Виртуальная справочная служба (Российская национальная библиотека)
Организатор проекта - Российская национальная библиотека
ВИРТУАЛЬНАЯ СПРАВОЧНАЯ СЛУЖБА "СПРОСИ БИБЛИОГРАФА"
сегодня задано 1 из 28 возможных || в базе запросов: 51410

Каталог выполненных запросов

Социология чтения

Всего записей: 67
Вопрос . Здравствуйте.
Подскажите, пожалуйста, литературу о чтении (=читательских интересах) фантастики разными возрастными и социальными группами.
Интересуют как отечественные, так и зарубежные (на английском языке) источники.
Ответ [2023-10-20 14:44:46] :
Здравствуйте. Ваша тема довольно узкая, публикаций найдено немного. Предлагаем следующие материалы более общего характера для начала работы над темой (источники: ЭК РНБ, ИНИОН РАН, ИПС Яндекс, ИПС GoogleАкадемия, КиберЛенинка, Elibrary):
1. Архипова Н.В. Жанровые предпочтения как отражение интереса, пристрастий и психологии современного читателя / Н. В. Архипова, О. И. Ходячих // Исследовательская деятельность государственных и муниципальных библиотек Кемеровской области : сборник / отв. ред. вып. А. О. Алексеева. – Кемерово, 2009. – С. 80-83. – Электронная копия доступна на сайте ГАУК ГНБК им. В. Д. Федорова. URL: http://www.forum.lib42.ru/documents/Issledovatelskaya_deyatelnost_gosudarstvennyih_i_munitsipalnyih_bibliotek_Kemerovskoy_oblasti.pdf#page=80 (дата обращения: 19.10.2023).
2. Березина А.В. Почему подростки читают фантастику: результаты пилотного исследования // Изучаем чтение: форматы и практики : материалы I науч.-практ. лаборатории / сост. Е. А. Колосова. – Москва, 2020. – С. 31-40. – Электронная копия доступна на сайте СПбАППО. URL: https://ibcappo.ru/images/stories/2021/sbornik-Moscow-2020.pdf#page=31 (дата обращения: 20.10.2023).
3. Березина А.В. Чтение фантастики в подростковом возрасте: первые результаты анкетирования российских библиотекарей // Изучаем чтение: форматы и практики : сб. материалов II Науч.-практ. лаборатории. – Москва, 2021. – С. 16-27. – Электронная копия сборника доступна на платформе Calameo. URL: https://www.calameo.com/read/001280108da58238cef79 (дата обращения: 20.10.2023).
4. Березина А.В. Нужно ли подросткам читать фантастику: мнение российских библиотекарей // Вестник ЧГАКИ. – 2022. – № 2 (70). – С. 33-41. – Электронная копия доступна на сайте КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nuzhno-li-podrostkam-chitat-fantastiku-mnenie-rossiyskih-bibliotekarey (дата обращения: 20.10.2023).
5. Воронина Э.А. Зарубежная фантастика и ее читатели // Звезда. – 1997. – № 5. – С. 232-235. –
6. Ковтун Е.Н. Социология фантастики: наблюдения в рамках фантастоведческих курсов в МГУ имени М.В. Ломоносова // Stephanos : электрон. журн. – 2020. – № 1. – С. 69-96. – URL: http://stephanos.ru/izd/2020/2020-39.pdf#page=69 (дата обращения: 19.10.2023).
7. Ковтун Е.Н. Фантастика в зеркале читательских ожиданий (из опыта чтения межфакультетского курса "Кросс-культурные коды фантастики" в МГУ имени М.В. Ломоносова) // Studia polonoslavica : сб. ст. / отв. ред. Шешкен А.Г. – Москва, 2014. – С. 379-403. – Электронная копия доступна на сайте Elibrary. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32745428 (дата обращения: 20.10.2023). – Доступ после регистрации.
8. Кожакеева Ш.Т. Читательские интересы как объект социологического анализа // Интеграция науки и практики в современных условиях : материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. / науч. ред. Г. Ф. Гребенщиков. – Москва, 2016. – С. 29-33. – Электронная копия доступна на сайте Elibrary. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27397143 (дата обращения: 19.10.2023). – Доступ после регистрации.
9. Максимова Е.Н. Чтение как социокультурный феномен современности / Е. Н. Максимова, Л. Н. Гарас // Парадигмы истории и общественного развития. – 2017. – № 5. – С. 11-15. – Электронная копия номера доступна на сайте журнала. URL: https://www.sevsu.ru/upload/iblock/885/svbrcf96hovsofnaso2ajmspfbhzni6z/2017-05_Paradigmy_Full.pdf (дата обращения: 19.10.2023).
10. Сидорова Г.П. Советская массовая литература 1960-1980-х гг.: читательские предпочтения // Общество. Среда. Развитие. – 2010. – № 3. – С. 65-69. – Электронная копия доступна на сайте КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovetskaya-massovaya-literatura-1960-1980-h-gg-chitatelskie-predpochteniya (дата обращения: 19.10.2023).
11. Лю Ц. Фантастика в круге современного подросткового чтения // Университетский научный журнал. – 2017. – № 34. – С. 216-221. – Электронная копия доступна на сайте Elibrary. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32399819 (дата обращения: 19.10.2023). – Доступ после регистрации.
12. Фишман Л.Г. Фантастика и гражданское общество / Л. Г. Фишман. – Екатеринбург : УрО РАН, 2002. – 165 с. – Электронная копия книги доступна в социальной сети Вконтакте. URL: https://vk.com/doc301499740_437055954?hash=5swEcIKXERvLNxXHZaN9tm3VyPFzyXmPWvW8v9tRow4&dl=G0F3zjXd7Tz4e97VMNhwU97lT0bUZtewnL48aqYl45L (дата обращения: 20.10.2023).
13. Brian M.S. The sociology of science fiction / M. S. Brian. – Rockville : Wildside Press LLC, 1987. – 189 p. – Электронная копия фрагмента книги доступна на сайте онлайн библиотеки Google Books. URL: https://books.google.ru/books?id=KmNMlpX3cRwC&hl=ru (дата обращения: 19.10.2023).
14. Olave M.A.T. The cultural sociology of reading the meanings of reading and books across the world. – London, Palgrave Macmillan, 2022. – 595 p.
15. Oswald I. Sowjetische Science-Fiction-Literatur als soziologisches Erkenntnismittel: Literarische Plattform und ?ffentliches Medium der wissenschaftlich-technischen Intelligenz // Osteuropa. – 1991. – Vol. 41, N 4. – P. 393-405.
Дополнительно рекомендуем ознакомиться с информацией на сайте (открыть ссылку).
Являясь жителем Петербурга, Вы можете обратиться за дополнительной информацией к библиографам РНБ.
Вопрос . Здравствуйте, существует такой проект "Культурная карта России: литература и чтение".

Где он проводится?


Спасибо!
Ответ [2023-07-02 17:59:50] :
Здравствуйте. К сожалению, конкретная информация не найдена (источники – ИПС Яндекс, Google). Выявлено, что этот проект реализуется Российским книжным союзом, проводится с 2014 г.
Вопрос . Здравствуйте. Уточняя запрос № 46761: нужны актуальные публикации, если они есть, о межчитательском общении (в т.ч. в Интернете) молодежи (от 14 до 35 лет).
Ответ [2022-12-02 11:56:30] :
Здравствуйте! Ваш запрос сформулирован слишком узко, информации по теме практически не найдено. Предлагаем Вам следующие материалы, которые удалось выявить в рамках ВСС (источники: БД "Библиотечное дело" СОУНБ им. В.Г. Белинского, ЭК РНБ, БД elibrary, ИПС Яндекс, ИПС GoogleАкадемия):
1. Аскарова В.Я. Современная библиотека – организатор чтения в мультимедийном пространстве // Библиосфера. – 2020. – № 1. – С. 73-82. – Электронная копия доступна на сайте журнала. URL: https://www.bibliosphere.ru/jour/article/view/1606 (дата обращения: 02.12.2022).
2. Афанасенко А.А. Блог как средство популяризации культуры чтения коммуникации с молодёжью // Журналистика, мультимедиа: информационный и социокультурный потенциал : материалы IV всерос. науч.-практ. конф. – Краснодар, 2022. – С. 227-231. – Электрон. копия сборника доступна в науч. электрон. б-ке eLibrary. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49726314&selid=49726378 (дата обращения: 02.12.2022). – Доступ после регистрации.
3. Зеленко Т.И. Межличностное общение старших подростков в условиях библиотеки // Современное состояние инфосферы учреждений культуры : материалы III междунар. студ. науч.-практ. форума / науч. ред. и сост. Д.Н. Грибков, О.О. Борисова. – Орел, 2020. – С. 243-247. – Электрон. копия доступна в науч. электрон. б-ке eLibrary. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44272894 (дата обращения: 02.12.2022). – Доступ после регистрации.
4. Иванов Т.В. Литературные блоги как способ развития культуры чтения молодежи // Молодежная наука в развитии регионов. – 2020. – Т. 1. – С. 363-365.
5. Новикова Т.О. Продвижение книги и чтения в социальных медиа на примере блога "Во!круг книг" // Пятый международный интеллектуальный форум "Чтение на евразийском перекрестке" : материалы форума / науч. ред., сост. В.Я. Аскарова, Ю.В. Гушул ; Челяб. гос. ин-т культуры и др. – Челябинск, 2019. – С. 250-257. – Электрон. копия доступна в науч. электрон. б-ке eLibrary. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41449110&selid=41449189 (дата обращения: 02.12.2022). – Доступ после регистрации.
6. Ринчинова Ю.С. Книжные блогеры Улан-Удэ // Вестник Тюменского государственного института культуры. – 2020. – № 2 (16). – С. 339-341. – Электронная копия номера доступна на сайте журнала. URL: http://www.tumgik.ru/images/files/Nauka/Vestnik_02-16-2020.pdf (дата обращения: 02.12.2022).
7. Ценбахт М.А. Книжные блоги как инструмент продвижения чтения в молодежной среде // Восемнадцатые Денисьевские чтения : материалы междунар. науч.-практ. конф. по библиотековедению, библиографоведению, книговедению и проблемам библ.-информац. деятельности. – Орел, 2022. – С. 243-247. – Электронная копия сборника доступна на сайте Орлов. обл. науч. универс. б-ки. URL: http://www.buninlib.orel.ru/ekoll/2022_4/den_XVIII.pdf. (дата обращения: 02.12.2022).
8. Шабанова М.А. Что общего между интернет-сообществом, читательским клубом и читательским дневником? // Библиотечное дело. – 2013. – № 14 (200). – С. 29-34. – Электронная копия доступна на сайте РНБ. URL: https://nlr.ru/prof/publ/bibliograf/2013/bd14.pdf (дата обращения: 02.12.2022).
9. Шамрай А.Г. Инновации, изоляция и книга: книжный мир и чтение в эпоху интернета и коронавирусной инфекции // Общество. Среда. Развитие. – 2020. – № 3 (56). – С. 67-75. – Электрон. копия доступна в науч. электрон. б-ке Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsii-izolyatsiya-i-kniga-knizhnyy-mir-i-chtenie-v-epohu-interneta-i-koronavirusnoy-infektsii (дата обращения: 02.12.2022).
10. Ялышева В.В. Проблемное поле коммуникативного пространства современной библиотеки // Современный читатель и библиотека: выбор коммуникативных практик. – Санкт-Петербург, 2013. – С. 58-70.
11. Фролова А.С. Литературный блогер как законодатель читательской моды в среде городской студенческой молодежи / А.С. Фролова, С.А. Уварова // Учёные записки (АГАКИ). – 2021. – № 1 (27). – С. 64-71. – Электронная копия доступна на сайте КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/literaturnyy-bloger-kak-zakonodatel-chitatelskoy-mody-v-srede-gorodskoy-studencheskoy-molodyozhi (дата обращения: 02.12.2022).
Являясь жителем Петербурга, Вы можете обратиться за дополнительной информацией к библиографам РНБ.
Подбор литературы по определенной тематике Вы можете заказать в Информационно-сервисном центре РНБ . Услуги предоставляются на платной основе.
Вопрос . Добрый день! Прошу предоставить библиографический список для написания диплома по теме "Мотивация чтения современных подростков:условия формирования" за последние 5 лет. Спасибо!
Ответ [2022-11-06 16:03:27] :
Здравствуйте. Для начала работы предлагаем следующие материалы (источники – ИПС Яндекс, Google):
1. Березина А.В. К Вопросу о мотивации чтения фантастики современными российскими подростками // Культура: теория и практика. – 2021. – № 3 (42). – С. 28-34. – Электронная копия доступна на сайте КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-motivatsii-chteniya-fantastiki-sovremennymi-rossiyskimi-podrostkami (дата обращения: 06.11.2022).
2. Березина А.В. Мотивы чтения российских подростков поколения Z // Культура: теория и практика. – 2021. – № 5/6 (44/45). – С. 63-71. – Электронная копия доступна на сайте КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/motivy-chteniya-rossiyskih-podrostkov-pokoleniya-z (дата обращения: 06.11.2022).
3. Березина А.В. Чтение современных российских подростков в условиях цифровой реальности / А.В. Березина, Е.А. Колосова // Наука. Культура. Общество. – 2021. – № 4. – С. 122-131. – Электронная копия доступна на сайте КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/chtenie-sovremennyh-rossiyskih-podrostkov-v-usloviyah-tsifrovoy-realnosti (дата обращения: 06.11.2022).
4. Березина А.В. Чтение современных российских подростков: мотивационный аспект // Психология обучения. – 2021. – № 3. – С. 101-109.
5. Дроздова О.В. Чтение трудных подростков и его стимулирование возможностями интерактивной книги : дис. … канд. пед. наук / Дроздова О.В. – Челябинск, 2022. – 200 с. – Электронная копия доступна на сайте РГБ. URL: (открыть ссылку) (дата обращения: 06.11.2022).
6. Мигунова К.С. Интерактивные способы формирования читательского интереса у подростков / К.С. Мигунова, Д.Д. Веремеенко // StudNet. – 2021. – № 7. – С. 923-931. – Электронная копия доступна на сайте КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/interaktivnye-sposoby-formirovaniya-chitatelskogo-interesa-u-podrostkov (дата обращения: 06.11.2022).
7. Минералова И.Г. Доминантные направления в формировании мотивации детей и подростков к чтению и литературному творчеству // Педагогический журнал Башкортостана. – 2017. – № 6 (73). – С. 102-107. – Электронная копия доступна на сайте КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dominantnye-napravleniya-v-formirovanii-motivatsii-detey-i-podrostkov-k-chteniyu-i-literaturnomu-tvorchestvu (дата обращения: 06.11.2022).
8. Обласова Т.В. Почему подростки не любят читать классику? / Т.В. Обласова, Е.А. Логинова // Филологический класс. – 2020. – № 2. – С. 247-257. – Электронная копия доступна на сайте КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pochemu-podrostki-ne-lyubyat-chitat-klassiku (дата обращения: 06.11.2022).
9. Свирина Н.М. Чтение подростков: результаты исследования и сравнительный анализ // Филологический класс. – 2017. – № 3 (49). – С. 64-72. – Электронная копия доступна на сайте КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/chtenie-podrostkov-rezultaty-issledovaniya-i-sravnitelnyy-analiz (дата обращения: 06.11.2022).
10. Соболева М.А. Поиск внутренней мотивации, или как увлечь современного подростка литературой // Педагогический поиск. – 2017. – № 1. – С. 11-13.
11. Стефановская Н.А. Подросток как читатель: возможности педагогического влияния // Вестник ТГУ. – 2020. – № 188. – С. 139-146. – Электронная копия доступна на сайте КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podrostok-kak-chitatel-vozmozhnosti-pedagogicheskogo-vliyaniya (дата обращения: 06.11.2022).
Подбор литературы по определенной тематике Вы можете заказать в Информационно-сервисном центре РНБ (открыть ссылку). Услуги предоставляются на платной основе.
Вопрос . Добрый день! Помогите, пожалуйста, подобрать информацию о круге чтения провинциального читателя 30-х годов 19 века (читательские предпочтения, вкусы).
Благодарю. Татьяна
Ответ [2022-09-05 18:33:11] :
Здравствуйте! По теме Вашего запроса были выявлены следующие публикации, в т.ч. более общего характера (источники: ЭК РНБ, БД ИНИОН, БД elibrary, ИПС Яндекс, ИПС GoogleАкадемия):
1. Арчебасова Н.A. Книжный мир российского школьника XIX века // Социокультурная среда российской провинции в прошлом и настоящем : сб. науч. ст. / Елабужский фил. Казан. фед. ун-та, Елабуж. ист.-арх. и худож. Музей-заповедник ; редкол.: Мерзон Е.Е. [и др.]. – Елабуга, 2015. – С. 34-37. – Электронная копия сборника доступна на сайте КФУ. URL: https://kpfu.ru/portal/docs/F_10450921/SB_print.pdf (дата обращения: 05.09.2022).
2. Володкович А.Ф. Личные библиотеки и круг чтения сословных "низов" Сибири (первая половина XIX в.) // Книжное дело в Сибири (конец XVIII – начало XX в.) : сб. науч. тр. / АН СССР, Сиб. отд-ние ГПНТБ ; редкол.: В.Н. Волкова (отв. ред.) и др. – Новосибирск, 1991. – С. 28-49.
3. Кибардина Т.А. Круг чтения тоболяков конца XVIII – середины XIX в. в воспоминаниях современников // Тобольск – врата Сибири: актуальные вопросы истории города и региона XVII-XX вв. : темат. сб. науч. тр. / Тобол. гос. социал.-пед. акад. им. Д. И. Менделеева ; редкол.: Ю.М. Гончаров (отв. ред.) и др. – Тобольск, 2012. – С. 48-51.
4. Лякишева С. И. Усадебные библиотеки и домашнее чтение дворян как образец книжной культуры России XIX века : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Лякишева Светлана Ивановна ; Орлов. гос. ин-т культуры и искусств. – Москва, 2009. – 22 с. – Библиогр.: с. 21-22. – Место защиты: Моск. гос. ун-т культуры и искусств. – Электронная копия доступна на сайте РГБ. URL: https://viewer.rsl.ru/ru/rsl01003468914?page=2&rotate=0&theme=white (дата обращения: 05.09.2022).
5. Матханова Е.И. Круг чтения детей ссыльных декабристов (30-50-е гг. XIX в.) // Распространение книги в Сибири (конец XVIII – начало XX в.) : сб. науч. тр / АН СССР, Сиб. отд-ние. ГПНТБ ; редкол.: В.Н. Волкова (отв. ред.) и др. – Новосибирск, 1990. – С. 13-26.
6. Наранович С. «Применительно к XIX веку нельзя говорить о "читателях вообще"»: социолог литературы Абрам Рейтблат о книгах и чтении в России XIX века // Горький : сетевое изд. – 2016. – URL: https://gorky.media/context/primenitelno-k-xix-veku-nelzya-govorit-o-chitatelyah-voobshhe/ (дата обращения: 05.09.2022).
7. Равинский Д.К. "Достойное чтение для благопристойных барышень": цензура и самоцензура в выборе женского чтения в XIX в. // История книги и цензуры в России : Третьи Блюмовские чтения. – Санкт-Петербург, 2015. – С. 128-134. – Электрон. копия сборника доступна в науч. электрон. б-ке eLibrary. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36973610&selid=37093863 (дата обращения: 05.09.2022). – Доступ после регистрации.
8. Рейтблат А.И. Как Пушкин вышел в гении: историко-социологические очерки о книжной культуре Пушкинской эпохи / А.И. Рейтблат. – Москва : Новое лит. обозрение, 2001. – 329 с. – (Новое литературное обозрение. Научное приложение ; вып. 28). – Библиогр. в примеч.: с. 273-311. – Предм. указ. и указ. имен: с. 313-328. – Электронная копия доступна на сайте "Klex – архив книг". URL: https://klex.ru/rn9 (дата обращения: 05.09.2022).
9. Стефко М.С. Путешествие в круге чтения русского дворянства (конец XVIII – начало XIX вв.): опыт реконструкции по материалам сводного каталога русской книги гражданской печати XVIII в. // Проблемы российской истории. – 2009. – Вып. 9. – С. 195-200.
10. Филатова С.В. "Чтение едва ли не составляло главного удовольствия моих сограждан": книжная культура пензенского дворянства (конец XVIII – первая половина XIX в.) // Культура: проблемы теории, истории, практики. – Пенза, 2020. – С. 115-121.
11. Чтение в России в XIX – начале XX века : аннот. библиогр. указ / Гос. б-ка СССР им. В.И. Ленина, отд. исслед. чтения, пропаганды кн. и рек. библиогр. ; сост. А.И. Рейтблат. – Москва : ГБЛ, 1992. – 46, [1] с.
Вопрос . Здравствуйте!

Порекомендуйте, мне, пожалуйста, источники по теме: "Книга в жизни ветерана сцены".

Спасибо!
Ответ [2022-08-02 22:16:26] :
Здравствуйте. К сожалению, публикации по Вашей теме не найдены.
Вопрос . Здравствуйте! Мне нужна литература по проблеме "роль книги в жизни современного человека". Статьи, исследовательские работы, различные научные труды.
Заранее спасибо!
Ответ [2022-04-04 19:12:33] :
Здравствуйте! Предлагаем Вам следующие материалы для начала работы (источники: БД "Библиотечное дело" СОУНБ им. В.Г. Белинского, БД elibrary, ЭК РНБ, ИПС Яндекс, ИПС Google):
1. Анищенкова Е.О. Роль библиотеки, книги, чтения в жизни инвалида по зрению: результаты социологического исследования // Вестник Дальневосточной государственной научной библиотеки. – 2013. – № 2 (59). – С. 131-133. – Электронная копия номера доступна на сайте ДВГНБ. URL: https://fessl.ru/docs-downloads/bookpdf/DVGNB/VEST_59_2_2013.pdf (дата обращения: 04.04.2022).
2. Латыпова И.Ф. Роль книги в жизни ребенка // Социализация ребенка в условиях современной дошкольной образовательной организации : сб. науч. ст. III всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, посвящ. 15-летию ин-та педагогики и 50-летию БГПУ им. М. Акмуллы. – Уфа, 2017. – С. 234-235. – Электронная копия сборника доступна на сайте БГПУ им. М. Акмуллы. URL: https://bspu.ru/files/22689 (дата обращения: 04.04.2022).
3. Полянский В.В. Роль книги в жизни человека // Проблемы современного социума глазами молодых исследователей – XI : материалы XI всерос. науч.-практ. конф. преподавателей, студентов, магистрантов и аспирантов. – Волгоград, 2019. – С. 510-512. – Электронная копия сборника доступна на сайте РЭУ. URL: (открыть ссылку) (дата обращения: 04.04.2022).
4. Роль книги в жизни дошкольников / С.П. Фардзинова, Т.А. Павлова, О.В. Владимирова // Мастерство педагога: от вопросов к решениям : сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. – Чебоксары, 2020. – С. 134-137. – Электрон. копия доступна на сайте Центра науч. сотрудничества "Интерактивплюс". URL: https://interactive-plus.ru/ru/article/530429/discussion_platform (дата обращения: 04.04.2022).
5. Роль книг в жизни каждого человека / К.Д. Трубникова, А.А. Мокрова, Е.А. Клокова, В.Н. Чережонова // Современные научные исследования и инновации : электрон. науч. журн. – 2018. – № 1 (81). – URL: https://web.snauka.ru/issues/2018/01/85382 (дата обращения: 04.04.2022).
6. Роль книги и чтения в жизни детей / Э.Н. Романова, О.А. Данилова, М.Л. Ведерникова, М.Н. Чернышева // Педагогическое мастерство : материалы V междунар. науч. конф. – Москва, 2014. – С. 187-190. – Электронная версия представлена на сайте изд-ва "Молодой ученый". URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/144/6494/ (дата обращения: 04.04.2022).
7. Суслонова С.М. Роль книги и чтения в жизни семьи // Новые технологии в библиотечно-информационной практике и подготовке кадров : тез. выступ. XII краевой межвед. науч.-практ. конф. – Пермь, 2020. – С. 29-32. – Электронная копия сборника доступна на сайте Перм. электрон. б-ки. URL: https://e.gorkilib.ru/node/595698 (дата обращения: 04.04.2022).
8. Татаркин А.В. Роль книги в жизни человека // Прорывные научные исследования как двигатель науки : сб. ст. междунар. науч.-практ. конф. – Уфа, 2018. – Т. 1. – С. 268-270. – Электронная копия сборника доступна на сайте изд-ва "ОМЕГА САЙНС". URL: https://os-russia.com/SBORNIKI/KON-234-1.pdf (дата обращения: 04.04.2022).
9. Чепрасова Д.Р. Роль книги в жизни современного школьника // Молодой ученый. – 2017. – № 15.2. – С. 200-201. – Электронная версия представлена на сайте изд-ва Молодой ученый. URL: https://moluch.ru/archive/149/41751/ (дата обращения: 04.04.2022).
10. Щеголева О.В. Роль книги в жизни ребёнка // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VI междунар. науч. конф. – Уфа, 2015. – С. 91-94. – Электронная версия представлена на сайте изд-ва "Молодой ученый". URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/148/7348/ (дата обращения: 04.04.2022).
Вопрос . Здравствуйте. Очень нужны данные последних социалогических исследований на тему "Молодежь и чтение", тоесть процентное соотношение читающей молодежи и не четающей. Буду очень благодарна.
Ответ [2022-02-03 09:35:55] :
Здравствуйте. Самые последние статистические данные по чтению в целом, найденные в рамках Виртуальной службы, соответствуют 2019 году (открыть ссылку).
Вопрос . Мне для дипломной работы нужно найти исследования чтения, читательской активности, анализ прошлых лет и динамики, в общем всё, что касается чтения. Всех возрастных групп.
Но желательно открытые источники, доступа к РГБ у меня нет.

Литература с 2018 г.

Буду очень благодарна!
Ответ [2022-01-03 21:39:21] :
Здравствуйте. Ваша тема сформулирована очень широко, публикаций существует огромное количество за указанный период. Выявлено достаточное количество статейного материала, который затрагивает узкие региональные, возрастные исследования чтения за различные года. Рекомендуем обратиться к ответам на запросы Архива ВСС, №№ 39257, 43170. В дополнение предлагаем (источники – ЭК СОУНБ, ИПС Яндекс, Google):
1. Аскарова В.Я. Чтение "цифрового поколения": методолого-методические аспекты исследования // От чтения – к творчеству жизни. — Санкт-Петербург, 2019. — С. 50-61.
2. Вахнина И.А. Влияние деятельности библиотеки на читательскую активность студентов / И.А. Вахнина, Е.В. Енгалычева (Булгакова). – DOI 10.20913/2618-7515-2020-55-61 // Труды ГПНТБ СО РАН. — Новосибирск, 2020. — Вып. 2. — С. 55-61. – Электронная копия доступна на сайте журн. URL: https://proceedings.gpntbsib.ru/jour/article/view/447/416 (дата обращения: 03.01.2022).
3. Калинина Э.С. Круг читательских интересов младших подростков: опыт исследования и формирования // Педагогический ИМИДЖ. – 2019. – № 2 (43). – С. 157-165. – Электронная копия доступна на сайте КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/krug-chitatelskih-interesov-mladshih-podrostkov-opyt-issledovaniya-i-formirovaniya (дата обращения: 03.01.2022).
4. Калинина Э.С. Свободное чтение младших подростков: опыт исследования // От чтения – к творчеству жизни. — Санкт-Петербург, 2019. — С. 80-87. – Электронная копия доступна на сайте РНБ. URL: http://nlr.ru/nlr_pro/dep/artupload/pro/article/RA1426/NA11717.pdf (дата обращения: 03.01.2022).
5. Кузьминых Е.О. Динамика читательских интересов современных школьников // Актуальные вопросы современной филологии и журналистики. – 2018. – № 2 (29). – С. 44-48. – Электронная копия доступна на сайте КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dinamika-chitatelskih-interesov-sovremennyh-shkolnikov (дата обращения: 03.01.2022).
6. Овсянникова А.А. Читательская активность в тематических социальных сетях // Современный читатель в зеркале исследовательских проектов общедоступных библиотек : сб. ст. — Санкт-Петербург, 2018. — С. 101-109. – Электронная копия доступна на сайте Объединения муниципальных библиотек г. Перми. URL: https://biblioteki.perm.ru/files/files/PDF/Itogovay_rabota.pdf (дата обращения: 03.01.2022).
См. также материалы Центра чтения РНБ (открыть ссылку).
Вопрос . Здравствуйте! Нужен список литературы на тему для диплома "Что и как читать детям младшего школьного возраста" Помогите,пожалуйста. Предпочтительно электронные тексты
Ответ [2021-11-23 12:50:49] :
Здравствуйте! Предлагаем Вам следующие материалы для начала работы, которые удалось выявить в рамках ВСС (источники: БД "Библиотечное дело" СОУНБ им. В.Г. Белинского, БД elibrary, ЭК РНБ, ИПС Яндекс, ИПС Google):
1. Антипов К. «Книга класса» против «цифровизации» детского сознания // Школьная библиотека. – 2018. – № 10. – С. 45-46.
2. Блинова Л.А. Формирование читательской компетенции школьников в соответствии с ФГОС НОО и ООО // Проблемы современной науки и образования. – 2016. – № 4 (46). – С. 156-161. – Электрон. копия доступна в науч. электрон. б-ке Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-chitatelskoy-kompetentsii-shkolnikov-v-sootvetstvii-s-fgos-noo-i-ooo (дата обращения: 23.11.2021).
3. Гончарова Е.Л. Бездумное чтение у младших школьников: кто виноват и что делать? / Е.Л. Гончарова, Д.В. Дмитриева // Школьная библиотека. – 2009. – № 9/10. – С. 62-70.
4. Жесан О.Б. Формирование читательской компетенции младших школьников // Школьная библиотека. – 2010. – № 5. – С. 24-26.
5. Колганова Н.Е. Читательская компетентность младших школьников: сущность, структура, показатели // Гаудеамус. – 2017. – №1. – С. 27-37. – Электрон. копия доступна в науч. электрон. б-ке Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/chitatelskaya-kompetentnost-mladshih-shkolnikov-suschnost-struktura-pokazateli (дата обращения: 23.11.2021).
6. Кучерова Л.А. Особенности чтения детей младшего школьного возраста в библиотеке // Национальная программа продвижения чтения: уральский вариант. – Челябинск, 2008. – С. 255-262.
7. Марьясова Н.В. Влияние электронной культуры на детское чтение // Информационный бюллетень РБА. – 2018. – № 81. – С. 121-124. – Электронная копия номера доступна на сайте РБА. URL: http://www.rba.ru/netcat_files/55/993/rba81.pdf (дата обращения: 23.11.2021).
8. Мисина Н.Н. Любимые книги детства: какие они? // Новая библиотека. – 2011. – № 1. – С. 19-25.
9. Полищук М.А. Чтение детей младшего школьного возраста (по результатам социологического исследования). – DOI 10.25281/0869-608X-2010-0-1-61-65 // Библиотековедение. – 2010. – № 1. – С. 61-65.
10. Полякова Т.И. Роль школьной библиотеки в развитии интереса к чтению младших школьников // Чтение в системе социокультурного развития личности : сб. ст. междунар. науч.-практ. семинара / [сост. Г.В. Варганова]. – Москва, 2007. – С. 220-230.
11. Самойлова И. Портрет читателя детской библиотеки. По итогам областного исследования "Книга и чтение в жизни детей" // Библиотечное дело. – 2010. – № 16. – С. 13-16. – Электронная копия номера доступна на сайте РНБ. URL: http://www.nlr.ru/prof/publ/bibliograf/2010/bd16.pdf (дата обращения: 23.11.2021).
12. Фесенко О.П. Круг чтения учащихся младших классов в современной школе (на основе образовательной программы "Школа 2100") // Гуманитарная книга: культура издания – культура чтения. – Омск, 2013. – С. 191-195.
Подбор литературы по определенной тематике Вы можете заказать в Информационно-сервисном центре РНБ (открыть ссылку). Услуги предоставляются на платной основе.