Виртуальная справочная служба (Российская национальная библиотека)
Организатор проекта - Российская национальная библиотека
ВИРТУАЛЬНАЯ СПРАВОЧНАЯ СЛУЖБА "СПРОСИ БИБЛИОГРАФА"
сегодня задано 1 из 17 возможных || в базе запросов: 52673

Каталог выполненных запросов

История и теория искусства

Всего записей: 276
Здравствуйте!

Порекомендуйте пожалуйста источники по С.Т.Мамомонтову и И.е.репину. их взаимоотношениям. Спасибо!
Ответ [2022-06-07 20:30:00] :
Здравствуйте. Предлагаем следующие материалы (источники – ЭК РГБИ, РНБ, БД, eLibrary, ИПС Google Академия):
1. Андрущенко Л.И. Сюжеты И.Е. Репина к иллюстрированному изданию "Библии для народа" А.В. Прахова и С.И. Мамонтова // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 15, Искусствоведение. – 2014. – Вып. 2. – С. 72-89 : 12 ил.
Аннотация: О произведениях на библейские сюжеты в творчестве И.Е. Репина, истории создания серии иллюстраций к неосуществленному изданию "Библии для народа" А.В. Прахова и С.И. Мамонтова, работа над которой велась в 1876-1877 гг. во время пребывания художника в городе Чугуеве Харьковской губернии. В частности, о теме Малороссии в творчестве Репина, ранних иконописных работах художника.
2. Баржеева Т.В. Влияние деятельности С.И. Мамонтова и М.К. Тенишевой на формирование культурной среды российского общества конца XIX – начала XX века // Современная культура: проблемы истории и технологии развития. – Смоленск, 2021. – С. 24-27.
3. Бахревский В.А. Савва Мамонтов : [жизнь и деятельность] / Владислав Бахревский. – Москва : Молодая гвардия, 2018. – 520, [3] с. : ил., портр.
4. Волобуева Д.В. Усадьба «Абрамцево» как культурный феномен // Культурные тренды современной россии: от национальных истоков к культурным инновациям. – Белгород, 2020. – С. 59-62.
5. Дергунова М.О. Савва Мамонтов: предприниматель и меценат // Студенческий форум. – 2019. – № 20-1 (71). – С. 13-15. – Электронная копия доступна на сайте «Научный форум». URL: https://nauchforum.ru/archive/studjournal/20%2871_1%29.pdf#page=14 (дата обращения: 07.06.2022).
6. Коган Д.З. Мамонтовский кружок / Д.З. Коган. – Москва : Изобразит. искусство, [1970]. – 218 с. : ил.
7. Кольцов Н. Савва Великолепный. Исторический портрет Саввы Ивановича Мамонтова / Н. Кольцов, М. Ефимовский, А. Суслова // Музыка: от изучения к исследованию. – Пермь, 2016. – С. 21-34.
8. Московский художественный кружок. Хроника нашего Художественного кружка. – [Москва] : Т-во тип. А.И. Мамонтова, [1895]. – VIII, 186 с., [28] л. ил.
9. Сарабьянов Д.В. Илья Ефимович Репин / Д.В. Сарабьянов. – Москва : Искусство, 1955. – 71 с.
10. Сергеева Д.В. "Лучшая в мире дача" // Московский журнал. – 2021. – № 6. – С. 34-53 : 12 цв. ил., 12 ил., 3 цв. портр., 24 портр.
Аннотация: О подмосковной усадьбе Абрамцево и ее обитателях в 1870–1908 гг. В частности, о повседневном быте владевшей ею четы Мамонтовых, об обстановке и интерьере усадьбы, о студии-мастерской, построенной С.И. Мамонтовым для приезжавших туда художников и скульпторов, о домашних спектаклях и концертах, в подготовке которых участвовали известные художники и музыканты, о размещавшемся там до 1910 х гг. Музее народного искусства. А также о церкви Спаса Нерукотворного Образа, построенной по эскизам В.М. Васнецова и В.Д. Поленова в Абрамцевском парке.
11. Федоров-Давыдов А.А. Илья Ефимович Репин / А.А. Федоров-Давыдов. – [2-е изд., доп.]. – Москва : Искусство, 1989. – 119 с. : цв. ил.
Здравствуйте!

Порекомендуйте, пожалуйста, источники по теме конференции: роль меценатов и покровителей в карьере художника, профессиональные и личные отношения. Время — конец 19 начало 20 века (Россия).


Спасибо!
Ответ [2022-06-01 16:55:11] :
Здравствуйте. Предлагаем следующие материалы (источники – ЭК РГБИ, БД eLibrary, ИПС Google Академия):
1. Агратина Е.Е. Жан-Клод Ришар Де Сен-Нон (1727-1791), любитель изящных искусств и друг художников // Артикульт. – 2020. – № 3 (39). – С. 81-87. – Электронная копия доступна в науч. электрон. б-ке Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zhan-klod-rishar-de-sen-non-1727-1791-lyubitel-izyaschnyh-iskusstv-i-drug-hudozhnikov (дата обращения: 01.06.2022).
2. Алешин П.А. Правители Феррары как покровители искусств. Рельефы Антонио Ломбардо для" алебастровых комнат" Альфонсо I д’Эсте // Искусствознание. – 2015. – № 1/2. – С. 234-248. – Электронная копия доступна в науч. электрон. б-ке Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/praviteli-ferrary-kak-pokroviteli-iskusstv-reliefy-antonio-lombardo-dlya-alebastrovyh-komnat-alfonso-i-d-este (дата обращения: 01.06.2022).
3. Арензон Е.Р. Мамонтов. Искусство и железные дороги / Е.Р. Арензон. – Москва : Генеральный директор, 2011. – 240 с.
4. Аронов А.А. Золотой век русского меценатства / А.А. Аронов. – Москва : Изд-во МГУК, 1995. – 112 с.
5. Арутюнова А. Рынок искусства: практичность или духовность // Логос. – 2015. – Т. 25, № 4 (106). – С. 216-225.
6. Бенуа А. На смерть Сергея Ивановича Щукина // Столица. – 1994. – № 1. – C. 62-63.
7. Бокман Г.А. Коллекционер Владимир Гиршман – его судьба, судьба коллекций / Г. Бокман Григорий, Л. Юниверг // Среди коллекционеров. Журнал для любителей искусства и старины. – 2014. – № 1/2 (12/13). – С. 62-103 : 16 ил., 14 цв. ил., 2 портр. – Библиогр. в примеч.: с. 95-98 (88 назв.).
Аннотация: О жизни коллекционера и мецената В.О. Гиршмана и его жены Г.Л. Гиршман, их общении с художниками, портретах Г.Л. Гиршман, созданных художниками конца 19 – начала 20 вв. (подробнее о портретах К. Сомова и В. Серова). Об Обществе свободной эстетики, заседавшем в доме коллекционеров, общении семьи с художником К. Сомовым в эмиграции. Об особенностях художественной коллекции (мебель, предметы декоративно-прикладного и изобразительного искусства).
8. Гаврилова Е.В. Особенности взаимоотношений Бенвенуто Челлини и герцога Флоренции Козимо Медичи // Современные проблемы науки и образования : сетевое изд. – 2013. – № 5. – С. 509-509. – URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=10184& (дата обращения: 01.06.2022).
9. Доброва У.П. Сикст IV-покровитель искусств и ученый богослов // Вестник Московского университета. Серия 8, История. – 2017. – № 2. – С. 3-17. – Электронная копия доступна в науч. электрон. б-ке Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sikst-iv-pokrovitel-iskusstv-i-uchenyy-bogoslov (дата обращения: 01.06.2022).
10. Игнатьева О.В. Эволюция частного коллекционирования в русской дворянской усадьбе // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. – 2017. – № 1. – С. 47-53. – Электронная копия доступна в науч. электрон. б-ке Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/evolyutsiya-chastnogo-kollektsionirovaniya-v-russkoy-dvoryanskoy-usadbe (дата обращения: 01.06.2022).
11. Ладохин Ю.Д. Казначеи революции смыслов: от Мецената до братьев Третьяковых : из цикла "Истории бессмертное движенье" / Юрий Ладохин. – [Б. м.] : Издательские решения, 2019. – 252, [3] с. : ил.
12. Мартынов С.Д. Предприниматели, благотворители, меценаты: Строгоновы, Алексеевы, Третьяковы, Морозовы, Гучковы / С. Д. Мартынов. – Санкт-Петербург : Пирс, 1993. – 88 с.
13. Мещерина Е.Г. Меценат и художник в России XIX-начала XX столетий (социально-психологический аспект). – DOI 10.24833/2541-8831-2018-3-7-150-161 // Концепт: философия, религия, культура. – 2018. – № 3. – С. 150-161. – Электронная копия доступна на платформе ResearchGate. URL: (открыть ссылку) (дата обращения: 01.06.2022).
14. Омельченко С.И. Художник и дворянская культура // Вестник Астраханского государственного технического университета. – 2005. – № 5. – С. 83-90. – Электронная копия доступна в науч. электрон. б-ке Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/hudozhnik-i-dvoryanskaya-kultura (дата обращения: 01.06.2022).
15. Парфентьев Н.П. "Покровители" разных искусств / Парфентьев Н.П., Парфентьева Н.В. // Коллекционеры и меценаты дореволюционного Урала. – Екатеринбург, 1999. – С. 31-43. Аннотация: Строгановы – меценаты и коллекционеры, 16-17 вв.
Здравствуйте! Ищу литературу об истории художественных выставок и музеев в России XIX века, в особенности интересует вопрос о публике, которая могла посещать эти выставки и музеи, какие именно это были слои населения и когда выставки и музеи стали публичными. Спасибо!
Ответ [2022-03-25 10:54:33] :
Здравствуйте. Предлагаем следующие материалы (источники – ЭК РНБ, БД по истории, археологии и этнологии ИНИОН РАН, БД eLibrary, ИПС Google Scholar):
1. Баюра Л.П. Роль Императорской академии художеств в создании художественного музея в Симбирске. Конец XIX – начало ХХ веков (К 250-летию основания Российской Академии художеств) // Музей как феномен культуры. – Ульяновск, 2007. – С. 159-165.
2. Грицкевич В.П. История музейного дела конца XVIII-начала XX вв. / В.П. Грицкевич ; С.-Петерб. гос. ун-т культуры и искусств. – Санкт-Петербург : С.-Петерб. гос. ун-т культуры и искусств, 2007. – 335 с.
3. Динцер О.Г. Мартинелли – первый хранитель Эрмитажа // Наука и культура России XVIII века. – Лениград, 1984. – С. 178-187.
4. Карташова М.В. Кустарные музеи Российской империи в конце XIX – начале ХХ века // Вестник Нижегородского университета. – 2019. – № 2. – С. 18-26. – Электронная копия доступна в науч. электрон. б-ке Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kustarnye-muzei-rossiyskoy-imperii-v-kontse-xix-nachale-xx-veka (дата обращения: 24.03.2022).
5. Логутова Е.В. Систематизация и классификация источников по истории организации художественных выставок в Санкт-Петербурге во второй половине XIX – начале ХХ в.: постановка проблем // Проблемы исторического регионоведения. – Санкт-Петербург, 2012. – Вып. 3. – С. 296-310.
6. Любомирова Е.Е. Всероссийские художественно-промышленные выставки: (Из истории становления отеч. дизайна) : автореф. дис. ... канд. иск. / Любомирова Е.Е. – Москва, 1991. – 23 с. – Электронная копия доступна на сайте Человек и наука. URL: https://cheloveknauka.com/vserossiyskie-hudozhestvenno-promyshlennye-vystavki-iz-istorii-stanovleniya-otechestvennogo-dizayna (дата обращения: 24.03.2022).
7. Овчинникова Б.Б. Из истории русских музеев / Б.Б. Овчинникова, Л.В. Чижова ; Урал. гос. ун-т им. А.М. Горького. – Екатеринбург, 1992. – 115 с.
8. Овчинникова Б.Б. Музеи России : становление и развитие до начала ХХ века : учеб. пособие / Б.Б. Овчинникова, Л.В. Чижова ; Урал. гос. ун-т им. А.М. Горького. – 2-е изд., перераб. и доп. – Екатеринбург : Изд-во УрГУ, 2002. – 193 с.
9. Петербургские ювелиры XVIII-XIX века / Гос. Эрмитаж ; авт.-сост. Костюк О.Г. – Санкт-Петербург : Славия, 2000. – 127 с., ил.
10. Пиотровский Б.Б. Эрмитаж : история и современность (1764-1988) / Б.Б. Пиотровский, И.Н. Новосельская, Л.Л. Каганэ и др. ; под ред. В.А. Суслова. – Москва : Искусство, 1990. – 366 с. : ил.
11. Родионова А.А. Выставочная жизнь Курской губернии в конце XIX – начале ХХ вв. // Рос- сия на рубеже веков: история и современность : материалы II Всерос. науч.-теорет. конф., Курск, 5 нояб. 2004 г. – Курск, 2004. – С. 213-215.
12. Сиволап Т.Е. Роль церковно-археологических музеев в культурной жизни России (вторая половина XIX – начало XX века) // Триумф музея. – 2005. – С. 404-418. – Электронная копия доступна на сайте Рос. музееведение. URL: http://museumstudy.ru/wp-content/uploads/2015/12/Sivolap.pdf (дата обращения: 24.03.2022).
13. Случевский К.К. Возникающая сокровищница : Русский музей имп. Александра III / К.К. Случевский. – Санкт-Петербург : тип. М-ва вн. дел, 1898. – 14 с.
14. Тимофеева М.А. Шведы на всероссийских выставках в Москве во второй половине XIX в. : (К истории дизайна) // Шведы в Москве. – Москва, 2002. – С. 115-122.
15. Чувилова И.В. Человек как объект вербального освоения музейного пространства в XVIII – начале XIX века // Исторический курьер. – 2021. – № 2 (16). – С. 78-92. – Электронная копия доступна в науч. электрон. б-ке Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/chelovek-kak-obekt-verbalnogo-osvoeniya-muzeynogo-prostranstva-v-xviii-nachale-xix-veka (дата обращения: 24.03.2022).
Здравствуйте!
Порекомендуйте, пожалуйста,источники по предмету "Композиция" для учеников художественных школ.

Спасибо!
Ответ [2022-03-22 20:16:05] :
Здравствуйте. Предлагаем следующие материалы для начала работы над темой (источники – БД eLibrary, ИПС Google Scholar):
1. Двизова О.В. Экспериментальная методика преподавания сюжетной композиции монтажного типа в детской художественной школе // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. – 2021. – № 2 (36). – С. 45-56. – Электронная копия доступна в науч. электрон. б-ке Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/eksperimentalnaya-metodika-prepodavaniya-syuzhetnoy-kompozitsii-montazhnogo-tipa-v-detskoy-hudozhestvennoy-shkole? (дата обращения: 21.03.2022).
2. Кудреватый М.Г. Учебный рисунок и композиция. Взаимосвязь дисциплин в современной академической школе // Научные труды / С.-Петерб. гос. академический ин-т живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина. – 2019. – № 50. – С. 77-88. – Электронная копия выпуска доступна на сайте Изд-ва С.-Петерб. акад. художеств. URL: http://repin-book.ru/assets/pdf/2019/nt_50_anonce.pdf?ysclid=l12e4pyzzy (дата обращения: 21.03.2022).
3. Левыкин Э.В. Как построить композицию картины / Э.В. Левыкин. – Москва : Книга-Мемуар, 2015. – 68 с. : ил., цв. ил.
4. Основы перспективы и композиции : [пер. с англ.]. – Москва : АСТ Астрель, 2006. – 32 с. : ил., цв. ил.
5. Печальнова О.А. Методика преподавания темы" томские мотивы" в программе" композиция" детской художественной школы // Городской пейзаж в мировом искусстве и в системе художественного образования. – Томск, 2016. – С. 64-68.
6. Поверина Т.В. Особенности, проблемы и практические советы в преподавании предмета" Станковая композиция" на художественном отделении в ДШИ // Проблемы фундаментальной подготовки в школе и вузе в контексте современности. – Череповец, 2019. – С. 186-189.
7. Программа учебного предмета «Композиция станковая» // Детская художественная школа № 1 города Астрахани : сайт. – Астрахань, [б.г.]. – URL: https://dhsh1.astr.muzkult.ru/media/2018/07/30/1225139394/Kompoziciya_stankovaya_IZO_1.PDF (дата обращения: 21.03.2022).
8. Ременникова Ю.С. Основные признаки декоративной живописи в системе преподавания композиции / Ю.С. Ременникова, А.Н. Заярнюк // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. – 2013. – № 28. – С. 181-185. – Электронная копия доступна на сайте «Детская художественная школа» Качканарского городского округа Свердловской обл. URL: http://kdhsh.ekb.muzkult.ru/media/2018/09/07/1231806619/Remennikova_Yu.S._Zayarnyuk_A.N._Osnovny_isteme_prepodavaniya_kompozicii.pdf (дата обращения: 21.03.2022).
9. Свешников А.В. Композиция как способ коммуникации при обучении изобразительному искусству // Вестник ВГИК. – 2018. – № 4. – С. 69-77. – Электронная копия доступна на сайте журн. URL: https://vestnik-vgik.com/2074-0832/article/view/14583/ru_RU (дата обращения: 21.03.2022).
10. Соловьева Н.С. Творческая мастерская: «Колорит и Композиция произведений живописи» // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2008. – № 1. – C. 70-77. – Электронная копия доступна в науч. электрон. б-ке Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tvorcheskaya-masterskaya-kolorit-i-kompozitsiya-proizvedeniy-zhivopisi? (дата обращения: 21.03.2022).
11. Терскова А.В. Развитие творческих способностей на занятиях по композиции посредством пастозной живописи // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. – 2017. – № 3 (16). – С. 17. – Электронная копия доступна в науч. электрон. б-ке Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-tvorcheskih-sposobnostey-na-zanyatiyah-po-kompozitsii-posredstvom-pastoznoy-zhivopisi1-174. (дата обращения: 21.03.2022).
12. Фомина Н.Н. Композиция в детском рисунке-проблема современного художественного образования // Педагогика искусства : сетевой журн. – 2015. – № 2. – С. 326-333. – URL: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/fomina_291-297.pdf (дата обращения: 21.03.2022).
13. Чеканцев П.А. Размышления о композиции в изобразительном искусстве // Преподаватель ХХI век. – 2015. – Т. 1, № 4. – C. 146-155. – Электронная копия доступна в науч. электрон. б-ке Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razmyshleniya-o-kompozitsii-v-izobrazitelnom-iskusstve? (дата обращения: 21.03.2022).
Добрый день! Подскажите, пожалуйста, может быть у вас есть какие-то статьи или другие источники по теме «Спорные сюжеты истории в искусстве»?
Ответ [2022-03-17 19:37:51] :
Здравствуйте. Предлагаем следующие материалы (источники – ЭК РГБИ, БД по истории, археологии и этнологии ИНИОН РАН, ИПС Google Академия):
1. Беликова В. Художественный образ древнего мира // Художник. – 1999. – № 2. – С. 52-58 : 12 ил.
Аннотация: Мифологические сюжеты в изобразительном искусстве, их трактовка, изменения отношения к мифу в зависимости от смены эпох и художественных стилей. Главным образом на материале русской живописи 18-го – начала 20-го вв.
2. Евин И.А. Визуальная и смысловая неоднозначность в искусстве // Вопросы культурологии. – 2008. – № 7. – С. 51-55.
3. Евин И.А. Неоднозначность в искусстве // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2008. – № 6. – С. 252-256. – Электронная копия доступна в науч. электрон. б-ке Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/neodnoznachnost-v-iskusstve? (дата обращения: 17.03.2022).
4. Ильченко А. Параноидальное чувство бессилия // Художественный журнал. – 2015. – № 94. – С. 90-95 : 3 ил. – Электронная копия доступна на сайте журн. URL: http://moscowartmagazine.com/issue/1/article/67 (дата обращения: 17.03.2022).
5. Литошенко Д.А. Феномен «Юноны и Авось» в историографии и искусстве // Ойкумена. Регионоведческие исследования. – 2012. – № 2 (21). – С. 14-20. – Электронная копия доступна в науч. электрон. б-ке Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-yunony-i-avos-v-istoriografii-i-iskusstve (дата обращения: 17.03.2022).
6. Нехвядович Л.И. Этническая художественная традиция как категория теоретической истории искусства // Известия Алтайского государственного университета. – 2010. – № 2-2. – С. 148-151. – Электронная копия доступна в науч. электрон. б-ке Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/etnicheskaya-hudozhestvennaya-traditsiya-kak-kategoriya-teoreticheskoy-istorii-iskusstva (дата обращения: 17.03.2022).
7. Парфентьева Н.В. Художественный образ Ивана Грозного как символ национального самосознания в произведениях искусства // Смыслы, ценности, нормы в бытии человека, общества, государства. – Челябинск, 2016. – С. 24-31.
8. Рикота Е.В. Вариативность интерпретаций иконографической программы монументальной живописной декорации крипты церкви Святого Николая в Таване. – DOI 10.18688/aa199-4-49 // Актуальные проблемы теории и истории искусства. – 2019. – № 9. – С. 556-566. – Электронная копия доступна на сайте конф. URL: https://actual-art.org/files/sb/09/Rikota.pdf (дата обращения: 17.03.2022).
9. Садыкова Е.Ю. Догмат непорочного зачатия и воплощение этого новозаветного сюжета в изобразительном искусстве. Муленский триптих // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2007. – № 6. – С. 200-203.
10. Шапинская Е.Н. Фигуры власти в русском искусстве: игры с историей на российской оперной сцене // Ярославский педагогический вестник. – 2013. – Т. 1, № 2. – С. 218-223. – Электронная копия доступна в науч. электрон. б-ке Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/figury-vlasti-v-russkom-iskusstve-igry-s-istoriey-na-rossiyskoy-opernoy-stsene? (дата обращения: 17.03.2022).
11. Шер Я.А. Спорные вопросы изучения первобытного искусства // Археология, этнография и антропология Евразии. – Новосибирск, 2004. – № 2. – C. 36-52.
12. Яйленко Е.В. О картине Джованни Беллини "Кровь Спасителя": спорные вопросы иконографии и смысловое значение пейзажа // Артикульт. – 2018. – № 1 (29). – С. 41-49. – Электронная копия доступна в науч. электрон. б-ке Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-kartine-dzhovanni-bellini-krov-spasitelya-spornye-voprosy-ikonografii-i-smyslovoe-znachenie-peyzazha (дата обращения: 17.03.2022).
Здравствуйте. Подберите, пожалуйста, литературу по теме "Салонный академизм в художественной культуре России XIX-начала XXI века".
Ответ [2022-03-15 14:42:32] :
Здравствуйте. Предлагаем следующие материалы (источники – ЭК РНБ, РГБИ, БД eLibrary, ИПС Google Академия):
1. Барсукова А.Ю. Салонная живопись как феномен искусства и социума / А.Ю. Барсукова, О.В. Евусяк // Материалы 54-й Международной научной студенческой конференции МНСК-2016: История и теория искусств. – Новосибирск, 2016. – С. 13-14.
2. Варначёва Л.В. Проблема воплощения христианского сюжета в академической живописи. творчество Генриха Семирадского // Культура и гуманитарные науки в современном мире. – Санкт-Петербург, 2019. – Вып. 2. – С. 25-33. – URL: http://s.siteapi.org/db33f211b111f03/docs/b9cdffgbzoggkssogccwog8ok00008 (дата обращения: 15.03.2022).
3. Верещагина А.Г. Историческая картина в русском искусстве : шестидесятые годы XIX в. / А.Г. Верещагина. – Москва : Искусство, 1990. – 231 с. : ил., цв. ил.
4. Волгина Ю.И. Академизм – искусство "золотой середины" // Декоративное искусство. – 2002. – № 2. – С. I-XIV: 12 ил.
5. Гордон Е. Русская академическая живопись 50-60-х годов XIX века : жанровая структура, иконография, особенности стиля // Искусство. – 1983. – № 9. – С. 58-69.
6. Гордон Е.С. Русская академическая живопись второй половины XIX века : дис. ... канд. иск. / Гордон Елена Сергеевна. – Москва, 1985. – 220 с. – Электронная версия фрагмента дис. доступна на сайте dissreCat. URL: http://www.dissercat.com/content/russkaya-akademicheskaya-zhivopis-vtoroi-poloviny-xix-veka (дата обращения: 14.03.2022).
7. Карпова Т. Пленники красоты : выставка академического и салонного искусства в Государственной Третьяковской галерее // Третьяковская галерея. – 2004. – № 4. – С. 14-27: 16 цв. ил.
8. Карпова Т. Салонный академизм : возвращение к теме // Искусствознание. – 2003. – № 1. – С. 338-362.
9. Мутья Н.Н. Гедонизм исторических сцен в русской салонно-академической живописи второй половины XIX века // Манускрипт. – 2016. – № 5 (67). – С. 142-145. – Электронная копия доступна в науч. электрон. б-ке Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gedonizm-istoricheskih-stsen-v-russkoy-salonno-akademicheskoy-zhivopisi-vtoroy-poloviny-xix-veka (дата обращения: 14.03.2022).
10. Мутья Н.Н. Русская историческая живопись на Всемирных выставках в США (конец XIX – начало ХХ века) // Манускрипт. – 2021. – Т. 14, № 8. – С. 1716-1726. – Электронная копия доступна в науч. электрон. б-ке Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/russkaya-istoricheskaya-zhivopis-na-vsemirnyh-vystavkah-v-ssha-konets-xix-nachalo-hh-veka (дата обращения: 14.03.2022).
11. Панченко И.А. Женские образы в русском портрете середины XIX века (конец 1840-х – 1870-е гг.) // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2008. – № 82-1. – С. 263-270. – Электронная копия доступна в науч. электрон. б-ке Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zhenskie-obrazy-v-russkom-portrete-serediny-xix-veka-konets-1840-h-1870-e-gg (дата обращения: 14.03.2022).
12. Посохина М.В. А.А. Харламов и салонное искусство // Власть. – 2007. – № 2. – С. 84-87. – Электронная копия доступна в науч. электрон. б-ке Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/a-a-harlamov-i-salonnoe-iskusstvo (дата обращения: 14.03.2022).
13. Романов Г.Б. Живопись русского салона (1850-1917 гг.) : энциклопедия / Г.Б. Романов, А.М. Муратов. – Санкт-Петербург : Золотой век : Санкт-Петербург Оркестр, 2004. – 599, [1] с. : ил., цв. ил., портр
14. Трифонова Г.С. Ориентализм в искусстве России и Южного Урала в XX веке // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. – 2012. – № 32. – С. 91-95. – Электронная копия доступна в науч. электрон. б-ке Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/orientalizm-v-iskusstve-rossii-i-yuzhnogo-urala-v-xx-veke (дата обращения: 14.03.2022).
15. Юрасовская Н.М. "Неоклассицизм" в России ХХ века. К вопросу о стилистике и периодизации // Третьяковские чтения. 2010-2011. – Москва, 2012. – С. 294-300.
Добрый день! Подскажите литературу о Венециановской школе. Спасибо.
Ответ [2022-03-15 09:29:28] :
Здравствуйте. Предлагаем следующие материалы (источники – ЭК РНБ, РГБИ, БД eLibrary, ИПС Google):
1. Алексеева Т.В. Художники школы Венецианова / Т.В. Алексеева. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Искусство, 1982. – 419 с. в футл. : ил.
2. Алленов М.М. Образ пространства в живописи «? la натура»: к вопросу о природе венециановского жанризма // Советское искусствознание, 1983 : сб. ст. – Москва, 1984. – Вып. 1. – С. 123-146.
3. Аносова С.С. Основные художественные школы в Российской истории. Строгановская школа. Венециановская школа. Школа Филонова // Вестник Иркутского государственного технического университета. – 2014. – № 10 (93). – С. 274-283. – Электронная копия доступна в науч. электрон. б-ке Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-hudozhestvennye-shkoly-v-rossiyskoy-istorii-stroganovskaya-shkola-venetsianovskaya-shkola-shkola-filonova (дата обращения: 14.03.2022).
4. Грехова М.С. Картина художественного быта в изображениях мастерских русских художников первой половины XIX в. // Ценности и смыслы. – 2012. – № 1 (17). – С. 151-159. – Электронная копия доступна в науч. электрон. б-ке Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kartina-hudozhestvennogo-byta-v-izobrazheniyah-masterskih-russkih-hudozhnikov-pervoy... (дата обращения: 14.03.2022).
5. Григорий Сорока (Васильев) : живописец с поэтической интуицией и бесправный крепостной – в одной жизни // Русская галерея – XXI век. – 2007. – № 1. – C. 54-56 : ил.
6. Икуко К.А.Г. Венецианов и П.А. Федотов в русской художественной традиции : дис. … канд. иск. / Кувата Икуко. – Москва, 2005. – 117 с. – Электронная версия фрагмента дис. доступна на сайте dissreCat. URL: http://www.dissercat.com/content/ag-venetsianov-i-pa-fedotov-v-russkoi-khudozhestvennoi-traditsii (дата обращения: 14.03.2022).
7. Кантор А.М. П. Шмельков. [1819-1890] / ред. Г.В. Жидков [и др.]. – Москва : Изд-во Гос. музея изобраз. искусств им. А.С. Пушкина, 1950 (тип. Гос. изд-ва архитектуры и градостроительства). – 40 с., 13 л. ил.
8. Кожевникова Т. Алексей Венецианов : [очерк жизни и творчества / авт. текста Т. Кожевникова]. – Москва : Белый город, 2001. – 64 с. : цв. ил.
9. Леонтьева Г.К. Алексей Гаврилович Венецианов / Г.К. Леонтьева. – Ленинград : Искусство, 1988. – 288 с. : ил.
10. Му К. К вопросу становления и развития русской реалистической школы живописи // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2017. – № 12-5. – С. 162-164. – Электронная копия доступна на сайте изд-ва Грамота. URL: http://scjournal.ru/articles/issn_1997-292X_2017_12-5_42.pdf (дата обращения: 14.03.2022).
11. Никулина Е.С. Школа Венецианова как живописное крестьяноведение // Крестьяноведение. – 2021. – Т. 6, № 4. – С. 185-190. – Электронная копия доступна в науч. электрон. б-ке Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/shkola-venetsianova-kak-zhivopisnoe-krestyanovedenie? (дата обращения: 14.03.2022).
12. Павлова Н.В. Роль портрета в становлении жанровой картины А.Г. Венецианова // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2008. – № 61. – С. 193-196. – Электронная копия доступна в науч. электрон. б-ке Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-portreta-v-stanovlenii-zhanrovoy-kartiny-a-g-venetsianova (дата обращения: 14.03.2022).
13. Русская жанровая живопись XIX начала XX века : очерки / под общ. ред. Т.Н. Гориной ; НИИ теории и истории изобразительных искусств, Академия художеств СССР. – Москва : Искусство, 1964. – 384 с.,ил.
14. Ситникова О.В. Венецианов и Сорока: к истории творческих отношений / О.В. Ситникова, Е.Д. Ситникова // Историко-пед. журнал. – 2016. – № 1. – Электронная копия доступна в науч. электрон. б-ке Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/venetsianov-i-soroka-k-istorii-tvorcheskih-otnosheniy (дата обращения: 14.03.2022).
15. Фомичева З.И. Творчество А.Г. Венецианова в первой четверти XIX века / З.И. Фомичева ; Гос. Русский музей. – Ленинград : Б. и., 1949. – 126 с., 58 с. ил., 1 л. портр.
16. Цай Ши-Вэнь. Крестьянская тема в русском изобразительном искусстве конца XVIII – первой половины XIX века : автореф. дис. … канд. искусствоведения / Цай Ши-Вэнь ; Моск. гос. ун-т. – Москва, 2008. – 24 с. – Электронная копия доступна на сайте МГУ. URL: http://www.hist.msu.ru/Science/Disser/Tsai.pdf (дата обращения: 14.03.2022).
Здравствуйте, пишу курсовую работу по теме "Искусство во второй половине 18 века в России". Какую литературу можете посоветовать?
Ответ [2022-02-17 19:46:30] :
Зравствуйте. Предлагаем выборочный список литературы по Вашей теме (источники – ЭК РНБ, РГБИ, ИПС Google Академия):
1. Алленов М.М. Русское искусство XVIII – начала XX века / Михаил Алленов. – Москва : Трилистник, 2000. – 319 с. : ил.
2. Андросов С.О. От Петра I к Екатерине II : люди, статуи, картины / С.О. Анросов. – Санкт-Петербург : Дмитрий Буланин, 2013. – 312 с., [12] л. цв. ил. : ил.
3. Глинка Н.И. Беседы о русском искусстве : XVIII век / Н.И. Глинка. – Санкт-Петербург : Книжный мир, 2001. – 255 с. : ил., портр + [8] цв. ил., портр.
4. Головенкова Р.В. Пенсионеры-живописцы Академии художеств в XVIII веке // Вопросы художественного образования : тематический сб. науч. тр. Ин-та им. И.Е. Репина. – Ленинград, 1974. – Вып. VIII. – С.73-83.
5. Доронина Л.Н. Мастера русской скульптуры XVIII – XX веков / Л.Н. Доронина. – Москва : Белый город, 2008. – 29 см.
6. Евангулова О.С. Портретная живопись в России второй половины XVIII в. / О.С. Евангулова, А.А. Карев. – Москва : Изд-во МГУ, 1994. – 196 с. : ил.
7. Евангулова О.С. Русские портретисты XVIII века и их французские современники // Век Просвещения. Россия и Франция : материалы науч. конф. – Москва, 1989. – С. 273-288.
8. Евангулова О.С. Русское искусство XVIII века и иностранные мастера // Художественная культура XVIII века и иностранные мастера : сб. Всесоюзной конф. молодых специалистов : тез. докл. – Москва, 1982. – С. 3-6.
9. Евангулова О.С. Русское художественное сознание XVIII века и искусство западно-европейских школ / О.С. Евангулова. – Москва : Памятники ист. мысли, 2007. – 285 с.
10. Карев А.А. Классицизм в русской живописи / Андрей Карев. – Москва : Белый город, 2003. – 319 с. : ил.
11. Молева Н. Педагогическая система Академии художеств XVIII века / Н. Молева, Э. Белютин. – Москва : Искусство, 1956. – 520 с.
12. Морозова С.С. Образ античности в русской скульптуре конца XVIII – первой трети XIX века : дис. ... канд. иск. / Морозова Софья Сергеевна. – Москва, 2005. – 200 с. – Электронная версия фрагмента дис. доступна на сайте dissreCat. URL: http://www.dissercat.com/content/obraz-antichnosti-v-russkoi-skulpture-kontsa-xviii-pervoi-treti-xix-veka (дата обращения: 17.02.2022).
13. Рябцев Ю.С. История русской культуры : худож. жизнь и быт XVIII-XIX вв. / Ю.С. Рябцев. – Москва : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 431 с.
14. Рязанцев И.В. Скульптура в России XVIII – начало XIX века : очерки / И.В. Рязанцев ; Рос. акад. художеств НИИ теории и истории изобр. искусств. – Москва : Жираф, 2003. – 543 с., ил.
15. Чебанюк Т.А. Человек и эпоха в русском портрете XVIII века / Т.А. Чебанюк. – Владивосток : Изд-во Дальневост. ун-та, 1999. – 225 с. : ил.
16. Чиркова И.К. Детский провинциальный портрет XVIII – XIX вв. // Русская провинция и мировая культура : материалы межвуз. науч. конф. / Яросл. гос. пед. ун-т. – Ярославль, 1998. – С. 83–85.
Здравствуйте! Пишу курсовую работу по теме "Традиции изображения человека в средневековом искусстве". Какую литературу можете посоветовать?
Ответ [2022-02-16 20:39:15] :
Зравствуйте. Предлагаем следующую литературу (источники – ЭК РНБ, РГБИ, БД E-library, ИПС Google Академия):
1. Иванова Б. Средневековые компоненты в структуре живописного портрета на заре нового времени в странах Восточной и Юго-Восточной Европы // Acta Slavica Iaponica. – 2005. – № 22. – С. 215-237. – Электронная копия доступна на сайте Central and Eastern European Online Library. URL: https://www.ceeol.com/search/article-detail?id=22992 (дата обращения: 16.02.2022).
2. Бычков В.В. Русская средневековая эстетика, XI-XVII вв. / В.В. Бычков. – Москва : Мысль, 1992. – 637, [1] с. : ил.
3. Вербовский А.В. Портретный жанр в рисунке, живописи и пластическом искусстве Западной Европы развитого средневековья / А.В. Вербовский, В.А. Санжаров // Журнал исторических, политологических и международных исследований. – 2018. – № 3. – С. 65-74. – Электронная копия номера доступна на сайте журн. URL: http://donnuhist.ru/zhipmi_vol_66.pdf (дата обращения: 16.02.2022).
4. Даркевич В.П. Народная культура Средневековья : пародия в литературе и искусстве IX-XVI вв. / В.П. Даркевич. – Москва : ИТИ Технологии, 2004. – 326,[1] с. : ил.
5. Зотов С.О. Страдающее Средневековье : парадоксы христианской иконографии / Сергей Зотов, Михаил Майзульс, Дильшат Харман. – Москва : АСТ, 2021. – 412, [2] с., [25] л. цв. ил. : ил.
6. Зотова Е.В. Портрет в средневековой книжной миниатюре на примере изображений епископов в книжной миниатюре Германии X-XII вв. // Вестник Московского университета. Серия 8, История. – 2018. – № 1. – С. 130-143. – Электронная копия доступна в науч. электрон. б-ке Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/portret-v-srednevekovoy-knizhnoy-miniatyure-na-primere-izobrazheniy-episkopov-v-knizhnoy-miniatyure-germanii-x-xii-vv (дата обращения: 16.02.2022).
7. Нессельштраус Ц.Г. Искусство Западной Европы в средние века / Ц.Г. Нессельштраус. – Ленинград ; Москва : Искусство, 1964. – 390 с. : ил.
8. Новичкова Е.В. Лики безумия в культуре латинского Средневековья // Человек. – 2009. – № 1. – С. 92-103.
10. Преображенский А.С. Ктиторские портреты средневековой Руси. XI – начало XVI века / А.С. Преображенский ; Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова, Рос. Акад. художеств, Науч.-исслед. ин-т теории и истории изобразительных искусств. – Москва : Северный паломник, 2010. – 541 с. : ил., цв. ил.
11. Сапожникова Л.М. Макабрические сюжеты в искусстве средневековой Европы // Журнал Culture and Civilization. – 2016. – № 3. – С. 44-49. – Электронная копия доступна на сайте изд-ва "Аналитика Родис". URL: http://www.publishing-vak.ru/file/archive-culture-2016-3/4-sapozhnikova.pdf (дата обращения: 16.02.2022).
12. Устинова П.В. Анализ особенностей понимания человека на разных этапах истории искусства // Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации : сб. ст. XLII Междунар. науч.-практ. конф. – Пенза, 2021. – С. 221-224. – Электронная копия сборника доступна на сайте МЦНС "Наука и Просвещение". URL: https://naukaip.ru/wp-content/uploads/2021/02/MK-1017.pdf (дата обращения: 16.02.2022).
13. Шило А.В. Канон и пластическое мышление в искусстве Средних веков / А.В. Шило. – Харьков : Новое слово, 2006. – 284, [1] с., [13] л. ил., портр.
14. Эко У. Искусство и красота в средневековой эстетике / Умберто Эко ; пер. с итал. Александра Шурбелева. – Москва : АСТ : Corpus, 2016. – 347, [1] с. : ил.
15. Эко У. Эволюция средневековой эстетики / Умберто Эко ; пер. с ит. Ю.Н. Ильина в обраб. и под ред. Е.Ю. Козиной и И.А. Доронченкова пер. с лат. А.С. Струковой. – Санкт-Петербург : Азбука-классика, 2004 (ГПП Печ. Двор). – 286, [1] с. : ил.
Являясь жителем Петербурга, Вы можете обратиться за дополнительной информацией к библиографам РНБ.
Здравствуйте! Подберите литературу о творчестве прерафаэлитов (3 назв., 2020-2022 гг.Спасибо)
Ответ [2022-02-10 10:20:43] :
Здравствуйте. Предлагаем следующую литературу (источники – ЭК РНБ, БД E-library, ИПС Google Scholar):
1. Абаджи И.И. Поэтика прерафаэлитов // Аллея науки : электрон. журн. – 2020. – Т. 2, № 1 (40). – С. 62-69. – URL: https://alley-science.ru/domains_data/files/1January2019/POETIKA%20PRERAFAELITOV.pdf (дата обращения: 09.02.2022).
2. Аскярова А.Я. Особенности выбора жанровой композиции художников прерафаэлитов второй половины XIX века // Месмахеровские чтения – 2020 : материалы междунар. науч.-практ. конф., посвященной 75-летию воссоздания Ленинградского художественно-промышленного училища. – Санкт-Петербург, 2020. – С. 416-422.
3. Лудборжа К.А. Образ рыцаря в творчестве прерафаэлитов // Научные труды. – 2020. – № 53. – С. 144-153. – Электронная копия доступна на сайте изд-ва С.-Петерб. акад. художеств. URL: http://repin-book.ru/assets/pdf/2020/nt_53_annotation.pdf (дата обращения: 09.02.2022).
4. Прерафаэлиты. Рыцари и прекрасные дамы : [альбом]. – Москва : Воскресный день : Печатная слобода, [2020]. – 62, [2] с. : ил., цв. ил. ;
5. Соколова Н.А. Развитие идей братства прерафаэлитов в творчестве Эдварда Коли Берн-Джонс // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. – 2020. – № 2 (43). – С. 150-152. – Электронная копия доступна в науч. электрон. б-ке Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-idey-bratstva-prerafaelitov-v-tvorchestve-edvarda-koli-bern-dzhons (дата обращения: 09.02.2022).
6. Текутьева Ю.Э. Синтез искусств в контексте творчества Данте Алигьери и последователей художественной школы прерафаэлитов // Инженерно-педагогический вестник: легкая промышленность. – 2021. – № 7 (10). – С. 60-66. – Электронная копия доступна на сайте Topuch.ru. URL: https://topuch.ru/yu-e-tekuteeva-sintez-iskusstv-v-kontekste-tvorchestva-dante-a/index.html (дата обращения: 09.02.2022).
7. Шульц Ю.В. Живопись прерафаэлитов в контексте викторианской эпохи как памятник викторианскому стилю // Миссия конфессий. – 2021. – Т. 10, № 4 (53). – С. 454-460.