Виртуальная справочная служба (Российская национальная библиотека)
Организатор проекта - Российская национальная библиотека
ВИРТУАЛЬНАЯ СПРАВОЧНАЯ СЛУЖБА "СПРОСИ БИБЛИОГРАФА"
сегодня задано 0 из 24 возможных || в базе запросов: 52068

Каталог выполненных запросов

Живопись

Всего записей: 830
Вопрос . Добрый день, у меня тема курсовой РУБЕНС И МАСТЕРСКИЕ. Можно подобрать литературу по этой теме, какие художники были похожи по проблематики Рубенса, я хотела использовать различные фонды многих фондов различных музеев, возможно ли использовать разные музеи мира? Спасибо, буду ждать ответ. Лариса
Ответ [2024-03-05 13:36:23] :
Здравствуйте. См. ответы на запросы №№ 24053, 30887, 35072, 35683, 38363, 40923, 42994, 46581 и 46629 в Архиве выполненных запросов. Предлагаем также следующие материалы (источники – ЭК РГБИ, БД E-library, ИПС Google Академия):
1. Гусарова К.О. "Загримированные" картины и "живопись" на лице. Макияж в контексте европейской художественной культуры Нового времени // Искусствознание. – 2020. – № 3. – С. 40-55.
Аннотация: Сравнение живописи и макияжа в споре "пуссенистов" и "рубенсистов" во Франции в 1670-е гг., в частности в трудах художественного критика Р. де Пиля. Отождествление живописи и макияжа в картине Ф. Буше "Мадам де Помпадур за туалетом" (1758). Противопоставление естественного и искуственного, копии и оригинала в дискуссиях о живописи и макияже, в том числе о подражании живописи природе. Отождествление косметических практик с живописью с трудах Ш. Бодлера и Т. Готье и их противопоставление в творчестве М. Пруста. Восприятие макияжа как формы искусства в начале 20 в.
2. Лиманская Л.Ю. П.П. Рубенс: "Автопортрет в окружении друзей из Мантуи". Проблемы интерпретации // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». – 2020. – № 1 (20). – С. 127-138. – Электронная копия доступна в науч. электрон. б-ке Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/p-p-rubens-avtoportret-v-okruzhenii-druzey-iz-mantui-problemy-interpretatsii (дата обращения: 04.03.2024).
3. Лиманская Л.Ю. Память и образ: интерпретация античной традиции в творчестве Рубенса и его современников // Образная память и средства художественной выразительности в истории искусства. – Москва, 2022. – С. 15-32.
4. Лопухина М. Под знаком Рубенса: увлекательный рассказ, готовящий к встрече с Антверпеном // ДИ. Диалог искусств. – 2023. – № 2. – С. 126-130.
Аннотация: О выставке произведений мастерской Рубенса и фламандской живописи 17 в. в Музее "Новый Иерусалим".
5. Саблин И.Д. Рубенс на пиру у царя Ирода: к проблеме повторений и самоцитирования в классическом искусстве // European science. – 2015. – № 3 (4). – С. 83-87. – Электронная копия доступна в науч. электрон. б-ке Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rubens-na-piru-u-tsarya-iroda-k-probleme-povtoreniy-i-samotsitirovaniya-v-klassicheskom-iskusstve (дата обращения: 04.03.2024).
6. Шарнова Е.Б. Жест во французской академической картине последней трети XVII – начала XVIII века // Вопросы искусствознания. – 1997. – № 2 (11). – С. 449-456.
Аннотация: Передача эмоций человека через движение как один из ключевых принципов Французской королевской академии живописи. Жест, мимика как средства передачи эмоций. Картина Ж.Б. Лебрена "Палатка Дария" (Версаль, Национальный музей) как образец академического изображения жеста в живописи. Новый взгляд на значение жестов в творчестве Ж. Жувене и его учеников. Появление движения "рубенсизма" в академической системе и его влияние на изменение отношения к жесту. Утрата смыслового значения жеста как показатель кризиса академической системы на рубеже 17 – 18 вв. Жест в творчестве Б. Булоня и А. Куапеля.
7. Шашкина К.Г. Заказчики и исполнители серии шпалер" История императора Константина" по картонам П.П. Рубенса // Дом Бурганова. Пространство культуры. – 2018. – № 2. – С. 73-86.
Рубрики каталога: Изобразительное искусство -- Живопись -- ;
Вопрос . Здравствуйте! Я студентка 2 курса. Планирую писать курсовую работу по истории искусств о художниках группы «Наби». Я бы хотела найти научную искусствоведческую литературу о «Наби». Можно на русском и английском языках. Буду очень благодарна!
Ответ [2024-02-27 17:10:52] :
Здравствуйте. Предлагаем следующие материалы для начала работы над темой (источники – ЭК РГБИ, РНБ, БД E-library, ИПС Google Академия, Google):
1. Воронина Н.В. Взаимоцитирование в творчестве художников группы «Наби» // Научные труды / С.-Петерб. гос. академический ин-т живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. – 2011. – № 17. – С. 118-126.
2. Группа "Наби" // Русская галерея – XXI век. – 2010. – № 2/3. – С. 112-115. Аннотация: О творческой деятельности группы французских художников "Наби" (образована в 1889 г.).
3. Группа "Наби" : [альбом / авт. текста В. Крючкова ; гл. ред. Н. Астахова]. – Москва : Белый город, 2008. – 47, [1] с. : цв. ил.
4. Загорская С. Группа "Наби" // Юный художник. – 2009. – № 3. – С. 7-11.
Аннотация: О группе французских художников "Наби", работавших в 1980-1990-е гг. 19 века во Франции. В частности о творчестве Э. Вюйара, К. Русселя.
5. Костеневич А.Г. Боннар и художники группы Наби : Коллекции музеев России / А.Г. Костеневич. – Санкт-Петербург : Аврора, 1996. – 239 с.
6. Крючкова В. Группа "Наби" / В. Крючкова. – Москва : Белый город, 2008. – 47 с. : цв. ил. – (Мастера живописи). – Указ. произв. худож. гр.
7. Крючкова В.А. Античность во временной перспективе. Мотивы классики в живописи художников группы «Наби» // Связь времен: история искусств в контексте символизма : коллектив. моногр. : в 3 кн. – Москва, 2020. – Кн. 1, ч. 1. – С. 217-236.
8. Крючкова В.А. Иконография религиозной живописи группы "Наби" // Собрание шедевров. – 2008. – № 3. – С. 86-93.
Аннотация: Религиозные взгляды и религиозная живопись французских художников, участников группы "Наби". Подробнее о творчестве художников М. Дени и П. Серюзье.
9. Kostenevich A.G. The Nabis / A.G. Kostenevich. – New York : Parkstone International, 2009. – 199 p. – Электронная копия фрагмента доступна в онлайн-библиотеке Google Books. URL: (открыть ссылку) (дата обращения: 26.02.2024).
10. Kuenzli K.M. The Nabis and Intimate Modernism: Painting and the Decorative at the Fin-de-Si? E / K.M. Kuenzli. – New York ; London : Routledge, 2017. – 302 p. – Электронная копия фрагмента доступна в онлайн-библиотеке Google Books. URL: (открыть ссылку) (дата обращения: 26.02.2024).
11. Liebenberg-Barkhuizen E. Marianne Werefkin and the Nabis // South African Journal of Art History. – 2020. – Vol. 35, N 1. – P. 85-116.
12. Mauner G. The Nature of Nabi Symbolism // Art Journal. – 1963. – Vol. 23, N 2. – P. 96-103.
13. Mauner George L The Nabis : Their history a. their art, 1888-1896 / George L. Mauner. – New York ; London : Garland, 1978. – [3], XIV, 326 p., [79] л. ил.
Рубрики каталога: Изобразительное искусство -- Живопись -- ;
Вопрос . Добрый день!
Подскажите, пожалуйста, есть ли какая-то литература по стилю в русской живописи конца XVI - начала и первой трети XVII веков? Я знаю, что есть труды у А.С. Преображенского. Но других статей я не нашла. У меня тема магистерской работы связана с этим. У меня икона должна быть поставлена в контекст развития стиля конца XVI - первой трети XVII веков. То есть мне нужна литература по стилю рубежа веков и начала-первой трети XVII века.
И еще хотела уточнить, какие точно публикации А.С. Преображенского у Вас есть?
Ответ [2024-02-17 18:29:50] :
Здравствуйте. Предлагаем следующие материалы (источники – ЭК РНБ, БД по истории, археологии и этнологии ИНИОН РАН, ИПС Google Академия):
1. Болотцева И.П. Ярославская иконопись второй половины XVI-XVII веков / И.П. Болотцева. – Ярославль : Изд-во Александра Рутмана (AR), 2004. – 173 с.
2. Вагнер Г.К. Методологические предпосылки изучения стиля древнерусского искусства // Критерии и суждения в искусствознании. – Москва, 1986. – С. 254-293
3. Вилинбахова Т.Б. Новгородская икона XII-XVII веков : [альбом] / Татьяна Вилинбахова. – Санкт-Петербург : Аврора, 2006. – 127 с. : ил., цв. ил.
4. Вилинбахова Т.Б. Строгановская икона конца XVI – начала XVII века : [альбом] / Татьяна Вилинбахова. – Санкт-Петербург : Аврора ; Калининград : Янтарный сказ, 2005. – 96 с. : ил., цв. ил.
5. Иконы Мурома / О.А. Сухова, Л.В. Нерсесян, А.С. Преображенский и др. ; редкол.:... Нерсесян Л.В.(гл. ред.) и др. ; Муром. ист.-худож. музей. – Москва : Сев. паломник, 2004. – 383 с., ил.
6. Комова М.А. Новонайденные новгородские иконы XVI-XVII вв. Из собрания орловских старообрядцев (XIX в.): проблемы атрибуции // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. – 2009. – № 51. – С. 98-101. – Электронная копия доступна в науч. электрон. б-ке Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/novonaydennye-novgorodskie-ikony-xvi-xvii-vv-iz-sobraniya-orlovskih-staroobryadtsev-xix-v-problemy-atributsii (дата обращения: 16.02.2024).
7. Павлова С.Л. К вопросу атрибуции «Суздальских писем»: анализ генезиса иконописного стиля села Холуй в период с XVI века по 20-е годы ХХ века // Культура. Духовность. Общество. – 2014. – № 14. – С. 13-17. – Электронная копия доступна в науч. электрон. б-ке Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-atributsii-suzdalskih-pisem-analiz-genezisa-ikonopisnogo-stilya-sela-holuy-v-period-s-xvi-veka-po-20-e-gody-hh-veka (дата обращения: 16.02.2024).
8. Платонов В.Г. Иконопись Заонежья второй половины XVII века (формирование стилистических направлений и эволюция иконостасов) // Заонежье. – Петрозаводск, 1992. – С. 142-160.
9. Преображенский А. Новооткрытый шедевр времени Годуновых: икона "Рождество Богоматери" из собрания семьи Мамонтовых // Искусствознание. – 2011. – № 3/4. – С. 87-107.
10. Преображенский А.С. Икона «Богоявление» из собрания Воробьёвых и поп Иван — неизвестный русский иконописец XV века // Вестник сектора древнерусского искусства. – 2019. – № 1. – С. 107-119. – Электронная копия доступна в науч. электрон. б-ке Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ikona-bogoyavlenie-iz-sobraniya-vorobyovyh-i-pop-ivan-neizvestnyy-russkiy-ikonopisets-xv-veka (дата обращения: 16.02.2024).
11. Преображенский А.С. О некоторых формах выражения авторского самосознания византийских и русских иконописцев // Художник в Византии и Древней Руси. Проблема авторства : cб. ст. – Москва : Центральный музей древнерусской культуры и искусства, 2014. – Т. 10. – С. 59-119. – Электронная копия доступна на сайте Академия. URL: https://www.academia.edu/download/37051930/Author.pdf (дата обращения: 16.02.2024).
12. Преображенский А.С. Ктиторские портреты средневековой Руси. XI – начало XVI века / А.С. Преображенский ; Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова, Рос. акад. художеств, НИИ теории и истории изобразительных искусств. – Москва : Северный паломник, 2010. – 541 с. : ил., цв. ил., портр., факс. ; 27 см. + 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
13. Сулоев И.Н. История иконописания в Костромском крае во второй половине XVI – первой трети XVII века // Искусство Евразии. – 2023. – № 2 (29). – С. 26-31. – Электронная копия доступна в науч. электрон. б-ке Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-ikonopisaniya-v-kostromskom-krae-vo-vtoroy-polovine-xvi-pervoy-treti-xvii-veka (дата обращения: 16.02.2024).
14. Тарасов О.Ю. Эмблематика в иконописи барокко XVII – XVIII веков // Славяноведение. – 1998. – № 4. – С. 24-30.
См. также ответ на запрос 10151 в Архиве выполненных запросов.
Рубрики каталога: Изобразительное искусство -- Живопись -- ;
Вопрос . Подберите, пожалуйста, литературу по творчеству художника Н.Н. Герардова.
Ответ [2024-02-14 12:28:23] :
Здравствуйте. Предлагаем следующие материалы для начала работы над темой (источники – ЭК РНБ, РГБИ, ИПС Google Академия):
1. Боровский Д.А. Плакат модерна. На материале музейных собраний // Rarus's gallery : сайт. – Москва, 2011. – URL: http://www.raruss.ru/russe-moderne/3970-borovsky- (дата обращения: 13.02.2024).
2. Герардов Николай Николаевич // Artinvestment : сайт. – Москва, 2024. – URL: https:// artinvestment.ru/auctions/105/?ysclid=lskbyk6woz98886778 (дата обращения: 13.02.2024).
3. Гуськова И. О чем молчат старые открытки // Санкт-Петербургские ведомости : электрон. версия газ. – 2017. – № 015 (5877). – URL: https://spbvedomosti.ru/news/nasledie/pasport_peresveta/ (дата обращения: 13.02.2024).
4. Женщины в русском плакате : [Альбом] / Рос. гос. б-ка ; Сост. Александр Снопков и др. ; авт. текста Нина Бабурина, Светлана Артамонова. – Москва : Контакт-Культура, 2001. – 143 с. : ил., цв. ил.
5. Мозохина Н. Николай Герадов: От модерна к предвосхищению детской книжной иллюстрации 1920-х годов // Experiment. – 2020. – N 26(1). – P. 26-72.
6. Рекламный плакат в России, 1900-1920-е : [каталог выставки / авт.-сост.: Ирина Золотинкина, Галина Поликарпова] ; сост. биографий: Ирина Золотинкина, Галина Павлова ; авт. ст.: Ирина Золотинкина, Екатерина Климова]. – Санкт-Петербург : Palace Editions, 2010. – 111, [1] с. : цв. ил.
Являясь жителем Петербурга, Вы можете обратиться за дополнительной информацией к библиографам РНБ.
Рубрики каталога: Изобразительное искусство -- Живопись -- ;
Вопрос . Добрый день. Подскажите, пожалуйста, литературу, связанную с творчеством Билла Виолы.
Ответ [2024-02-01 11:45:00] :
Здравствуйте. Предлагаем следующие материалы для начала работы (источники – ЭК РГБИ, ИПС Google Академия):
1. Агеев А.А. Видео как искусство // Новое искусствознание. – 2022. – № 2. – С. 58-60. – Электронная копия доступна в науч. электрон. б-ке Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/video-kak-iskusstvo (дата обращения: 31.01.2024).
2. Андреева Е.Ю. Экранируя откровение: Билл Виола // Художественная культура. – 2021. – № 3. – С. 96-109. – Электронная копия доступна на сайте журн. URL: https://artculturestudies.sias.ru/upload/iblock/2a8/hk_2021_3_96_111_andreeva.pdf (дата обращения: 31.01.2024).
3. Андреева Е.Ю. Экранируя откровение: Билл Виола – Андрей Тарковский // Художественная культура. – 2021. – № 3 (38). – С. 96-111. – Электронная копия доступна в науч. электрон. б-ке Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekraniruya-otkrovenie-bill-viola-andrey-tarkovskiy (дата обращения: 31.01.2024).
4. Виола Б. Между рассудком и сердцем // Искусство. – 2008. – № 3. – С. 72-77. Аннотация: Американский художник Б. Виола о своем творчестве и о видеоинсталляции к опере Р. Вагнера "Тристан и Изольда", показанной в Мариинском театре (2008).
5. Гордон Е. Бил Виола. Страсти // Артхроника. – 2004. – № 1. – С. 158-159.
Аннотация: О видеоинсталляциях художника на персональной выставке в Национальной галерее (Лондон), 2003/2004 гг.
6. Диаконенко Е. Билл Виола : путешествие в поисках себя // Новый мир искусства. – 2009. – № 1. – С. 49-51. – Электронная копия номера доступна на сайте журн. URL: http://nomi.spb.ru/img/pdf/2009_66.pdf?ysclid=ls2yq2rknc819015068 (дата обращения: 31.01.2024).
7. Колдобская М. Темные комнаты // Новый мир искусства. – 2003. – № 6. – С. 3-4. – Электронная копия номера доступна на сайте журн. URL: http://nomi.spb.ru/img/pdf/2003_35.pdf (дата обращения: 31.01.2024).
8. Кулик И.А. Билл Виола. Путешествие души // ДИ. Диалог искусств. – 2021. – № 2. – С. 132-138.
Аннотация: О выставке видеохудожника Б. Виола "Путешествие души" в ГМИИ им. А. Пушкина в Москве (2021 г.). Об образе воды в творчестве художника.
9. Медведев А. Билл Виола. Погружение // Искусство кино. – 2021. – № 3/4. – С. 69-77. Аннотация: О творчестве американского художника Б. Виолы, работающего в жанре видеоарта. В частности, о работах художника, представленных на выставке "Билл Виола. Путешествие души" (Москва, ГМИИ им. А.С. Пушкина, 2 марта – 30 мая 2021, кураторы О. Шишко, К. Перов).
10. Неваляная В.В. О некоторых особенностях исполнительского стиля Билли Холидей // Музыка и время. – 2016. – № 12. – С. 33-36 : нот.
11. Послание Билла Виолы к конференции "Искусство видео" // Новый мир искусства. – 2003. – № 6. – С. 2. – Электронная копия номера доступна на сайте журн. URL: http://nomi.spb.ru/img/pdf/2003_35.pdf (дата обращения: 31.01.2024).
12. Ростова Н.Н. Философия видеоарта Билла Виолы // Российский гуманитарный журнал. – 2021. – Т. 10, № 3. – С. 155-161. – Электронная копия доступна в науч. электрон. б-ке Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/filosofiya-videoarta-billa-violy (дата обращения: 31.01.2024).
13. Толстая Н.В. Видеоарт в Главном Штабе // Собрание шедевров. – 2004. – № 1. – С. 134 : 1 цв. ил.
Аннотация: О двух видеоработах: Б. Виола "Приветствие" (на основе картины Понтормо "Встреча Марии и Елизаветы") и Ш. Нешат "Беспокойство", показанных в залах Эрмитажа в рамках международного фестиваля видеоикусства [Pro]Смотр.
14. Чинаев В.П. "Медленное", "тихое", "отрешенное" как метафоры утраченной и обретаемой анимы // Вестник Академии русского балета им. А.Я. Вагановой. – 2018. – № 3 (56). – С. 156-180. – Электронная копия доступна в науч. электрон. б-ке Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/medlennoe-tihoe-otreshennoe-kak-metafory-utrachennoy-i-obretaemoy-animy (дата обращения: 31.01.2024).
15. Шитс Х. Нажмите здесь для просветления // Искусство. – 2010. – № 4. – С. 118 : 1 ил.
Аннотация: О работах американского художника Б. Виола и его видеоигре "Ночное путешествие". Статья из журнала "ARTnews".
Являясь жителем Петербурга, Вы можете обратиться за дополнительной информацией к библиографам РНБ.
Рубрики каталога: Изобразительное искусство -- Живопись -- ;
Вопрос . Здравствуйте!

Помогите, пожалуйста, с поиском инфоповод художнике Frans Pourbus старший

С уважением,
Ольга Чичелова
Ответ [2024-01-31 09:26:56] :
Здравствуйте. Предлагаем следующие материалы (источники – БД E-library, ИПС Google Академия):
1. Бородина С. Портрет неизвестной… Анны Австрийской? // Мир искусств: Вестник Международного института антиквариата. – 2022. – № 4 (40). – С. 62-69. – Электронная копия доступна в науч. электрон. б-ке Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/portret-neizvestnoy-anny-avstriyskoy (дата обращения: 30.01.2024).
2. Бородина С. Между Хальсом и Рембрандтом: портретный жанр в голландскофламандском искусстве XVII века // Мир искусств: Вестник Международного института антиквариата. – 2018. – № 2 (22). – С. 62-75. – Электрон. копия доступна в науч. электрон. б-ке КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhdu-halsom-i-rembrandtom-portretnyy-zhanr-v-gollandskoflamandskom-iskusstve-xvii-veka?ysclid=ls1ekleeiz152840286 (дата обращения: 30.01.2024).
3. Булгакова А. Представители одной из самых древних и знатных династий Италии в большом собрании изящных искусств ASG // Мир искусств: Вестник Международного института антиквариата. – 2020. – №. 3 (31). – С. 36-49. – Электронная копия доступна в науч. электрон. б-ке Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/predstaviteli-odnoy-iz-samyh-drevnih-i-znatnyh-dinastiy-italii-v-bolshom-sobranii-izyaschnyh-iskusstv-asg (дата обращения: 30.01.2024).
4. Зверева А.А. Иллис Клаиссенс (1536/37-1605), неизвестный мастер из Брюгге: сложности атрибуции портретов эпохи Возрождения // Актуальные проблемы теории и истории искусства. – 2016. – № 6. – С. 441-450. – Электрон. копия доступна в науч. электрон. б-ке eLibrary. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27505875 (дата обращения: 30.01.2024). – Доступ после регистрации.
5. Никулин Н.Н. Искусство Нидерландов XV – XVI веков : очерк-путеводитель / Н.Н. Никулин ; Гос. Эрмитаж. – 2-е изд., испр. – Ленинград : Искусство. Ленингр. отд-ние, 1987. – 159 с. : ил.
6. От готики к маньеризму: нидерландские рисунки XV – XVI веков в собрании Государственного Эрмитажа : кат. выст. / А.О. Ларионов ; Гос. Эрмитаж. – Санкт-Петербург : Изд-во Гос. Эрмитажа, 2010. – 364 с.: ил.
7. Фехнер Е.Ю. Нидерландское искусство ХVI в. Очерки из истории западно-европейского искусства / Е.Ю. Фехнер. – Ленинград : Изд-во Гос. Эрмитажа, 1949. – 163 с. : ил.
8. Ducos B. Court Culture in France among the First Bourbons:" Portrait of Giambattista Marino" by Frans Pourbus the Younger // Bulletin of the Detroit Institute of Arts. – 2009. – Vol. 83, N 14. – P. 12-21.
9. Friedl?nder M.J. Frans Pourbus der ?ltere // Oud Holland–Journal for Art of the Low Countries. – 1947. – Vol. 62, N 1. – P. 60-67.
10. Verheyen E. An Early Painting by Frans Pourbus the Younger: Dit Was Ghemaeckt int Jaer 1508 van My Fransken Povrbvs als ick ovt Was 10 Jaer // Journal of the Warburg and Courtauld Institutes. – 1971. – Vol. 34, N 1. – P. 360-362.
Рубрики каталога: Изобразительное искусство -- Живопись -- ;
Вопрос . Здравствуйте, прошу найти статьи, монографии и другие исследовательские материалы советских и российских ученых на тему «Модернизм в американском изобразительном искусстве». Список может включать работы, посвящённые творчеству отдельных американских художников-модернистов, а также различным направлениям американского модернизма. Заранее благодарю.
Ответ [2024-01-24 11:59:46] :
Здравствуйте. Предлагаем следующие материалы (источники – ЭК РГБИ, РНБ, БД E-library, ИПС Google Академия):
1. Абстрактный экспрессионизм : три картины из собр. Музея соврем. искусства (Нью-Йорк) : выст., 23 марта-15 авг. 1999 г. : [альбом / авт. вступ. ст. Михаил Пиотровский]. – Санкт-Петербург : Изд-во Гос. Эрмитажа, 1999. – 24 с. : ил.
2. Аверьянова О.Н. Ман Рэй – художник и фотограф. Опыты модернизма // Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение. – 2018. – Т. 8, № 1. – С. 37-51. – Электронная копия доступна в науч. электрон. б-ке Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/man-rey-hudozhnik-i-fotograf-opyty-modernizma?ysclid=lrrjvkpye9372792337 (дата обращения: 23.01.2024).
3. Аграновский Н.С. Искусство США в свете эволюции морали и запрета на сакральное // Художественная культура. – 2020. – № 2. – С. 124-152. – Электронная копия доступна в науч. электрон. б-ке Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/iskusstvo-ssha-v-svete-evolyutsii-morali-i-zapreta-na-sakralnoe (дата обращения: 23.01.2024).
4. Андреева Е.Ю. Всё и Ничто : символические фигуры в искусстве второй половины XX века / Е.Ю. Андреева. – Санкт-Петербург : Изд-во Ивана Лимбаха, 2004. – 512 с.
5. Бродский В.Я. Искусство капиталистических стран Европы и США / Акад. художеств СССР, Науч.-исслед. ин-т теории и истории изобраз. искусств. – Москва : Искусство, 1959. – 61 с., 27 л. ил. – (VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов, Москва, 1957, Междунар. выставка изобраз. и прикладного искусства).
6. Игнатов И.О. История создания капеллы Ротко в Хьюстоне // Дом Бурганова. Пространство культуры. – 2011. – № 3. – С. 148-156. – Электрон. копия доступна в науч. электрон. б-ке eLibrary. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=16772751 (дата обращения: 23.01.2024). Доступ после регистрации.
7. Купрякова В.С. Абстрактный экспрессионизм в американской культуре XX века: творчество Аршиля Горки // Молодежный вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. – 2016. – № 1. – С. 55-56.
8. Лифшиц М.А. Кризис безобразия : от кубизма к поп-арт / М.А. Лифшиц. – [Москва : Искусство, 1968]. – 201 с. – Электронная версия доступна на сайте DMITRY GUTOV. URL: http://www.gutov.ru/lifshitz/texts/krizis/krizis-sod.htm (дата обращения: 23.01.2024).
9. Лукичева К.Л. Новая история искусства: американский вариант // Культурно-политологические аспекты американистики : материалы междунар. конф. – Москва : Рос. гос. гуманитар. ун-т, 2013. – С. 24-32.
10. Современная эстетика США : Крит. очерки : [сб. ст. / ред.-сост. В.П. Шестаков]. – Москва : Искусство, 1978. – 215 с.
11. Чегодаев А.Д. Искусство Соединенных Штатов Америки от войны за независимость до наших дней / Акад. художеств СССР. Науч.-исслед. ин-т теории и истории изобразит. искусств. – Москва : Искусство, 1960. – 323 с., 16 л. ил. : ил.
12. Чегодаев А.Д. Искусство Соединенных Штатов Америки, 1675-1975 : Живопись, архитектура, скульптура, графика / А.Д. Чегодаев. – Москва : Искусство, 1976. – 75, [12] с., 204 л. ил. : цв. ил.
13. Шестаков В.П. История американского искусства: в поисках национальной идентичности / Вячеслав Шестаков. – Москва : РИП-холдинг, 2013. – 454, [1] с. : ил.
14. Якимович А.К. Американские почвенники // Собрание шедевров. – 2011. – № 4. – С. 108-117 : 11 цв. ил.
Аннотация: Об общих тенденциях в американских живописи и литературе 1920-х – 1940-х гг. В частности, о художественном направлении "регионализм", о творчестве художников Г. Вуда, Э. Уайкета, Э. Хоппера.
15. Ярцева О.А. Американский регионализм, мексиканский мурализм в творчестве Джексона Поллока // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2, Филология и искусствоведение. – 2010. – № 3. – С. 223-226. – Электрон. копия доступна в науч. электрон. б-ке КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/amerikanskiy-regionalizm-meksikanskiy-muralizm-v-tvorchestve-dzheksona-polloka?ysclid=lrrk09hvpg632372331 (дата обращения: 23.01.2024).
Рубрики каталога: Изобразительное искусство -- Живопись -- ;
Вопрос . Здравствуйте! Порекомендуйте, пожалуйста, литературу (книги, статьи) по теме: "Восточные мотивы в сценографии Леона Бакста на примере балета "Синий бог". Спасибо!
Ответ [2024-01-24 10:50:20] :
Здравствуйте. См. ответы на запросы №№ 40237, 2836 и 36734 в Архиве выполненных запросов. Предлагаем также следующие материалы (источники – ЭК РГБИ, БД E-library, БД по истории, археологии и этнологии ИНИОН РАН, ИПС Google Академия):
1. Беспалова Е.Р. "Синий бог" – балет антрепризы Дягилева // Вопросы театра. – 2018. – № 1/2. – С. 287-310. – Электронная копия доступна в науч. электрон. б-ке Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/siniy-bog-balet-antreprizy-dyagileva (дата обращения: 23.01.2024).
2. Беспалова Е.Р. Бакст и Кокто // Собрание. Искусство и культура. – 2019. – № 10. – С. 40-53.
Аннотация: О личных и творческих взаимоотношениях поэта Ж. Кокто с художником Л. Бакстом, импресарио С. Дягилевым и танцовщиком В. Нижинским. Подробнее об истории создания и оценке прессой и современниками балета "Синий бог" Р. Гана (либретто Ж. Кокто, хореогр. М. Фокин, в заглавной роли В. Нижинский, Русский балет Дягилева, 1911 г.), об оценке Бакстом своей работы над костюмами к этому балету. О графическом портрете Ж. Кокто, созданном Бакстом в 1915 г. О роли Ж. Кокто в создании балета "Парад" (1917).
3. Давыдова М.В. Русские сезоны: Лев Бакст в спектаклях русского балета в Париже // Пинакотека. – 1998. – № 6/7. – С. 42-47.
Аннотация: О творчестве Л. Бакста, его участии в "Русских сезонах", оформлении балетных спектаклей: "Шехеразада" на музыку Н.А. Римского-Корсакова (1910), "Синий бог" Р. Гана (1912) и "Видение розы" на музыку К.М. фон Вебера (1911) в хореографии М. Фокина.
4. Давыдова М.В. Художники "Мира искусства" в антрепризе С. Дягилева // Мир искусств. – 2001. – Вып. 4. – С. 212-242.
Аннотация: Творчество мастеров объединения "Мир искусства" как художественное явление. Стилевые особенности, самобытность и новаторство, художественно-выразительные приемы и средства, характерные для театрально-декорационного оформления спектаклей "Русских сезонов" С. Дягилева в Париже (хореогр. М. Фокин). В частности, об оформлении А. Бенуа балетных спектаклей "Павильон Армиды" Н. Черепнина (премьера 12 мая 1909), "Петрушка" И. Стравинского (премьера 13 июня 1911). О декорациях и костюмах, созданных Л. Бакстом к спектаклям "Шехеразада" Н. Римского-Корсакова (1910), "Синий бог" Р. Ана (1912), "Призрак розы" на музыку К. Вебера (1911). Об оформлении А. Головиным балета И. Стравинского "Жар-птица" (1910).
5. Крюкова А.Н. Театральные образы Л. Бакста в истории дизайна XX в. // Сборник статей по результатам работы региональной научно-технической конференции "Научные чтения студентов и аспирантов": Направление ист.-гуманит. / Федер. агентство по образованию. Тольят. гос. ун-т. – Тольятти, 2005. – С. 221-223.
6. Лев Бакст : живопись : графика : театрально-декорационное искусство : альбом / авт. текста и сост. С.В. Голынец. – Москва : Изобраз. искусство, 1992. – 239 с.
7. Любимов Д. «Шехеразада» Н. Римского-Корсакова – Л. Бакста: haute couture на балетной сцене // Ученые записки Российской академии музыки им. Гнесиных. – 2021. – № 3. – С. 32-39. – Электронная копия доступна на сайте журн. URL: https://uz.gnesin-academy.ru/wp-content/uploads/2021/03/Zapiski%203(38)2021_print.pdf#page=32 (дата обращения: 23.01.2024).
8. Махлина С.Т. Лев Бакст-художник балетных спектаклей // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. – 2017. – № 2 (31). – С. 38-43. – Электронная копия доступна в науч. электрон. б-ке Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lev-bakst-hudozhnik-baletnyh-spektakley (дата обращения: 23.01.2024).
9. Портнова Т.В. Иконография балетного костюма Льва Бакста // Актуальные проблемы современной науки. – 2006. – № 4. – С. 86–93. – Библиогр. в примеч.
10. Хмельницкая Е.С. Л. Бакст и воплощенные в фарфоре фигуры участников "Русских сезонов" С. Дягилева // Вестник Академии русского балета им. А.Я. Вагановой. – 2016. – № 5 (46). – С. 83-92. – Электронная копия доступна в науч. электрон. б-ке Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/l-bakst-i-voploschennye-v-farfore-figury-uchastnikov-russkih-sezonov-s-dyagileva (дата обращения: 23.01.2024).
11. Хорошилова О.А. Сценическое творчество Льва Бакста и ориентальная мода XX века // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена : Общественные и гуманитарные науки. – 2009. – № 92. – С. 271-273. – Электронная копия доступна в науч. электрон. б-ке Киберленинка. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/stsenicheskoe-tvorchestvo-lva-baksta-i-orientalnaya-moda-xx-veka (дата обращения: 23.01.2024).
12. Цискаридзе Н.М. Метаморфозы «Синего бога» / беседу с Н.М. Цискаридзе ведет Э.В. Махрова // Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. – 2016. – № 2. – С. 105-109. – Электронная копия доступна на сайте журн. URL: https://vaganov.elpub.ru/jour/article/view/298 (дата обращения: 23.01.2024).
Аннотация: Танцовщик Н. Цискаридзе о спектакле "Синий бог", осуществленный в рамках проекта "Русские сезоны XXI века", где он исполнил заглавную партию. Спектакль воссоздает замысел одноименной постановки дягилевской антрепризы 1912 г., но, наряду с точным воспроизведением сценографии Л. Бакста, имеет и целый ряд отличительных особенностей, делающих его самостоятельным художественным произведением.(Постановщик спктакля У. Иглинг, руководитель проекта А. Лиепа, 2005).
Рубрики каталога: Изобразительное искусство -- Живопись -- ;
Вопрос . Здравствуйте!

Порекомендуйте, пожалуйста, источники о художнике Ендогурове.

Спасибо!
Ответ [2024-01-15 15:43:18] :
Здравствуйте. Предлагаем список литературы по интересующей Вас теме (источники: ЭК РГБИ, ЭК РНБ, ИПС Яндекс, ИПС GoogleАкадемия):
1. Кабунова А. Мыс Фиолент – «Божья страна» // Восточно-Сибирская правда. — 2009. — 28 окт. (№ 165). – Электронная копия доступна на сайте газеты. URL: https://www.vsp.ru/2009/10/28/mys-fiolent-bozhya-strana/ (дата обращения: 15.01.2024).
2. Липатова М. Новое "открытие" старого мастера // Русская галерея – XXI век. – 2008. – № 6. – С. 60-62.
3. Мальцева Ф.С. Мастера русского пейзажа : Вторая половина XIX века / Ф. С. Мальцева. – Москва : Искусство, 2001. – Ч. 3. Мастера русского пейзажа. 1980 – 1990-е годы. – 151 с.
4. Манин В.С. Шедевры русской живописи: энциклопедия мирового искусства / В. С. Манин. – Москва, 2000. – 399 с.
5. Ом В. Русский лирический пейзажист // Смена. – 2022. – № 6. – С. 83-91.
6. Петровский Н. Через тернии – к дому // Антикватория. – 2003. – № 5. – С. 69 – 73. – Электронная копия доступна в социальной сети Вконтакте. URL: https://vk.com/doc245572528_472433523?hash=qjUIdt0aPV2A9W6N7psx3hlBXVzzMZH1JFTKe2B0p8L&dl=gpZd6GaW2c4HaSVizqQ1TAqdKZlqE00xttQSOWtyXzX (дата обращения: 15.01.2024).
Дополнительно рекомендуем ознакомиться с информацией на сайтах (открыть ссылку), (открыть ссылку).
Рубрики каталога: Изобразительное искусство -- Живопись -- ;
Вопрос . Здравствуйте, подскажите, пожалуйста, литературу по теме «Испанский танец и его репрезентация в изобразительном искусстве».
Ответ [2024-01-15 14:22:51] :
Здравствуйте. К сожалению, аналитические публикации по Вашей теме в рамках Виртуальной службы не выявлены. Предлагаем следующие материалы для первоначального ознакомления (источники – ЭК РГБИ, ИПС Яндекс, Google):
1. Olimpia Gaia Martinelli. Во времена фламенко // Artmajeur : арт-журнал. – 16 апр. 2023. – Электронная копия доступна на сайте Artmajeur. URL: https://www.artmajeur.com/ru/magazine/5-istoria-iskusstva/vo-vremena-flamenko/333202 (дата обращения: 15.01.2024).
2. Конёнкова А.К. Образы Испании в русской живописи второй половины XIX – начала XX вв. Константин Коровин и Александр Головин // Вестник славянских культур. – 2012. – № 25. – С. 100-106. – Электронная копия доступна на сайте КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazy-ispanii-v-russkoy-zhivopisi-vtoroy-poloviny-xix-nachala-xx-vv-konstantin-korovin-i-aleksandr-golovin (дата обращения: 15.01.2024).
3. Шелешнева-Солодовникова Н.А. Живопись Фернандо Ботеро: универсальность и национальная идентичность. – DOI 10.46272/2409-3416-2023-11-2-75-93 // Ибероамериканские тетради. – 2023. – Т. 11, № 2. – С. 75-93. – Электронная копия доступна на сайте журн. URL: https://www.iberpapers.org/jour/article/view/544/444 (дата обращения: 15.01.2024).
См. также (открыть ссылку).
Рубрики каталога: Изобразительное искусство -- Живопись -- ;