Виртуальная справочная служба (Российская национальная библиотека)
Организатор проекта - Российская национальная библиотека
ВИРТУАЛЬНАЯ СПРАВОЧНАЯ СЛУЖБА "СПРОСИ БИБЛИОГРАФА"
сегодня задано 0 из 23 возможных || в базе запросов: 56998

Каталог выполненных запросов

Россия


Всего записей: 41

Здравствуйте! Предоставьте, пожалуйста, научную литературу, статьи и авторефераты/ монографии (желательно за 2020-2025 годы) для написания курсовой работы на тему "Предреставрационные исследования масляной картины на холсте «Мостик в лесу» 2012 года ".
Первая глава будет посвящена описанию изображения и описанию состояния сохранности.
Вторая глава будет посвящена историко-культурному и искусствоведческому анализу картины (будет включен "Анализ стилистических тенденций в пейзажной живописи конца XX – начала XXI века", "Симметричная композиция как принцип гармоничной организации пространства пейзажа" и Сравнительно-стилистический анализ пейзажа).
В третьей главе будут рассматриваться Технико-технологические методы исследования.
Очень надеюсь на вашу помощь, заранее - благодарю!
Ответ [2025-11-19 18:30:05] :
Здравствуйте. Предлагаем следующие материалы для начала работы(источники – БД ИНИОН РАН, БД E-library, ИПС Google Scholar):
1. Анализ и интерпретация произведения искусства : худож. сотворчество : учеб. пособие для студентов пед. вузов / [Н. А. Яковлева и др.] ; под ред. Н.А. Яковлевой. – Москва : Высш. шк. (ВШ), 2005. – 549, [2] с., [16] л. ил., портр., цв. ил., портр.
2. Ван Кэин. Исследование образности пейзажа в масляной живописи // Культура и цивилизация. – 2023. – Т. 13, № 7А. – С. 154-161. – Электронная копия доступна на сайте изд-ва «АНАЛИТИКА РОДИС». URL: http://publishing-vak.ru/file/archive-culture-2023-7/b5-wang-keying.pdf (дата обращения: 18.11.2025).
3. Дрозд А.Н. Образ и стиль в современной пейзажной живописи // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. – 2015. – № 32. – С. 196-204. – Электронная копия доступна в науч. электрон. б-ке Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obraz-i-stil-v-sovremennoy-peyzazhnoy-zhivopisi (дата обращения: 18.11.2025).
4. Кларк К. Пейзаж в искусстве / Кеннет Кларк ; пер. с англ. Николая Тихонова. – Санкт-Петербург : Азбука : Азбука-Аттикус, cop. 2020. – 283, [2] с. : ил., цв. ил., портр. – Электронная копия фрагмента доступна в онлайн-библиотеке Google Books. URL: (открыть ссылку) (дата обращения: 18.11.2025).
5. Ковтун О.А. Пейзаж в творчестве художников Урала 1960–1970-х годов / О.А. Ковтун, Е.Н. Кондакова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. – 2024. – Т. 24, № 3. – С. 64-71. – Электронная копия доступна в науч. электрон. б-ке Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/peyzazh-v-tvorchestve-hudozhnikov-urala-1960-1970-h-godov (дата обращения: 18.11.2025).
6. Круглова О.Н. Построение симметричных и асимметричных композиций в ландшафтном дизайне / О.Н. Круглова, М.А. Быкова // Научные исследования студентов в решении актуальных проблем АПК. – Иркутск, 2020. – С. 359-365. – Электрон. копия доступна в науч. электрон. б-ке eLibrary. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43809185 (дата обращения: 18.11.2025). – Доступ после регистрации.
7. Межинская В.Р. Санкт-Петербургский городской пейзаж в современной академической живописи // Человек и культура. – 2025. – № 3. – С. 14-26. – Электронная копия доступна на сайте Nota Bene. URL: https://www.nbpublish.com/library_read_article.php?id=74448 (дата обращения: 18.11.2025).
8. Мирхасанов Р.Ф. Ведение масляной живописи: "техника старых мастеров" : учеб. пособие / Р.Ф. Мирхасанов. – Москва : Директ-Медиа, 2022. – 218, [2] с. : ил., цв. ил., портр.
9. Николовская Ю.В. Образ и стиль в современной пейзажной живописи / Ю.В. Николовская, Г.О. Семейская // Человек и культура. – 2022. – № 6. – С. 78-89. – Электронная копия доступна в науч. электрон. б-ке Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obraz-i-stil-v-sovremennoy-peyzazhnoy-zhivopisi-1 (дата обращения: 18.11.2025).
10. Саяпина Е.И. Композиционное построение пейзажной картины // Наука и современность – 2017. – Новосибирск, 2017. – С. 29-39. – Электрон. копия доступна в науч. электрон. б-ке eLibrary. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29174521#page=29 (дата обращения: 18.11.2025). – Доступ после регистрации.
11. Суровяткина Е.А. Пейзажный класс Московского училища живописи, ваяния и зодчества в 1857–1882 гг. под руководством А.К. Саврасова: эволюция метода преподавания и влияние творческой личности на учеников // Культура и искусство. – 2025. – № 7. – С. 126-146. – Электронная копия доступна в науч. электрон. б-ке Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/peyzazhnyy-klass-moskovskogo-uchilischa-zhivopisi-vayaniya-i-zodchestva-v-1857-1882-gg-pod-rukovodstvom-a-k-savrasova-evolyutsiya (дата обращения: 18.11.2025).
12. Цветкова А.Ю. Ленинградская пейзажная живопись 1960-х – 1980-х годов: трансформация проблемного поля исследований // Манускрипт. – 2021. – Т. 14, № 12. – С. 2882-2889. – Электронная копия доступна в науч. электрон. б-ке Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/leningradskaya-peyzazhnaya-zhivopis-1960-h-1980-h-godov-transformatsiya-problemnogo-polya-issledovaniy (дата обращения: 18.11.2025).
13. Черняева И.В. Оптико-физические методы исследования живописи художников Сибири ХX в.: результаты и перспективы / И.В. Черняева, Г.Д. Булгаева // Журнал Сибирского федерального университета. Гуманитарные науки. – 2024. – Т. 17, № 7. – С. 1376-1385. – Электронная копия доступна в науч. электрон. б-ке Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/optiko-fizicheskie-metody-issledovaniya-zhivopisi-hudozhnikov-sibiri-hx-v-rezultaty-i-perspektivy (дата обращения: 18.11.2025).
14. Чистов П.Д. Применение классической методики обучения пейзажной живописи с элементами инновационных технологий в дополнительном образовании / П.Д. Чистов, И.С. Румянцева // Концепт. – 2025. – № 5. – С. 29-52. – Электронная копия доступна в науч. электрон. б-ке Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-klassicheskoy-metodiki-obucheniya-peyzazhnoy-zhivopisi-s-elementami-innovatsionnyh-tehnologiy-v-dopolnitelnom (дата обращения: 18.11.2025).
Являясь жителем Петербурга, Вы можете обратиться за дополнительной информацией к библиографам РНБ.
Доброе утро! Предоставьте, пожалуйста, литературу (статьи, монографии, статьи из журналов, сборников. книги) начиная с 1980-х до 2010-х для написания курсовой работы на тему "Маскарадная тематика ретроспективных жанров в творчестве А.Н. Бенуа и К.А. Сомова на примере работ "Итальянская комедия" и "Зима.Каток"
Ответ [2025-11-14 19:52:36] :
Здравствуйте. Предлагаем следующие материалы (источники – ЭК РГБИ, БД ИНИОН РАН, БД E-library, ИПС Google Scholar):
1. Агратина Е.Е. Тема комедии дель арте в творчестве Александра Бенуа // Academia: Танец. Музыка. Театр. Образование. – 2017. – № 1. – С. 31-42. – Электрон. копия доступна в науч. электрон. б-ке eLibrary. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30021074 (дата обращения: 14.11.2025). – Доступ после регистрации.
2. Голубев П. Константин Сомов: Дама, снимающая маску / Павел Голубев. – Москва : Новое лит. обозрение, 2019. – 212 c.: ил.
3. Ерохина Т.И. Феномен театральной маски в культуре русского символизма // Диалоги и встречи: русский и американский театр ХХ века : сб. материалов конф. – Вологда, 2012. – С. 18-25. – Электронная копия доступна на сайте Elibrary. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25768398 (дата обращения: 14.11.2025). – Доступ после регистрации.
4. Завьялова А.Е. «Игрушечный, кукольный, загадочный мир»: образы марионеток в творчестве Александра Бенуа // Артикульт. – 2017. – № 3 (27). – С. 34-39. – Электронная копия доступна в науч. электрон. б-ке Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/igrushechnyy-kukolnyy-zagadochnyy-mir-obrazy-marionetok-v-tvorchestve-aleksandra-benua (дата обращения: 14.11.2025).
5. Завьялова А.Е. Александр Бенуа и художественное наследие Франции XVIII века // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 15, Искусствоведение. – 2019. – Т. 9, № 2. – С. 300-324. – Электронная копия доступна в науч. электрон. б-ке Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aleksandr-benua-i-hudozhestvennoe-nasledie-frantsii-xviii-veka (дата обращения: 14.11.2025).
6. Завьялова А.Е. Художественный мир Константина Сомова / А.Е. Завьялова. – Москва : БуксМАрт : НИИ теории и истории изобразительных искусств Рос. Акад. художеств, 2017. – 207 с. : цв. ил.
7. Кириллова Н.Б. Роль маски в художественной культуре России эпохи Серебряного века // Культура и искусство. – 2020. – № 5. – С. 77-93. – Электронная копия доступна в науч. электрон. б-ке Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-maski-v-hudozhestvennoy-kulture-rossii-epohi-serebryanogo-veka (дата обращения: 14.11.2025).
8. Королева Т.А. Комедия дель арте глазами К. Сомова // IX Всероссийский фестиваль науки. – Нижний Новгород, 2020. – С. 397-399.
9. Матюкина Т.С. Маска и маскарад в творчестве художников объединения «Мир искусства»: исторические и смысловые аспекты // Всероссийская научная конференция молодых исследователей с международным участием «Социально-гуманитарные проблемы образования и профессиональной самореализации» (Социальный инженер-2022) : сб. материалов. – Москва : ФГБОУ ВО «РГУ им. А.Н. Косыгина», 2022. – Ч. 10. – С. 165-170. – Электронная копия доступна на сайте РГУ им. А.Н. Косыгина. URL: https://rguk.ru/upload/medialibrary/aa6/ckgwo8dljfecuz9q9e4vu1lotru1z8yz/%D0%A1%D0%98-2022%20%D0%A7%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C%2010.pdf#page=165 (дата обращения: 14.11.2025).
10. Портнова Т.В. Танец К. Сомова и С. Судейкина в художественно-образной природе ретроспективизма // Грани познания : электрон. журн. – 2011. – № 2. – С. 1-7. – URL: http://grani.vspu.ru/files/publics/1311756761.pdf (дата обращения: 14.11.2025).
11. Разумовская А.Г. Маскарад на фоне парковых декораций в искусстве эпохи символизма // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. – 2007. – № 1. – С. 84-91. – Электронная копия доступна в науч. электрон. б-ке Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/maskarad-na-fone-parkovyh-dekoratsiy-v-iskusstve-epohi-simvolizma (дата обращения: 14.11.2025).
12. Суменкова В.Н. Интрига маски: карнавальный мотив в печатной графике Ж. Шере и К.А. Сомова // ДИСК – 2021 : сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. Ч. 4. – Москва, 2021. – С. 81-84. – Электрон. копия доступна в науч. электрон. б-ке eLibrary. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48107321&selid=48107355&ysclid=mhyt98575n407198775 (дата обращения: 14.11.2025). – Доступ после регистрации.
13. Шишкин А. ‘Лицо’–‘маска’в культуре Серебряного века. Вяч. Иванов, К. Сомов, Н. Ульянов и другие // Studi Slavistici. – 2018. – Т. 15, № 1. – С. 131-151. – Электронная копия доступна на сайте Torrossa. URL: https://www.torrossa.com/en/resources/an/4380528#page=132 (дата обращения: 14.11.2025).
См. также ответы на запросы №№ 37205 и 32396 в Архиве выполненных запросов.
Здравствуйте.
Работаю над курсовой по дисциплине «Описание и анализ памятников искусства». Тема моей работы:
«Грачи прилетели» (1871) Алексей Саврасов и Мартовское солнце» (1915) Константин Юон: сравнительный анализ». (Бакалавриат- история искусств)
Прошу помочь в подборе литературы и источников (монографии, статьи, каталоги выставок, диссертации и др.) по следующим направлениям:
1. Жизнь и творчество А. Саврасова, обстоятельства написания «Грачи прилетели».
2. Жизнь и творчество К. Юона, обстоятельства создания «Мартовского солнца».
3. Методика сравнительного анализа русского пейзажа конца XIX — начала XX века, а также специфики этих произведений: композиция, колорит, символика, восприятие.
4. История восприятия этих картин и их место в русской академической и модернистской традиции.
Заранее благодарю за вашу помощь.»
Ответ [2025-10-21 16:13:05] :
Здравствуйте. Предлагаем следующие материалы для начала работы (источники – ЭК РГБИ, БД E-library, ИПС Google Scholar):
1. Балашова Л.А. Саврасов. Грачи прилетели // Юный художник. – 2003. – № 3. – С. 24-25.
Аннотация: Об истории картины А.К. Саврасова, созданной в 1871 г.
2. Гиляровский В.А. Грачи прилетели // Русское искусство. – 2024. – № 3. – С. 74-79.
Аннотация: Воспоминания писателя В. Гиляровского о встрече с художником А. Саврасовым.
3. Грачева С.М. Основные тенденции развития отечественной пейзажной живописи первой половины ХХ века // «Гений места» в русском искусстве ХХ века» : материалы Всерос. науч. конф., посвящ. 135-летию И. И. Машкова, [г. Волгоград], 10–11 ноября 2016 г. : сб. науч. ст. / Волгогр. музей изобр. искусств им. И. И. Машкова, Волгогр. гос. соц.-пед. ун-т, Волгогр. гос. ун-т ; [отв. ред. О. В. Малкова]. – Волгоград : Панорама, 2016. – С. 267-275.
4. Дроздова М.А. Пейзажное творчество Константина Юона 1920 – 1930-х годов в актуальном дискурсе современного искусствознания // Новое искусствознание. – 2021. – № 3. – С. 42-49. – Электронная копия доступна в науч. электрон. б-ке Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/peyzazhnoe-tvorchestvo-konstantina-yuona-1920-1930-h-godov-v-aktualnom-diskurse-sovremennogo-iskusstvoznaniya (дата обращения: 20.10.2025).
5. Дроздова М.А. Цикл работ «Сотворение мира» К. Юона в контексте международного художественного процесса рубежа веков // Международный научно-исследовательский журнал. – 2021. – № 12-5 (114). – С. 101-105. – Электронная копия доступна в науч. электрон. б-ке Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsikl-rabot-sotvorenie-mira-k-yuona-v-kontekste-mezhdunarodnogo-hudozhestvennogo-protsessa-rubezha-vekov?ysclid=mh0kvoch0889282140 (дата обращения: 20.10.2025).
6. Мальцева Ф.С. Алексей Кондратьевич Саврасов : жизнь и творчество / Ф.С. Мальцева. – Москва : Искусство, 1977. – 406 с. : ил.
7. Осмоловский Ю.Э. Константин Федорович Юон / Ю.Э. Осмоловский. – Москва : Сов. художник, 1982. – 248 с. : ил.
8. Петров В. Алексей Саврасов: правда и поэзия // Третьяковская галерея. – 2006. – № 1. – С. 4-13: 2 ил., 14 цв. ил. – Электронная версия доступна на сайте журн. URL: https://www.tg-m.ru/articles/1-2006-10/aleksei-savrasov-pravda-i-poeziya?ysclid=mh0kugposo155741566 (дата обращения: 20.10.2025).
Аннотация: О жизненном и творческом пути художника А. Саврасова в связи с выставкой в Третьяковской галерее (декабрь 2005 – март 2006 гг.).
9. Саврасов // Художественная галерея. – 2006. – № 81. – С. 3-29: 1 портр., 4 ил., 56 цв. ил. – Электронная копия доступна на сайте djvu.online. URL: https://djvu.online/file/JvITcmkEQCv1F?ysclid=mh0kxncwzn904403848 (дата обращения: 20.10.2025).
10. Свиридова О.Ю. Первые шаги импрессионизма в русской культуре // Гуманитарные науки в современном вузе: вчера, сегодня, завтра. – Санкт-Петербург, 2020. – С. 766-771. – Электрон. копия доступна в науч. электрон. б-ке eLibrary. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44735728 (дата обращения: 20.10.2025). – Доступ после регистрации.
11. Старикова Е.А. Анализ развития русской пейзажной живописи // Московский педагогический журнал. – 2011. – № 1. – С. 185-190. – Электронная копия доступна на сайте журн. URL: https://www.mpjournal.ru/jour/article/download/665/540 (дата обращения: 20.10.2025).
12. Третьяков Н.Н. Константин Федорович Юон / Н.Н. Третьяков. – Москва : Искусство, 1957. – 220 с. : ил.
13. Федоров-Давыдов А.А. Саврасов / А.А. Федоров-Давыдов. – Москва : Искусство, 1957 [вып. дан. 1958]. – 32 с.
14. Юон // Художественная галерея. – 2008. – № 190. – С. 3-29. Аннотация: О жизни и творчестве живописца К.Ф. Юона и его картинах "Весенний солнечный день" (1910), "Мартовское солнце" (1915), "Новая планета" (1921) и "Утро индустриальной Москвы" (1949) и "Купола и ласточки" (1921).
15. Юон К.Ф. Пейзаж. Акварель. Юон. О пейзажной живописи // Юный художник. – 2025. – № 4. – С. 24-25.
Аннотация: Художник о жанре пейзажа, об особенностях пейзажной живописи, о русском пейзаже. Материал из журнала "Юный художник" № 7 за 1937 г. Публикация в связи с 150-летием художника.
Добрый день. Можно ли просить Вас подобрать литературу (монографии и научные статьи) по теме моего научного исследования "Рафаэль глазами Брюллова: проблема интерпретации ренессансного идеала в художественном сознании XIX века"? Было бы желательно, если бы источники относились бы к периоду, начиная от 1990 года и до 2025
Ответ [2025-09-29 19:42:33] :
Здравствуйте. Предлагаем следующие материалы (источники – ЭК РНБ, БД E-library, БД ИНИОН РАН, ИПС Google Scholar):
1. Гудыменко Ю.Ю. Портреты-картины К.П. Брюллова первой половины 1830-х годов // Культурная жизнь юга России. – 2021. – № 3 (82). – С. 40-48. – Электронная копия доступна в науч. электрон. б-ке Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/portrety-kartiny-k-p-bryullova-pervoy-poloviny-1830-h-godov (дата обращения: 29.09.2025).
2. Дубова О.Б. Становление академической школы в западноевропейской культуре / О.Б. Дубова. – Москва : Памятники ист. мысли, 2009. – 276 с. – Электронная копия доступна на сайте РУС АРХ. URL: http://www.rusarch.ru/dubova1.pdf (дата обращения: 29.09.2025).
3. Жуков В. Итальянский жанр К. Брюллова // Юный художник. – 2010. – № 10. – С. 4-7.
Аннотация: Итальянские мотивы в творчестве К. Брюллова.
4. Карл Брюллов : [жизнь и творчество / авт. текста: Ольга Алленова, Михаил Алленов]. – Москва : Белый город, 2005. – 63, [1] с. : цв. ил.
5. Кириллов О. Весна, Россия, ренессанс // Русская провинция. – 1998. – № 1. – С. 55-57.
Аннотация: О картине художника А.Г. Венецианова "На пашне. Весна" (1819 г.): анализ ее содержания, смысла, символики.
6. Кислякова Е.Ю. Идеалы гармонично развитой личности в русской живописи первой половины XIX века // Иван Ильин и художественная культура России : материалы межвуз. студ. науч.-практ. конф., 21 мая 2008 г., г. Екатеринбург / Рос. гос. проф.-пед. ун-т ; отв. ред. С. З. Гончаров. – Екатеринбург : Изд-во РГППУ, 2008. – С. 123-127. – Электронная копия доступна на сайте Электрон. науч. архива УрФУ. URL: https://elar.uspu.ru/handle/ru-uspu/47357?mode=full&ysclid=mg54mrvbkw112183533 (дата обращения: 29.09.2025).
7. Нащокина М.В. Италия – "больше, чем счастье и радость" // Наше наследие. – 2011. – № 97. – С. 6-23. – Электронная версия доступна на сайте журн. URL: https://www.nn.media/magazine/97/921/?ysclid=mg5csarczo618767161 (дата обращения: 29.09.2025).
8. Россия – Италия. Italia – Russia. Сквозь века от Джотто до Малевича : [кат. выст. / авт. ст.: Ирина Антонова и др.]. – Москва : Художник и книга, 2005. – 407 с. : цв. ил.
9. Седых О.М. Русский ренессанс о ренессансе / О.М. Седых, Ю.Л. Гришатова // Вопросы философии. – 2015. – № 6. – С. 111-121. – Электронная копия доступна на сайте ИСТИНА. URL: https://istina.msu.ru/media/publications/article/4b3/f62/9771948/111-121_Sedux_.pdfv (дата обращения: 29.09.2025).
10. Чайковская В.И. Антропологический идеал О. Кипренского и К. Брюллова: две грани романтического портрета // Человек. – 2019. – № 2. – С. 92-104.
11. Черемская Ю. Италия в жизни и творчестве Карла Брюллова / Юлианна Черемская. – Санкт-Петербург : Аврора, 2015. – 79, [80] с. : цв. ил.
12. Яйленко Е. "Отечество красоты" Опыт итальянского жанра в сложении художественной концепции академизма // Искусствознание. – 2011. – № 3/4. – С. 149-185. – Электрон. копия доступна в науч. электрон. б-ке eLibrary. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17640416 (дата обращения: 29.09.2025). – Доступ после регистрации.
13. Яйленко Е.В. Итальянский жанр в русском искусстве первой половины XIX века // Пинакотека. – 2003. – № 16/17. – С. 76-84.
Об итальянском жанре в произведениях русских художников 1-й половины 19 века; о творчестве в этом жанре К. Брюллова и его эпигонов.
14. Voytekunas V. К истории рецепции и интерпретации творчества Боттичелли в России // Testo e immagine Текст и образ. – 2019. – Т. 2. – С. 50-73. – Электронная копия доступна на сайте Edizioni Cafoscari. URL: https://edizionicafoscari.unive.it/media/pdf/books/978-88-6969-363-2/978-88-6969-363-2-ch-03_Nvz3gSs.pdf (дата обращения: 29.09.2025).
Являясь жителем Петербурга, Вы можете обратиться за дополнительной информацией к библиографам РНБ.
Уважаемые сотрудники

Я пытаюсь найти картину художника А.К. Фендрика «В город на заработки» (1901 г.). Ни в одном каталоге я не обнаружил ни имени этого художника, ни самой картины и прошу помощи в её поиске.

Единственной зацепкой был десятитомник Академии наук СССР (том 7, стр. 147).
Больше нигде ни названия картины, ни имени художника не упоминается
Ответ [2025-09-18 16:28:18] :
Здравствуйте. При выполнении Вашего запроса был произведен поиск по следующим ресурсам: ЭК РНБ, БД «Литература о Санкт-Петербурге» РНБ, ЭК ЦГПБ им. В.В. Маяковского, архив проекта Центра петербурговедения ЦГПБ им. В.В. Маяковского и Всемирного клуба петербуржцев «Мир Петербурга», ЭК РГБИ, ЭК ГИМ, портал «Архивы Санкт-Петербурга», БД «Офицеры Русской Императорской армии», электрон. науч. б-ка eLIBRARY, электрон. науч. б-ка «КиберЛенинка», поисковая система Академия Google. А также в порядке исключения были просмотрены ряд источников из фондов РНБ:
1. Всемирная история : в 10 т. / гл. ред.: Е.М. Жуков [и др.] ; Акад. наук СССР, Ин-т истории, Ин-т востоковедения, Ин-т истории материальной культуры. – Москва : Госполитиздат, 1955-1983.
Т. 7 / отв. ред. А.А. Губер. – Москва : Изд-во социал.-экон. лит., 1960. – 820 с., 42 л. ил., карт. : ил., карт. – Электрон. копия доступна на сайте проекта Internet Archive. URL: https://archive.org/details/Vsemirnaya-istoriya-v-10-tomah-7-tom-1960/ (дата обращения: 17.09.2025).
2. Коновалов Э.Г. Словарь русских художников : новый полный биогр. : [доп. и перераб.] / Э.Г. Коновалов. – Москва : Эксмо, 2012. – 618, [1] с. Шифры РНБ: С 2012-2/402 ; Л1 Щ103(2Р=Р)-8я2/К-647
3. Материалы к библиографии по истории Академии художеств, 1757-2007 : [в 4 т.] / Рос. акад. художеств, отв. ред. Л.С. Полякова [и др.]. – Репр. воспроизведение изд. 1957 г. – Санкт-Петербург, 2009. Шифр РНБ: С 2010-4/60
Т. 1 : 1757-1957 / сост.: Н.Е. Белоутова [и др.]. – 199 с., [4] л. ил., цв. ил. : ил.
Т. 2 : 1757-1957 : доп. к изд. 1957 г. / сост.: А.М. Стафеева. – 565 с., [16] л. ил., цв. ил.
4. Нива : ил. журн. лит., политики и соврем. жизни. В 100 т. – Т. 65 : 1901, № 1-26. – Репр. изд. 1917 г. – Санкт-Петербург, 2013.
5. Острой О.С. Изобразительное и прикладное искусство : рус. справ. изд., середина XVIII – конец XX вв. : аннот. указ / О.С. Острой, И.Х. Саксонова ; Рос. нац. б-ка. – Санкт-Петербург : Дмитрий Буланин, 2002. – 903,[1] с. – Электрон. копия доступна на сайте РНБ. URL: https://vivaldi.nlr.ru/bx000011006/view/#page= (дата обращения: 18.09.2025). Шифр РНБ: С 2002-2/386
6. Русские художники ХVIII-ХХ веков : справочник / авт.-сост.: Соловьев В.Д. – 3-е изд., доп. и испр. – Москва : Эксперт-клуб, 2005. – 1021 с. Шифр РНБ: С 2005-3/137
7. Товарищество передвижных художественных выставок : [т.] 1-2 / Бурова Г.К., Румянцева В.Ф., Гапонова О.И. – Москва : Искусство, 1952-1959. Шифр РНБ: С899-420/Б-91
8. Юбилейный справочник Императорской Академии художеств, 1764-1914 / сост. С.Н. Кондаков. – [2 : Часть биографическая]. – Санкт-Петербург : т-во Р. Голике и А. Вильборг, [1915]. – [4], VI, 454, [5] с. : ил., портр. – Электрон. копия доступна на сайте РНБ. URL: https://vivaldi.nlr.ru/bx000040008/view/ (дата обращения: 18.09.2025).
При первоначальном просмотре информации об интересующем Вас художнике найдено не было. В указателе к тому 7 «Всемирной истории» даны имена и годы жизни упомянутых персон, однако в случае с А.К. Фендриком приведены только фамилия и инициалы художника.
При дальнейшем поиске в сводном списке художников в справочнике «Русские художники ХVIII-ХХ веков» было найдено имя Фендрих Виктор-Людвиг Карлович и принято решение продолжать поиски также и об этой персоне.
В биографической части Юбилейного справочника Императорской Академии художеств, 1764-1914 были обнаружены краткие сведения о В.К. Фендрихе (открыть ссылку). Из них явствует, что в 1900 г. он получил звание художника за картину «В город на фабрику». В электронном каталоге Государственного исторического музея указано, что репродукция этой картины хранится в отделе «Изобразительные материалы» ГИМ (открыть ссылку). Таким образом, позволим себе предположить, что сведения, указанные в томе 7 издания «Всемирная история» являются ошибочными. В поисках репродукции было также просмотрено репринтное издание журнала «Нива» (открыть ссылку). Судя по подписи, картина была представлена на конкурсной выставке Академии художеств.
При поиске в БД «Офицеры Русской Императорской армии» была также найдена информация об участии В.К. Фендриха в Первой мировой войне. По данным газеты «Русское слово» от 21 февр. 1915г., № 42 среди раненых офицеров, прибывших в Екатеринослав 16 февр. 1915 г., находился подпоручик Виктор Карлович Фендрих (https://ria1914.info/index.php?title=Сведения_об_убитых_и_раненых_в_ПМВ_офицерах_по_данным_газеты_«Русское_слово»,_февраль_1915г ).
К сожалению, в рамках поиска в Виртуальной службе более подробных сведений о художнике и данных о местонахождении картины обнаружить не удалось.
Возможно, имеет смысл обратиться за дополнительной информацией в Научную библиотеку Российской академии художеств (открыть ссылку).
Добрый день! Уважаемые Сотрудники Российской  Национальной Библиотеки.
  Подскажите, пожалуйста, имеются , ли, в Ваших архивах Каталоги, либо альбомы работ художника Ивана Константиновича Айвазовского, в которых есть сведения о его полотне под названием:
  The artwork titled "Ship at Sea" from 1888 by Ivan Konstantinovich Aivazovsky
Картина «Корабль в море» 1888 года Ивана Константиновича Айвазовского.

Ship At Sea 3 Painting by Ivan Konstantinovich Aivazovsky - Fine Art America

h t t ps://share.google/images/my1LpAoZnJQCVRMB1
Ответ [2025-09-11 21:03:30] :
Здравствуйте. Выполнить запрос Вашей теме в рамках Виртуальной службы не представляется возможным, т. к. требует просмотра литературы de visu. Воpможно, Вам будет полезен следующий ресурс: Великий маринист: И.К. Айвазовский (открыть ссылку).
Вы можете обратиться с запросом в Информационно-сервисный центр РНБ (открыть ссылку). Услуги предоставляются на платной основе.
Добрый день, пишу искусствоведческую курсовую работу, в которых анализирую два русских пейзажа конца XIX века :"Берёзовая роща"(1889) И. И. Левитани "Березовая роща"(1879) А. И Куинджи. Помогите, пожалуйста, подобрать как можно больше источников. А именно прошу вас помочь с поиском статей, книг, электронных источников о пейзаже как жанре конца XIX века
Заранее спасибо!
Ответ [2025-09-10 09:14:21] :
Здравствуйте. См. ответы на запросы №№ 32388, 55971. В дополнение предлагаем (источники – ЭК РНБ, ИПС Яндекс, Google):
1. Даудова Ф.Х. История искусства: эволюция пейзажной живописи // Мировая наука. – 2020. – № 5 (38). – С. 5-5. – Электронная копия доступна на сайте КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-iskusstva-evolyutsiya-peyzazhnoy-zhivopisi (дата обращения: 09.09.2025).
2. Евстратова Е.Н. Гении русского пейзажа / [авт. текста к разд.: Е. Н. Евстратова, В. В. Донец, Н. И. Сергиевская]. – Москва : ОЛМА Медиа Групп, 2014. – 446, [1] с.
3. Кривонденченков С.В. Пейзаж в русской живописи XVIII – XX веков: комплексное исследование : автореф. дис. ... д-ра искусствоведения / Кривонденченков Сергей Викторович ; [Место защиты: Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена]. – Санкт-Петербург, 2018. – 54 с. – Электронная копия доступна на сайте РГБ. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01008714050?ysclid=mfdky6w9nf872569872 (дата обращения: 20.20.2025).
4. Манин В.С. Русская пейзажная живопись : конец XVIII-XIX век / В.С. Манин. – Санкт-Петербург : Аврора, 2012. – 333, [10] с.
5. Соколинский В.М. О жанре пейзажа и его видах // Искусство и образование. – 2009. – № 1. – С. 57-62.
6. Старикова Е.А. Анализ развития русской пейзажной живописи // Московский педагогический журнал. – 2011. – № 1. – С. 185-190.
Добрый день, прошу помочь с поиском литературы для дипломной работы по истории искусств, посвящённой иконографии Святого Георгия Победоносца.

Меня интересуют труды и публикации, авторы которых анализируют образ Георгия в искусстве Ближнего Востока (Сирия, Палестина, Египет, Каппадокия - в особенности), Кавказа, Византии, Балкан (преимущественно Сербия и Болгария) и Западной Европы. Исследования могут быть посвящены как отдельным важным памятникам, так и самому процессу становления и эволюции иконографии святого.

Также я ищу труды филологов и фольклористов, которые изучали распространение и бытование почитания Святого Георгия, а также - устной и письменной литературы, связанной с ним, в упомянутых регионах.

Материалы могут быть на любых языках: русский, английский, французский, сербский… Виды источников - любые.
Ответ [2025-09-04 09:46:07] :
Здравствуйте. См. ответ на запрос № 53119. В дополнение предлагаем (источники – ЭК РНБ, БД ИНИОН РАН, БД E-library, ИПС Google Scholar):
1. Алпатов М.В. Образ Георгия-воина в искусстве Византии и древней Руси // Этюды по истории западно-европейского искусства. – 1956. – Т. 1. – C. 311-318. – Электронная копия доступна на сайте Электрон. публикации Ин-та рус. лит. (Пушкинского Дома) РАН. URL: http://lib.pushkinskijdom.ru/Portals/3/PDF/TODRL/12_tom/Alpatov/Alpatov.pdf (дата обращения: 03.09.2025).
2. Атанасов Г. Святой Георгий-пеший воин-змееборец: возникновение иконографии, памятники, семантика и распространение // Славяно-русское ювелирное дело и его истоки. – Санкт-Петербург, 2010. – С. 330-343. – Электрон. копия доступна в науч. электрон. б-ке eLibrary. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32835770 (дата обращения: 03.09.2025). – Доступ после регистрации.
3. Карлова К.Ф. Сет-змееборец и св. Георгий: преемственность иконографического типа // Индоевропейское языкознание и классическая филология. – 2020. – № 24-2. – С. 1209-1224. – Электронная копия доступна в науч. электрон. б-ке Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/set-zmeeborets-i-sv-georgiy-preemstvennost-ikonograficheskogo-tipa (дата обращения: 03.09.2025).
4. Мзоков А.Б. Нравственные уроки "Чуда Георгия о змии" // Аланское православие: история и культура. – 2017. – Вып. 6. – С. 160-172. – Электронная копия сборника доступна на сайте социал. сети ВКонтакте. URL: (открыть ссылку) (дата обращения: 03.09.2025).
5. Некрасова М.А. Образ всадника – воина — святого Георгия змееборца: его сакральный смысл в искусстве славянских народов как источника жизненных начал // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. – 2009. – Т. 185. – С. 15-27. – Электронная копия доступна в науч. электрон. б-ке Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obraz-vsadnika-voina-svyatogo-georgiya-zmeebortsa-ego-sakralnyy-smysl-v-iskusstve-slavyanskih-narodov-kak-istochnika-zhiznennyh-nachal (дата обращения: 03.09.2025).
6. Ненарокова М.Р. Святой Георгий Победоносец в латинской гимнографии X-XVI вв. (от аретологии к агиобиографии) // Грани познания : электрон. науч. журн. – 2014. – № 7. – С. 121-127. – URL: http://grani.vspu.ru/files/publics/1419948283.pdf (дата обращения: 03.09.2025).
7. Федорова И.В. Святой великомученик Георгий Победоносец и его почитание на материале русской паломнической литературы // Труды отдела древнерусской литературы. – 2016. – Т. 64. – С. 375-405. – Электронная копия доступна на сайте Ин-та рус. лит. URL: http://lib2.pushkinskijdom.ru/Media/Default/PDF/TODRL/64_tom/09_Федорова.pdf(дата обращения: 03.09.2025).
Добрый день! Интересует информация о художнике Г. Игошкине. Вероятно, он жил и работал в первой половине (возможно, на юге страны) и был знаком с В. Хлебниковым.
Ответ [2025-08-30 16:32:54] :
Здравствуйте. К сожалению, информация по указанной персоне в рамках Виртуальной службы не выявлена. Уточните источник получения данных.
Добрый день! Подскажите, пожалуйста, литературу по теме "Изображения цветов в русском искусстве второй половины XIX - первой половины XX века". Спасибо.
Ответ [2025-07-11 21:04:39] :
Здравствуйте. Предлагаем следующие материалы для начала работы (источники – ЭК РГБИ, БД E-library, ИПС Google Scholar):
1. Болотина И.С. Проблемы русского и советского натюрморта : Изображение вещи в живописи XVIII-XX вв. : Исслед. и ст. / [вступ. ст. Д.В. Сарабьянова]. – Москва : Сов. художник, 1989. – 189, [2] с., [40] л. ил., цв. ил.
2. В вихре цвета: самобытное творчество Андрея Сутина // Русская галерея – XXI век. – 2023. – № 1. – С. 36-39.
Аннотация: Андрей Сутин — яркий, самобытный художник, приверженец реализма. Любимый жанр живописца — стилизованный пейзаж, ярко чувствуется авторский почерк в цветочных натюрмортах, выразительными являются и портреты, которые он пишет в лучших классических традициях.
3. Гринина Е.Н. Дыхание розы. Цветочные натюрморты Константина Коровина, 1908 – 1917 гг. // Отечественное искусство конца XIX – начала XXI вв. в диалоге эпох: идеи, стили, мастера. – Санкт-Петербург, 2022. – С. 86-94. – Электрон. копия доступна в науч. электрон. б-ке eLibrary. URL: https://elibrary.ru/rnhayf?ysclid=mcyib300g2167108695 (дата обращения: 10.07.2025). – Доступ после регистрации.
4. "...Как свежи были розы" : цветы в поэзии и живописи / [сост. В. Кузьмин]. – Москва : ОЛМА Медиа Групп, 2015. – 303 с. : цв. ил., ил.
5. Кочкин С.А. "Голубая буря крыла". О натюрмортах Татлина 1930-х годов // Собрание. Искусство и культура. – 2019. – № 10. – С. 94-103.
Аннотация: О цветочных натюрмортах художника.
6. Музыка В.В. Русский цветочный натюрморт // Антик. Инфо. – 2005. – № 29. – С. 70-81.
Аннотация: История цветочного натюрморта в европейской живописи. Обращение русских художников 18 – 20 вв. к изображению цветов.
7. Неизвестный Кончаловский : живопись из собр. семьи худож., част. коллекций и ГМИИ им А.С. Пушкина : к 125-летию со дня рождения художника / [Гос. музей изобр. искусств им. А.С. Пушкинна ; авт.-сост.: Н.Б. Автономова, А.Г. Луканова ; пер.: С.Э. Таск]. – Москва : AXIOM GRAPHIC, 2002. – 296 с. : ил., цв. ил., портр.
8. Павлович П. Натюрморт, или Поэзия предмета // Prababoushka. – 2023. – № 2. – С. 190-199.
Аннотация: Популярно о натюрморте в русской живописи 19 – нач. 20 вв. В частности, о цветах и цветочных композициях в натюрмортах русских художников.
9. Ракова М.М. Русский натюрморт конца XIX – начала XX века : [Альбом. – Москва : Искусство, 1970]. – 147 с. : ил.
10. Салиенко А.П. О натюрморте И. Машкова «Привет XVII съезду ВКП (б)» 1934 г // "Гений места" в русском искусстве ХХ века. – Ярославль, 2016. – С. 343-357. – Электронная копия доступна на сайте Академия. URL: https://www.academia.edu/download/53528963/%D0%93%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9_%D0%BC%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B0_1.pdf#page=341 (дата обращения: 10.07.2025).
11. Цветы и натюрморты Александра Бенуа ди Стетто : [каталог выставки, 9 сентября – 30 октября 2006 г. / авт. ст.: А. Александров и др. ; ред.: О. Клокова]. – Санкт-Петербург : Palace Editions, 2014. – 59, [1] с. : цв. ил.
12. Чжен-Им К. Эволюция натюрмортов И.Ф. Хруцкого // ?????. – 2016. – Т. 31, № 3. – С. 1-46. – Электронная копия доступна на сайте Dbpia. URL: https://www.dbpia.co.kr/Journal/articleDetail?nodeId=NODE07017235 (дата обращения: 10.07.2025).
13. Филиппова О.Н. Натюрморт в творчестве Николая сапунова // Искусство Евразии. – 2019. – № 1 (12). – С. 26-39. – Электронная копия доступна в науч. электрон. б-ке Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/natyurmort-v-tvorchestve-nikolaya-sapunova (дата обращения: 10.07.2025).
14. Звездина Ю.Н. Эмблематический натюрморт и восприятие предмета и символа в XVII – XX веках // Контекст: Литературно-теоретические исследования. – 1996. – Т. 1994-1995. – С. 245-276. – Электрон. копия доступна в науч. электрон. б-ке eLibrary. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29245646 (дата обращения: 10.07.2025). – Доступ после регистрации.
15. Давыдова О. Воображаемые сады Михаила Врубеля // Декоративное искусство стран СНГ. – 2011. – № 1. – С. 76-81. – Электрон. копия доступна в науч. электрон. б-ке eLibrary. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21832234 (дата обращения: 10.07.2025). – Доступ после регистрации.