записи. По ГОСТ Р 7.0.80-2023 «Библиографическая запись. Заголовок» она является факультативным элементом (что оговорено словами «как правило»). Исключением являются случаи, когда в списках присутствуют иностранные составные имена и фамилии авторов, и запятая необходима для однозначной идентификации фамилий.
2. Область вида содержания и средства доступа (текст : непосредственный), которые являются условно-обязательными элементами, по нашему мнению, стоит использовать только в случаях, когда содержание ресурса смешанное и требует отдельного пояснения. В приведенном примере такой необходимости нет.
3. Журнал в журнале «Детский тренер» представляет собой, по сути, рубрику журнала «Физическая культура…». При составлении описания составной части ресурса рубрика приводится в области серии.
4. Журнал и «журнал в журнале» имеют сплошную пагинацию, это отражено в содержании, однако страницы журнала «Детский тренер» не пронумерованы. Согласно пункту 7.4.1 ГОСТ Р 7.0.100-2018 при указании местоположения составной части ресурса номера непронумерованных страниц заключают в квадратные скобки.
Губа В.П. Методика определения и развития скоростно-силовых способностей у детей младшего школьного возраста / В.П. Губа, И.В. Строева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2003. – № 3. – С. [31-34]. – (Детский тренер : журнал в журнале).
Интересующая Вас статья есть в сети. Поскольку это не сканированная копия, речь идет об электронной версии. Соответственно, возможен также следующий вариант описания:
Губа В.П. Методика определения и развития скоростно-силовых способностей у детей младшего школьного возраста / В.П. Губа, И.В. Строева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2003. – № 3. – С. [31-34]. – (Детский тренер : журнал в журнале). – Электрон. версия доступна на сайте Центр. отраслевой б-ки по физ. культуре и спорту. URL: http://lib.sportedu.ru/Press/FKVOT/2003N3/p31-34.htm (дата обращения: 07.05.2024).
Полное описание согласно стандартам, используется для изданий государственной библиографии, баз и банков данных и электронных каталогов национальных библиотек. В таких описаниях приводят полный набор обязательных, условно-обязательных и факультативных элементов и не применяют сокращения. В остальных случаях, в том числе в описаниях для научно-вспомогательной библиографии, согласно стандартам, возможно применение только обязательных элементов и отдельных условно-обязательных элементов (например, сведений, относящихся к заглавию, и последующих сведений об ответственности) и применение сокращений согласно ГОСТ Р 7.0.12-2011 и 7.11-2004, что мы и используем в своей практике.
В порядке исключения, мы сочли возможным посмотреть интересующий Вас журнал de visu. Можем отметить следующие положения:
1. В научно-вспомогательной библиографии традиционно не используется запятая после фамилии автора в заголовке библиографической записи. По ГОСТ Р 7.0.80-2023 «Библиографическая запись. Заголовок» она является факультативным элементом (что оговорено словами «как правило»). Исключением являются случаи, когда в списках присутствуют иностранные составные имена и фамилии авторов, и запятая необходима для однозначной идентификации фамилий.
2. Область вида содержания и средства доступа (текст : непосредственный), которые являются условно-обязательными элементами, по нашему мнению, стоит использовать только в случаях, когда содержание ресурса смешанное и требует отдельного пояснения. В приведенном примере такой необходимости нет.
3. Журнал в журнале «Детский тренер» представляет собой, по сути, рубрику журнала «Физическая культура…». При составлении описания составной части ресурса рубрика приводится в области серии.
4. Журнал и «журнал в журнале» имеют сплошную пагинацию, это отражено в содержании, однако страницы журнала «Детский тренер» не пронумерованы. Согласно пункту 7.4.1 ГОСТ Р 7.0.100-2018 при указании местоположения составной части ресурса номера непронумерованных страниц заключают в квадратные скобки.
Губа В.П. Методика определения и развития скоростно-силовых способностей у детей младшего школьного возраста / В.П. Губа, И.В. Строева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2003. – № 3. – С. [31-34]. – (Детский тренер : журнал в журнале).
Интересующая Вас статья есть в сети. Поскольку это не сканированная копия, речь идет об электронной версии. Соответственно, возможен также следующий вариант описания:
Губа В.П. Методика определения и развития скоростно-силовых способностей у детей младшего школьного возраста / В.П. Губа, И.В. Строева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2003. – № 3. – С. [31-34]. – (Детский тренер : журнал в журнале). – Электрон. версия доступна на сайте Центр. отраслевой б-ки по физ. культуре и спорту. URL: http://lib.sportedu.ru/Press/FKVOT/2003N3/p31-34.htm (дата обращения: 07.05.2024).