Виртуальная справочная служба (Российская национальная библиотека)
Организатор проекта - Российская национальная библиотека
ВИРТУАЛЬНАЯ СПРАВОЧНАЯ СЛУЖБА "СПРОСИ БИБЛИОГРАФА"
сегодня задано 0 из 23 возможных || в базе запросов: 55919

Каталог выполненных запросов

Русский язык

Всего записей: 97
Добрый день! Помогите, пожалуйста, подобрать литературу за 2018-2023 гг.
1) о методике преподавания языковедческих дисциплин в вузе (5 источников)
2) о реализации компетентностного подхода при преподавании русского языка в школе (5 источников).
Заранее спасибо!
Ответ [2023-05-15 19:18:39] :
Здравствуйте! Напоминаем, что в рамках одного запроса рассматривается только одна тема. Предлагаем Вам следующие материалы по второй теме (источники: ЭК РНБ, БД elibrary, ИПС Яндекс, ИПС GoogleАкадемия):
1. Заборовская И.А. Компетентностные задания на уроках русского языка в начальной школе как средство реализации системно-деятельностного подхода // Современные тенденции развития образования, науки и технологий : сб. науч. тр. по материалам II междунар. науч.-практ. конф. / под общ. ред. А.В. Туголукова. – Москва, 2018. – С. 18-21. – Электрон. копия сборника доступна в науч. электрон. б-ке eLibrary. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35386936&selid=35386939 (дата обращения: 15.05.2023). – Доступ после регистрации.
2. Кожушко Е.В. Компетентностный подход к организации обучения русскому языку в школе // Слово и текст: теория и практика коммуникации : сб. науч.-метод. тр. / под общ. ред. О.В. Четвериковой. – Армавир, 2018. – С. 99-106. – Электрон. копия сборника доступна в науч. электрон. б-ке eLibrary. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36661077&selid=36661148 (дата обращения: 15.05.2023). – Доступ после регистрации.
3. Лаврешина И.Г. Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка в начальной школе в условиях компетентностного подхода // Славянская культура: истоки, традиции, взаимодействие. XХIII Кирилло-Мефодиевские чтения : материалы междунар. науч.-практ. конф. – Москва, 2022. – С. 638-642. – Электрон. копия доступна в науч. электрон. б-ке eLibrary. URL: https://elibrary.ru/tlttxw (дата обращения: 15.05.2023). – Доступ после регистрации.
4. Халатян А.А. Методический потенциал проблемного обучения русскому языку и литературе в средней общеобразовательной школе в свете компетентностного подхода / А.А. Халатян, А.В. Курьянович // Актуальные проблемы изучения языка, литературы и журналистики: достижения, перспективы, инновации : материалы междунар. науч.-практ. конф. / науч. ред. редактор И.В. Пекарская. – Абакан, 2020. – С. 109-111. – Электрон. копия доступна в науч. электрон. б-ке eLibrary. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44360230 (дата обращения: 15.05.2023). – Доступ после регистрации.
5. Шевченко В.В. Методический ресурс урока-игры по русскому языку в 5 классе средней общеобразовательной школы (компетентностный подход) // Международный научно-образовательный форум "Педагогика XXI века: вызовы и решения". Международная конференция "Приоритеты и стратегические направления развития педагогического образования в эпоху 4.0" : материалы форума и конф. – Томск, 2021. – Т. 1. – С. 377-380. – Электронная копия сборника доступна на сайте ТГПУ. URL: https://www.tspu.edu.ru/files/%D0%AD%D0%A1%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%B8%D0%BA_2020_%D0%A21.pdf (дата обращения: 15.05.2023).
По первой теме см. публикации в ответах на запросы Архива Виртуальной службы (открыть ссылку).
Здравствуйте! Мне нужна информация о том, как прдъявлять этимологическую справку и какие способы запоминания иноязычных слов.
Ответ [2023-01-31 15:03:14] :
Здравствуйте. Предлагаем следующие материалы по первой части Вашего запроса (в рамках ответа ВСС РНБ рассматривается только одна тема) (источники – ЭК РНБ, БД E-library, по языкознанию ИНИОН РАН, БД E-library, ИПС Google Академия):
1. Бабушкина Т.В. Этимологический анализ в начальной школе // Начальная школа плюс до и после. – 2001. – № 2. – С. 27-30. – Электронная копия доступна на сайте Образовательной системы «Школа 2100». URL: http://school2100.com/upload/iblock/849/849d1f4c66021a961503831075c0d925.pdf?ysclid=ldk147gdsc468170135 (дата обращения: 31.01.2023).
2. Глинкина Л.А. Об орфографическом словаре с историко-этимологическими справками // III Житниковские чтения. – Челябинск, 1999. – Ч. 1. – С. 18-25.
3. Зацепина Е. А. Англицизмы в современном русском языке рубежа XX-XXI столетий: этимологическая справка и функциональный спектр : монография / Е. А. Зацепина ; Гос. ун-т по землеустройству. – Москва : Редакционно-издательский отдел ГУЗ, 2020. – 210, [1] с.
4. Ломакина О.В. Историко-этимологическая справка в авторском словаре // Проблемы истории, филологии, культуры. – 2014. – № 3 (45). – С. 335-337. – Электронная копия доступна в науч. электрон. б-ке Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriko-etimologicheskaya-spravka-v-avtorskom-slovare?ysclid=ldk6tt2v4j788192199 (дата обращения: 31.01.2023).
5. Майоров А.П. Источниковедческая и этимологическая справка в региональном историческом словаре // Вопросы лексикографии. – 2020. – № 17. – С. 26-50. – Электронная копия доступна в науч. электрон. б-ке Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istochnikovedcheskaya-i-etimologicheskaya-spravka-v-regionalnom-istoricheskom-slovare (дата обращения: 31.01.2023).
6. Рога В.А. Этимологические справки на уроках русского языка и литературы в начальной школе // Молодость. Интеллект. Инициатива. – Витебск, 2021. – С. 230-231. – Электрон. копия доступна на сайте Репозитория Витебского гос. ун-та имени П. М. Машерова. URL: https://rep.vsu.by/bitstream/123456789/27200/1/230-231.pdf (дата обращения: 31.01.2023).
7. Сергеев В.Н. Историко-этимологическая справка во фразеологическом словаре: (На материале рус. идиоматики) // Фразеологизм и его лексикографическая разработка. – Минск, 1987. – С. 89-90.
8. Сергеев М.Л. Этимологическая справка // Словарь русского языка XXI века / РГПУ им. А. И. Герцена. – Санкт-Петербург, 2019. – С. 70-75.
9. Скрыльников Ю.С. Этимологические справки как компонент толкования русских наречных фразеологизмов в словаре учебного типа / Ю.С. Скрыльников, И.Р. Касимов // Языки и литература в поликультурном пространстве. – 2021. – С. 69-73. – Электрон. копия доступна в науч. электрон. б-ке eLibrary. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47133353 (дата обращения: 31.01.2023). – Доступ после регистрации.
10. Сугибина А.Н. Этимологические справки на уроках русского языка // Nsportal.ru : Образовательная социальная сеть. – [Б.м., б.г.]. – URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2022/03/14/etimologicheskie-spravki-na-urokah-russkogo-yazyka?ysclid=ldk0jvrbwg886279723 (дата обращения: 31.01.2023).
Уважаемые сотрудники ВСС, здравствуйте! Посоветуйте, пожалуйста, литературы для написания работы на тему "Филологический код культуры в практике преподавания русского языка"
С уважением,
София.
Ответ [2023-01-24 13:14:34] :
Здравствуйте. Предлагаем следующие материалы для первоначального ознакомления (источники – БД E-library, по языкознанию ИНИОН РАН, ИПС Google Академия):
1. Алимушкина О.А. Из опыта использования интегрированного подхода в преподавании русского языка как иностранного // Опыт и перспективы обучения иностранным языкам в Евразийском образовательном пространстве. – 2016. – № 1. – С. 3-9.
2. Арзамасцева Н.Ю. Лингвокультурологический потенциал русской народной сказки в практике преподавания русского языка как иностранного // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. – 2019. – № 4 (52). – С. 171-176. – Электронная копия доступна в науч. электрон. б-ке Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lingvokulturologicheskiy-potentsial-russkoy-narodnoy-skazki-v-praktike-prepodavaniya-russkogo-yazyka-kak-inostrannogo (дата обращения: 23.01.2023).
3. Буряченко Т.И. Лингвокультурологический подход в преподавании русского языка как неродного // Русский язык как фактор культурно-образовательной интеграции общества. – Санкт-Петербург, 2016. – С. 398-404. – Электрон. копия доступна в науч. электрон. б-ке eLibrary. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28042463 (дата обращения: 23.01.2023). – Доступ после регистрации.
4. Вахобова М.А. Русская антропонимия как код культуры в аспекте методики преподавания русского языка как иностранного / М.А. Вахобова, Н.И. Шарипова // Ученые записки Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова. Гуманитарные науки. – 2020. – № 4 (65). – С. 233-236. – Электронная копия доступна в науч. электрон. б-ке Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/russkaya-antroponimiya-kak-kod-kultury-v-aspekte-metodiki-prepodavaniya-russkogo-yazyka-kak-inostrannogo (дата обращения: 23.01.2023).
5. Дейкина А.Д. Роль лингвокультурологического подхода в методике преподавания русского языка как родного, как иностранного и как неродного / А.Д. Дейкина, О.Н. Левушкина // Полилингвиальность и транскультурные практики. – 2012. – № 4. – С. 23-28. – Электронная копия доступна в науч. электрон. б-ке Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-lingvokulturologicheskogo-podhoda-v-metodike-prepodavaniya-russkogo-yazyka-kak-rodnogo-kak-inostrannogo-i-kak-nerodnogo (дата обращения: 23.01.2023).
6. Жесткова Е.А. Лингвокультурологический и когнитивно-дискурсивный подходы в преподавании русского языка в полиэтнической школе // Вестник Череповецкого государственного университета. – 2014. – № 3 (56). – С. 77-81. – Электронная копия доступна в науч. электрон. б-ке Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lingvokulturologicheskiy-i-kognitivno-diskursivnyy-podhody-v-prepodavanii-russkogo-yazyka-v-polietnicheskoy-shkole (дата обращения: 23.01.2023).
7. Игнатьева Е.А. Лингвокультурологический аспект преподавания русского языка как иностранного // Современная наука: проблемы и перспективы. – Ставрополь, 2018. – С. 60-64.
8. Маслова В.А. Взгляд на русский язык и его преподавание сквозь призму лингвокультурного кода // Изучение и преподавание русского языка в разных лингвокультурных средах. – Москва, 2019. – С. 75-84.
9. Попкова Е.Б. Роль русского языка как иностранного в процессе освоения кода русской культуры / Е.Б. Попкова, Л.И. Бутенко, Е.И. Борисова // Гуманитарий Юга России. – 2014. – № 2. – С. 54-64. – Электронная копия доступна в науч. электрон. б-ке Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-russkogo-yazyka-kak-inostrannogo-v-protsesse-osvoeniya-koda-russkoy-kultury (дата обращения: 23.01.2023).
10. Ромеро И.Д.И. Лингвокультурологический аспект в преподавании русского языка как иностранного // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Вопросы образования: языки и специальность. – 2010. – № 4. – С. 52-55. – Электронная копия доступна в науч. электрон. б-ке Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lingvokulturologicheskiy-aspekt-v-prepodavanii-russkogo-yazyka-kak-inostrannogo.pdf (дата обращения: 23.01.2023).
11. Садыкова Р.Х. Лингвокультурологический аспект в курсе преподавания русского языка как иностранного // Балтийский гуманитарный журнал. – 2019. – Т. 8, № 3 (28). – С. 129-132. – Электронная копия доступна в науч. электрон. б-ке Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lingvokulturologicheskiy-aspekt-v-kurse-prepodavaniya-russkogo-yazyka-kak-inostrannogo (дата обращения: 23.01.2023).
Добрый день! Вы не могли бы мне помочь с подбором литературы для дипломной работы? Она звучит следующим образом: формирование культуроведческой компетенции у школьников 5-6 классов при изучении фразеологизмов в курсе русского языка. Благодарю!
Ответ [2022-11-30 20:05:53] :
Здравствуйте. Предлагаем следующие материалы для работы над темой (источники – ЭК РНБ, БД E-library, ИПС Google Академия):
1. Васильева Н.В. Методика формирования культуроведческой компетенции школьников при изучении фразеологизмов в курсе русского родного языка // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Профессиональное образование, теория и методика обучения. – 2015. – № 6 (65). – С. 151-157. – Электронная копия доступна в науч. электрон. б-ке Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-formirovaniya-kulturovedcheskoy-kompetentsii-shkolnikov-pri-izuchenii-frazeologizmov-v-kurse-russkogo-rodnogo-yazyka (дата обращения: 30.11.2022).
2. Васильева Н.В. Системный аспект реализации системно-деятельностного подхода в формировании культуроведческой компетенции школьников при изучении фразеологизмов // Филологическое образование и современный мир. – Чита, 2016. – С. 98-102. – Электрон. копия доступна в науч. электрон. б-ке eLibrary. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27270600 (дата обращения: 30.11.2022). – Доступ после регистрации.
3. Васильева Н.В. Формирование у школьников культуроведческой компетенции при изучении фразеологизмов в курсе русского языка : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Васильева Наталья Владимировна ; [Место защиты: Ур. гос. пед. ун-т]. – Екатеринбург, 2017. – 23 с. – Электронная версия фрагмента дис. доступна на сайте dissreCat. URL: https://www.dissercat.com/content/formirovanie-u-shkolnikov-kulturovedcheskoi-kompetentsii-pri-izuchenii-frazeologizmov-v-kurs?ysclid=lb3ecmg9vp418462242 (дата обращения: 30.11.2022).
4. Вирясова И.В. Фразеологизмы как средство формирования культуроведческой компетенции на уроках русского языка // Вестник магистратуры. – 2020. – № 2-4 (101). – С. 50-53. – Электронная копия доступна в науч. электрон. б-ке Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/frazeologizmy-kak-sredstvo-formirovaniya-kulturovedcheskoy-kompetentsii-na-urokah-russkogo-yazyka (дата обращения: 30.11.2022).
5. Нагаева Д.А. Формирование у школьников культуроведческой компетенции при изучении фразеологизмов // Филологическое образование и современный мир. – Чита, 2021. – С. 137-139.
6. Подольская А.А. Изучение лексики и фразеологии в культурологическом аспекте (материалы к урокам русского языка и литературы) / А.А. Подольская, Н.В. Черникова // Перспективы науки-2016. – Казань, 2016. – С. 9-15.
7. Порядина Е.И. Формирование культуроведческой компетенции школьников на уроках русского языка и литературы // Вестник научных конференций. – 2018. – № 4-3. – С. 108-111. – Электронная копия сборника доступна на сайте изд-ва Юконф. URL: https://ukonf.com/doc/cn.2018.04.03.pdf (дата обращения: 30.11.2022).
8. Суркова Н.Л. Культуроведческий подход к обучению русскому языку: изучение словосочетаний и предложений как культурного феномена // Современные проблемы науки и образования. – Чебоксары, 2019. – С. 266-275. – Электронная копия доступна на сайте «Экспертно-методический центр». URL: https://emc21.ru/wp-content/uploads/2019/07/Statya.-Surkova-N.L.pdf (дата обращения: 30.11.2022).
9. Языджан М.А. Системно-деятельностный подход в формировании культуроведческой компетенции на уроках русского языка при изучении фразеологизмов // Информационные технологии как основа эффективного. – Уфа : Аэтерна, 2021. – С. 206-208. – Электронная копия доступна на сайте изд-ва Аэтерна. URL: https://aeterna-ufa.ru/sbornik/NK-385.pdf#page=206 (дата обращения: 30.11.2022).
Подбор литературы по определенной тематике Вы можете заказать в Информационно-сервисном центре РНБ (открыть ссылку). Услуги предоставляются на платной основе.
Уважаемые сотрудники ВВС!
Здравствуйте!Посоветуйте ,пожалуйста, литературы для написания роботы на тему “Влияние родного языка на изучение русского языка. ”
С уважением,
Настя.
Ответ [2022-11-22 12:25:48] :
Здравствуйте. Предлагаем следующие материалы для начала работы (источник – ЭК РНБ, БД по языкознанию ИНИОН РАН, E-library, ИПС Google Scholar, Google):
1. Барахта А.В. Явление интерференции в условиях изучения второго иностранного языка, включая русский как иностранный // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2015. – № 10 (163). – С. 83-87. – Электронная копия доступна в науч. электрон. б-ке Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/yavlenie-interferentsii-v-usloviyah-izucheniya-vtorogo-inostrannogo-yazyka-vklyuchaya-russkiy-kak-inostrannyy (дата обращения: 21.11.2022).
2. Брискина Е.В. К вопросу о влиянии родного языка на изучение лексических особенностей иностранного языка (на примере русского и немецкого языков) // Актуальные проблемы общей теории языка, перевода и методики преподавания иностранных языков. – Москва, 2016. – С. 181-187.
3. Грудева Е.В. Влияние родного языка детей-инофонов на возникновение ошибок в текстах на русском языке / Е.В. Грудева, И.А. Бучилова // Вестник Череповецкого государственного университета. – 2019. – № 6 (93). – С. 63-74. – Электронная копия доступна в науч. электрон. б-ке Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-rodnogo-yazyka-detey-inofonov-na-vozniknovenie-oshibok-v-tekstah-na-russkom-yazyke (дата обращения: 21.11.2022).
4. Ерохина Е.А. Значение и роль родного языка в обучении иностранному языку // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2017. – № 9-2. – С. 58-62. – Электронная копия доступна на сайте журн. URL: https://publikacia.net/archive/2017/9/2/15 (дата обращения: 21.11.2022).
5. Лаврентьева Э.И. К вопросу о взаимосвязанном изучении русского и родного языков / Э.И. Лаврентьева, С.Г. Соколова // Современные проблемы науки и образования : сетевое изд. – 2015. – № 6. – С. 492-492. – URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23693&ysclid=lar2ghrato940210692 (дата обращения: 21.11.2022).
6. Осинцева-Раевская Е.А. Роль и место родного языка при изучении русского языка как иностранного // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. – 2014. – №5. – С. 96-102. – Электронная копия доступна на сайте КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-i-mesto-rodnogo-yazyka-pri-izuchenii-russkogo-yazyka-kak-inostrannogo (дата обращения: 22.11.2022).
7. Нищимова Е.А. Опыт исследования зарубежных теорий о роли родного языка (L1) при изучении иностранного языка (L2) (на примере Австралии) // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. – 2013. – № 2 (35). – С. 163-167. – Электронная копия доступна на сайте журн. URL: https://vestnikskfu.elpub.ru/jour/article/view/1882/1874 (дата обращения: 21.11.2022).
8. Хамицева С.Ф. Значение родного языка в обучении иностранному языку // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2014. – № 12-2. – С. 140-142. – Электронная копия доступна на сайте журн. URL: https://publikacia.net/archive/2014/12/2/44 (дата обращения: 21.11.2022).
9. Шомова Д.З. Явление интерференции родного и русского языков при контакте с иностранным языком // Вестник Югорского государственного университета. – 2010. – № 3 (18). – С. 35-40. – Электронная копия доступна в науч. электрон. б-ке Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/yavlenie-interferentsii-rodnogo-i-russkogo-yazykov-pri-kontakte-s-inostrannym-yazykom-1 (дата обращения: 21.11.2022).
10. Эсхаг Р. Влияние родного языка на усвоение иностранного языка. Учебная мотивация школьников // Молодой ученый. – 2017. – № 7 (141). – С. 511-517. – Электронная копия доступна на сайте изд-ва Молодой ученый. URL: https://moluch.ru/archive/141/39646/ (дата обращения: 21.11.2022).
11. Ярмакеев И.Э. Роль родного языка в изучении иностранных языков: новый ракурс / И.Э. Ярмакеев, Т.С. Пименова, А.Р. Абдрафикова // Общество. Коммуникация. Образование. – 2021. – Т. 12, № 1. – С. 104-112. – Электронная копия доступна на сайте КФУ. URL: https://kpfu.ru/staff_files/F_978425321/104_113.pdf (дата обращения: 21.11.2022).
12. Юсупова З.Ф. Учет особенностей родного языка учащихся при обучении русскому языку как неродному (на материале именных частей речи) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2014. – № 5-1. – С. 215-217. – Электронная копия доступна на сайте изд-ва Грамота. URL: https://www.gramota.net/articles/issn_1997-2911_2014_5-1_59.pdf (дата обращения: 21.11.2022).
Здравствуйте! Подскажите, какие монографии и авторефераты можно использовать при изучении тем "Виды грамматических нарушений речи" (не дефектология, а филология!), "Грамматические ошибки в речи школьников"?
Ответ [2022-11-21 20:36:21] :
Здравствуйте. Предлагаем следующую литературу (источник – ЭК РНБ, БД по языкознанию ИНИОН РАН):
1. Авдеева Е.С. Речевые и грамматические ошибки и их предупреждение : учеб.-метод. пособие / Е.С. Авдеева, Н.И. Старцева ; Ленингр. гос. ун-т им. А.С. Пушкина. – Санкт-Петербург : ЛГУ, 2013. – 41 с.
2. Адаева О.Б. Нарушение норм синтаксической сочетаемости : учеб.-практ. пособие : школьникам и студентам вузов / О.Б. Адаева, Г.С. Иваненко ; Южно-Уральский гос. гуманитарно-пед. ун-т, Южно-Уральский науч. центр Рос. акад. образования (РАО). – Челябинск : Южно-Уральский науч. центр РАО, 2021. – 122 с. : табл.
3. Жеребило Т.В. Анализ ошибок в устной и письменной речи : учеб. пособие к спецкурсу / Т.В. Жеребило. – Назрань : Пилигрим, 2008. – 92 с.
4. Соботович Е.Ф. Психолого-педагогические основы коррекции нарушений формирования грамматического строя речи у детей : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Соботович Е.Ф. – Москва, 1984. – 49 с.
5. Хворостухина Э.П. Грамматические ошибки учащихся при изучении сложных предложений и их преодоление : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Хворостухина Э.П. ; Науч.-исслед. ин-т общего и политехн. образования Акад. пед. наук РСФСР. – Москва, 1963. – 19 с.
См. также ответ на запрос № 45513 в Архиве выполненных запросов, в предложенных публикациях содержится библиография, включающая монографии и авторефераты.
Добрый день! Мне нужна литература для дипломной работы на тему "Обучение приемам понимания текста как способ формирования познавательных УУД". Подойдут все источники об УУД (универсальных учебных действиях), приемах понимания текста, функциональной грамотности и смысловом чтении.
Заранее спасибо!
Ответ [2022-11-21 17:58:02] :
Здравствуйте. Предлагаем следующие материалы (источники – БД E-library, ИПС Google Академия):
1. Акушева Н.Г. Приемы смыслового чтения текстов как средства формирования познавательных универсальных учебных действий при проведении уроков литературного чтения в начальной школе / Н.Г. Акушева и др. // Педагогическое мастерство и современные педагогические технологии. – Чебоксары, 2018. – С. 112-115. – Электронная копия доступна на сайте изд-ва "Интерактивплюс". URL: https://interactive-plus.ru/e-articles/594/Action594-475106.pdf (дата обращения: 21.11.2022).
2. Алиева С.А. Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках литературного чтения // Мир науки, культуры, образования. – 2014. – № 6 (49). – С. 111-113. – Электронная копия доступна в науч. электрон. б-ке Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-poznavatelnyh-universalnyh-uchebnyh-deystviy-u-mladshih-shkolnikov-na-urokah-literaturnogo-chteniya (дата обращения: 21.11.2022).
3. Горленко Н.М. Структура универсальных учебных действий и условия их формирования / Н.М. Горленко и др. // Народное образование. – 2012. – № 4. – С. 153-160. – Электронная копия доступна в науч. электрон. б-ке Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/struktura-universalnyh-uchebnyh-deystviy-i-usloviya-ih-formirovaniya (дата обращения: 21.11.2022).
4. Елисеева Д.С. Познавательные универсальные учебные действия младшего школьника как педагогический феномен // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. – 2014. – Т. 6, № 4. – С. 16-26. – Электронная копия доступна в науч. электрон. б-ке Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/poznavatelnye-universalnye-uchebnye-deystviya-mladshego-shkolnika-kak-pedagogicheskiy-fenomen (дата обращения: 21.11.2022).
5. Кузьмина Л.В. Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в начальной школе / Л.В. Кузьмина, С.В. Юртаев // Теоретические и прикладные аспекты современной науки. – 2015. – № 9-5. – С. 70-73. – Электронная копия доступна на сайте Гос. науч. б-ка Кузбасса им. В.Д.Федорова. URL: https://kemrsl.ru/http://f.kemrsl.ru:8081/iap/Nandigram/psychpedt/Universalnye%20%20uchebnye%20deistviya/%D0%9A%D1%83%D0%B7%D1%8C%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B0%20%D0%9B.pdf (дата обращения: 21.11.2022).
6. Купирова Е.А. Формирование универсальных учебных действий в процессе освоения учебно-научного текста // Герценовские чтения. Начальное образование. – 2010. – Т. 1, № 2. – С. 141-149. – Электронная копия доступна на сайте Центра "Леда". URL: http://leda29.ru/uploads/com_files/11_2014_46_formir-e_uud_v_processe_osvoeniya_uchebno-nauchnogo_teksta.pdf (дата обращения: 21.11.2022).
7. Ломакина С.А. Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках литературы. – DOI 10.24888/2073-8439-2020-52-4-90-97 // Психология образования в поликультурном пространстве. – 2020. – № 4. – С. 90-97.
8. Павлова О.В. Роль педагогической технологии «Графические техники» в формировании познавательных универсальных учебных действий (УУД) через анализ литературных текстов // Поволжский педагогический вестник. – 2015. – № 1 (6). – С. 74-79. – Электронная копия доступна в науч. электрон. б-ке Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-pedagogicheskoy-tehnologii-graficheskie-tehniki-v-formirovanii-poznavatelnyh-universalnyh-uchebnyh-deystviy-uud-cherez-analiz (дата обращения: 21.11.2022).
9. Першакова Н.С. Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках литературного чтения // Обучение и воспитание: методики и практика. – 2014. – № 13. – С. 122-127. – Электронная копия доступна в науч. электрон. б-ке Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-poznavatelnyh-universalnyh-uchebnyh-deystviy-u-mladshih-shkolnikov-na-urokah-literaturnogo-chteniya-1 (дата обращения: 21.11.2022).
10. Сундеева Л.А. Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в начальной школе на основе технологии развития критического мышления // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2014. – № 4 (9). – С. 121-123. – Электронная копия доступна в науч. электрон. б-ке Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-poznavatelnyh-universalnyh-uchebnyh-deystviy-na-urokah-literaturnogo-chteniya-v-nachalnoy-shkole-na-osnove-tehnologii (дата обращения: 21.11.2022).
11. Шамсрахманова У.К. Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в начальной школе средствами ТРИЗ-технологии // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. – 2011. – № 4. – С. 310-312. – Электронная копия доступна на сайте Образовательного портала ТГУ. URL: https://edu.tltsu.ru/sites/sites_content/site1238/html/media67905/100_Samsraxmanova.pdf (дата обращения: 21.11.2022).
См. также ответы на запросы №№ 7228, 8024, 8454, 22016, 28733, 29674.
Подбор литературы по определенной тематике Вы можете заказать в Информационно-сервисном центре РНБ (открыть ссылку). Услуги предоставляются на платной основе.
Уважаемые сотрудники ВСС!
Здравствуйте!
Посоветуйте,пожалуйста,дипломная работа на тему"Приемы работы по обогащению словарного запаса учащихся русскому языку на уроках русского языка."
С уважением,Люсия.
Ответ [2022-10-24 18:51:47] :
Здравствуйте. Предлагаем следующие материалы (источники – БД E-library, по ИПС Google Академия):
1. Барахоева Ж.М. Методы и приемы обогащения словаря детей младшего школьного возраста // Вестник науки. – 2022. – Т. 1, № 2 (47). – С. 18-25. – Электронная копия доступна в науч. электрон. б-ке Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metody-i-priemy-obogascheniya-slovarya-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta (дата обращения: 24.10.2022).
2. Батракова И.В. Методы и приемы по обогащению словарного запаса учащихся-инофонов в начальных классах // Актуальные направления научных исследований: от теории к практике. – 2015. – № 1. – С. 69-76. – Электронная копия доступна на сайте Центра научного сотрудничества «Интерактив плюс». URL: https://interactive-plus.ru/e-articles/info_collection-20150129/info_collection-20150129-6475.pdf (дата обращения: 24.10.2022).
3. Богачева И.В. Организация работы по обогащению словарного запаса учащихся как аспекта языкового образования на уроках русского языка в средней школе / И.В. Богачева, Н.А. Откидач, Л.П. Борисова // Современный ученый : электрон. журн. – 2020. – № 4. – С. 28-34. – URL: https://su-journal.ru/wp-content/uploads/2020/07/su-4.pdf?ysclid=l9my50yve9599782937 (дата обращения: 24.10.2022).
4. Жажева Д.Д. Основные направления и приёмы работы по лексике в начальной школе / Д.Д. Жажева, С.А. Жажева // Концепт. – 2014. – № S16. – С. 21-25. – Электронная копия доступна в науч. электрон. б-ке Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-napravleniya-i-priyomy-raboty-po-leksike-v-nachalnoy-shkole?ysclid=l9moa06gfv883356794 дата обращения: 24.10.2022).
5. Жесткова Е.А. Обучение словарной работе младших школьников на уроках русского языка / Е.А. Жесткова, О.К. Малышева // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 8-4. – С. 784-786. – Электронная копия доступна на сайте журн. URL: https://s.applied-research.ru/pdf/2015/8-4/7242.pdf
6. Карсакова В.В. Обогащение лексического запаса младших школьников на уроках русского языка / В.В. Карсакова, Е.А. Жесткова // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 2-1. – С. 137-140. – Электронная копия доступна на сайте журн. URL: https://s.expeducation.ru/pdf/2016/2016_2_1.pdf#page=137 дата обращения: 24.10.2022).
7. Корнеева Т.А. К вопросу о развитии словарного запаса учащихся на уроках русского языка //Филология и культура. – 2016. – № 3 (45). – С. 184-189. – Электронная копия доступна в науч. электрон. б-ке Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-razvitii-slovarnogo-zapasa-uchaschihsya-na-urokah-russkogo-yazyka (дата обращения: 24.10.2022).
8. Меметова Л.Э. Методические основы обогащения словарного запаса младших школьников фразеологизмами // Проблемы современного педагогического образования. – 2016. – № 50-4. – С. 181-187. – Электронная копия номера доступна на Науч. портале Крымского федер. ун-та. URL: http://science.cfuv.ru/wp-content/uploads/2015/10/vyp-50-p-4-2016.pdf?ysclid=l9myfrdztl110701792 (дата обращения: 24.10.2022).
9. Ногаева С.Е. Особенности обогащения словарного запаса младших школьников в условиях новых образовательных стандартов // Балтийский гуманитарный журнал. – 2019. – Т. 8, № 1 (26). – С. 115-118. – Электронная копия доступна в науч. электрон. б-ке Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-obogascheniya-slovarnogo-zapasa-mladshih-shkolnikov-v-usloviyah-novyh-obrazovatelnyh-standartov (дата обращения: 24.10.2022).
10. Трофимов И.О. Обогащение словарного запаса школьников как лингвометодическая проблема / И.О. Трофимов, А.В. Курьянович // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2022. – № 2 (220). – С. 58-68. – Электронная копия доступна в науч. электрон. б-ке Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obogaschenie-slovarnogo-zapasa-shkolnikov-kak-lingvometodicheskaya-problema (дата обращения: 24.10.2022).
11. Ходжаева Т.Ч. Обогащение словарного запаса учащихся на уроках русского языка // Вестник Академии образования Таджикистана. – 2019. – № 1. – С. 73-76.
12. Чемекова А.Н. Обогащение словарного запаса учащихся на уроках русского языка // Студенческая наука и XXI век. – 2017. – № 14. – С. 358-360.
13. Чечина Л.В. Обогащение словарного запаса учащихся при изучении творчества поэтов и писателей // Слово и текст: теория и практика коммуникации. – Армавир, 2021. – С. 207-210.
13. Артеменко Н.А. Обогащение словарного запаса учащихся с опорой на идеографический подход // Научно-педагогическое обозрение. – 2014. – № 1 (3). – С. 53-59. – Электронная копия доступна в науч. электрон. б-ке Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obogaschenie-slovarnogo-zapasa-uchaschihsya-s-oporoy-na-ideograficheskiy-podhod (дата обращения: 24.10.2022).
Подбор литературы по определенной тематике Вы можете заказать в Информационно-сервисном центре РНБ (открыть ссылку). Услуги предоставляются на платной основе.
Здравствуйте! Прошу Вас помочь подобрать мне литературу по теме "Методика обучения лексике в цифровой среде". Благодарю Вас!
Ответ [2022-06-28 21:48:06] :
Здравствуйте. Предлагаем следующие материалы для начала работы (источники – БД eLibrary, ИПС Google Scholar):
1. Бондаренко А.Н. Формирование лексических навыков учащихся с опорой на цифровые образовательные ресурсы / А.Н. Бондаренко, Л.В. Новикова // Universum: психология и образование. – 2021. – № 5 (83). – С. 10-12.
2. Игнатович Т.В. Обучение русскому языку как иностранному с использованием сервиса LearningApps // Русистика. – 2021. – Т. 19, № 1. – С. 51-65. – Электронная копия доступна в науч. электрон. б-ке Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obuchenie-russkomu-yazyku-kak-inostrannomu-s-ispolzovaniem-servisa-learningapps (дата обращения: 28.06.2022).
3. Колесниченко А.Н. Применение цифровых технологий при обучении лексике иностранного языка в высшей школе // Педагогика. Вопросы теории и практики. – 2021. – Т. 6, № 2. – С. 298-303. – Электронная копия доступна в науч. электрон. б-ке Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-tsifrovyh-tehnologiy-pri-obuchenii-leksike-inostrannogo-yazyka-v-vysshey-shkole (дата обращения: 28.06.2022).
4. Корсунская А.Г. Цифровая педагогика как фактор модернизации образовательного процесса в вузе военно-физкультурного профиля (на примере обучения иностранных военнослужащих) // Научный журнал Дискурс. – 2018. – № 1. – С. 57-67.
5. Маринская А.П. Современные принципы обучения профессионально-ориентированной лексике в техническом вузе // Управление образованием: теория и практика. – 2021. – № 3 (43). – С. 169-177. – Электронная копия доступна в науч. электрон. б-ке Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-printsipy-obucheniya-professionalno-orientirovannoy-leksike-v-tehnicheskom-vuze (дата обращения: 28.06.2022).
6. Метелькова Л.А. Использование цифровых инструментов в иноязычной подготовке обучающихся / Л.А. Метелькова, Е.Г. Хрисанова, Е.В. Фролова // Казанский педагогический журнал. – 2021. – № 3 (146). – С. 142-149. – Электронная копия доступна в науч. электрон. б-ке Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-tsifrovyh-instrumentov-v-inoyazychnoy-podgotovke-obuchayuschihsya (дата обращения: 28.06.2022).
7. Ольховская А.И. Обучение лексике в цифровой среде (на материале интерактивного авторского курса «Слова и словечки») // Международный научный конгресс «Русский язык в глобальном научном и образовательном пространстве» (6–10 декабря 2021 г.) : сб. материалов. В 3 ч. Ч. I. Направление 1: Координация и повышение эффективности преподавания и научного изучения русского языка на пространстве СНГ. Направление 2: Актуальные проблемы билингвизма и диалога культур / М. Н. Русецкая (гл. ред.) ; М. А. Осадчий (отв. ред.). — Москва : Гос. ИРЯ им. А. С. Пушкина, 2021. – С. 289-292. – Электронная копия доступна на сайте СПбГУ. URL: https://pure.spbu.ru/ws/portalfiles/portal/89160547/Congress_Part1.pdf#page=290 (дата обращения: 28.06.2022).
8. Савонина А.С. Методика использования Интернет-ресурсов при обучении лексике на уроке немецкого языка в младших классах средней школы // Современные научные исследования и разработки. – 2017. – Т. 2, № 1. – С. 444-446.
9. Старкова Д.А. Цифровые инструменты в обучении лексике английского языка / Д.А. Старкова, Э.П. Эсенова // Лингвометодическая панорама 2021. – Екатеринбург, 2021. – С. 135-139.
10. Широких А.Ю. Цифровизация в обучении лексике и самостоятельная работа студентов // Мир науки, культуры, образования. – 2021. – № 3 (88). – С. 136-139. – Электронная копия доступна в науч. электрон. б-ке Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovizatsiya-v-obuchenii-leksike-i-samostoyatelnaya-rabota-studentov (дата обращения: 28.06.2022).
Здравствуйте, помогите, пожалуйста, подобрать список литературы, которую можно использовать для написания курсовой работы по теме "Особенности работы над изобразительно-выразительными средствами языка на уроках русского языка"
Ответ [2022-05-17 20:00:14] :
Здравствуйте. Предлагаем следующие материалы (источники – ЭК ГНПБ им. К.Д. Ушинского, БД eLibrary, ИПС Google Академия):
1. Аншакова С.Ю. Работа над былинным эпитетом в начальных классах // Начальная школа. – 2011. – № 9. – С. 28-31.
2. Ахтырская Е.Н. К вопросу об ознакомлении младших школьников с изобразительно-выразительными средствами на уроках литературного чтения // Актуальные проблемы преподавания в начальной школе. Кирюшкинские чтения. – Балашов, 2018. – С. 40-44.
3. Ахтырская Е.Н. Теоретические основы ознакомления младших школьников с изобразительно-выразительными средствами языка // Научное обозрение: гуманитарные исследования. – 2015. – № 11-2. – С. 131-135.
4. Башмакова Е. С. Совершенствование выразительного чтения на уроках русского языка и литературы // Научное и образовательное пространство: перспективы развития. – Чебоксары, 2020. – С. 80-81. – Электронная копия доступна на сайте Interactive-plus. URL: https://interactive-plus.ru/e-articles/710/Action710-541317.pdf (дата обращения: 17.05.2022).
5. Джеватханова Д.А. Изобразительно-выразительные средства языка как средство развития речи / Д.А. Джеватханова, Л.П. Борисова // Актуальные проблемы экономики, социологии и права. – 2019. – № 3. – С. 16-18. – Электронная копия доступна на сайте ВКонтакте. URL: https://vk.com/doc1780087_533577362?hash=ZoCSmZ6amb8ycEKXv4vQW347GkOfH7WYG1p6C9CMcQ0&dl=n4VAbWZnoEQDRqfK8SFLkVSfZ9jzgkD4CegcKt8xuRg (дата обращения: 17.05.2022).
6. Обучение изобразительно-выразительным средствам русского языка в школе : учеб.-метод. пособие / сост. Л.М. Манакова. – Барнаул : АлтГПА, 2011. – 51 с. – Электронная копия доступна на сайте ВКонтакте. URL: (открыть ссылку) (дата обращения: 17.05.2022).
7. Огорелышева Н.Н. Возможности технологии развития критического мышления (метода кластера) в организации исследовательской деятельности по теме "изобразительно-выразительные средства" на уроках русского языка в старших классах / Н.Н. Огорелышева, Н.Б. Преснухина // Проблемы теоретической и прикладной подготовки студентов к преподаванию русского языка в условиях модернизации педагогического образования. – Саранск, 2018. – С. 105-108.
8. Откидач Н.А. Развитие речи обучающихся изобразительно-выразительными средствами языка // Вестник науки. – 2018. – Т. 1, № 9. – С. 68-69. – Электронная копия доступна на сайте ВКонтакте. URL: (открыть ссылку) (дата обращения: 17.05.2022).
9. Селивёрстова М.А. Изучение изобразительно-выразительных средств русского языка в основной школе / М.А. Селивёрстова, О.С. Арапова, У.А. Матюшенко // Традиционная и инновационная наука: история, современное состояние, перспективы : сб. ст. – Уфа : АЭТЕРНА, 2018. – С. 187-189. – Электронная копия доступна на сайте АЭТЕРНА. URL: https://aeterna-ufa.ru/sbornik/NK-204-2.pdf#page=187 (дата обращения: 17.05.2022).
10. Симухина О.И. Особенности ознакомления младших школьников с изобразительно-выразительными средствами языка на факультативных занятиях в курсе литературного чтения в начальной школе // Повышение профессионального мастерства педагогических работников в России: вызовы времени, тенденции и перспективы развития. – Иркутск, 2019. – С. 127-132.
11. Шаталова П.С. Обогащение речи детей младшего школьного возраста средствами выразительности на уроках русского языка / П.С. Шаталова, С.В Супряга. // Дошкольное и начальное образование: традиции и инновации. – Курск, 2020. – С. 213-225.
См. также ответ на запрос № 42774.