Виртуальная справочная служба (Российская национальная библиотека)
Организатор проекта - Российская национальная библиотека
ВИРТУАЛЬНАЯ СПРАВОЧНАЯ СЛУЖБА "СПРОСИ БИБЛИОГРАФА"
сегодня задано 1 из 23 возможных || в базе запросов: 56203

Каталог выполненных запросов

Россия

Всего записей: 31
Здравствуйте, помогите найти литературу для курсовой работы по теме "Требования к изображениям человека в Средневековой Руси"
Ответ [2023-09-21 16:47:07] :
Здравствуйте. Предлагаем следующие материалы (источники – ЭК РГБИ, БД по истории, археологии и этнологии ИНИОН РАН, ИПС Google Академия, Google):
1. Адрианова-Перетц В.П. Задачи изучения «агиографического стиля» Древней Руси // Актуальные задачи изучения русской литературы XI-XVII веков : [сб. ст. / отв. ред. Д.С. Лихачев]. – Москва ; Ленинград : Наука. [Ленингр. отд-ние], 1964. – С. 41-58. – Электронная копия доступна на сайте Фундаментальной электронной библиотеки "Русская литература и фольклор" (ФЭБ). URL: http://next.feb-web.ru/text/todrl_t20_1964/go,41;fs,1/ (дата обращения: 19.09.2023).
2. Адрианова-Перетц В.П. Человек в учительной литературе древней Руси // Труды Отдела древнерусской литературы / АН СССР, ИРЛИ (Пушкинский Дом) ; отв. ред. А.М. Панченко. – Ленинград : Наука. Ленингр. отд-ние, 1972. – Т. 27: История жанров в русской литературе X-XVII в.в. – С. 3-68. – Электронная копия доступна на сайте Ин-та рус. лит. (Пушкинский Дом) РАН. URL: http://lib2.pushkinskijdom.ru/Media/Default/PDF/TODRL/27_tom/Adrianova-Perets/Adrianova-Perets.pdf (дата обращения: 19.09.2023).
3. Боброва А.И. Письмо из средневековья // Земля верхнекетская. – Томск, 1997. – С. 118-130.
Аннотация: Культовые предметы эпохи раннего средневековья из курганного могильника у деревни Лукьяново в Западной Сибири: металлическая бляха-медальон с изображениями, а также фигурки рыб и человека.
4. Дорофеева Л.Г. К истории изучения проблемы человека в советской медиевистике // Слово.ру: Балтийский акцент. – 2013. – № 2. – С. 109-119. – Электронная копия доступна в науч. электрон. б-ке Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-istorii-izucheniya-problemy-cheloveka-v-sovetskoy-medievistike (дата обращения: 19.09.2023).
5. Дорофеева Л.Г. Человек смиренный в агиографии Древней Руси (XI – первая треть XVII века) // Герменевтика древнерусской литературы. – 2014. – № 16/17. – С. 9-388. – Электронная копия доступна в науч. электрон. б-ке Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/chelovek-smirennyy-v-agiografii-drevney-rusi-xi-pervaya-tret-xvii-veka (дата обращения: 19.09.2023).
6. Емельянов А.С. Антропология в красках: от иконы к картине // Философия и культура. – 2023. – № 1. – С. 45-63. – Электронная копия доступна на сайте изд-ва Nota Bene. URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=37836 (дата обращения: 19.09.2023).
7. Ионайтис О.Б. Антропологические идеи в философии средневековой Руси (XI-XVII вв.) // Tempus et Memoria : электрон. журн. – 2014. – Т. 9, № 1. – С. 197-216. – URL: https://journals.urfu.ru/index.php/Izvestia3/article/view/908 (дата обращения: 19.09.2023).
8. Ионайтис О.Б. Человек в философских исканиях книжников Киевской Руси // Философское образование. – 2003. – № 9. – С. 11-23.
9. Надь Э. Поэтика фигуры повтора в агиографическом изображении человека XIV-XV веков // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2, Языкознание. – 2003. – № 3. – С. 6-14. – Электронная копия доступна в науч. электрон. б-ке Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/poetika-figury-povtora-v-agiograficheskom-izobrazhenii-cheloveka-xiv-xv-vekov (дата обращения: 19.09.2023).
10. Пинкусова Т.В. Зооморфные и антропозооморфные существа на рельефных печных изразцах второй половины XVI (?) – XVIII в. в собрании Российского этнографического музея // Архитектурная археология. – 2021. – № 3. – С. 148-153.
Аннотация: В статье представлены результаты рассмотрения изображений зооморфных и антропозооморфных существ на изразцах второй половины 16 (?) – 17 вв., хранящихся в фондах этнографии русского народа Российского этнографического музея. В декоре рельефных полихромных и муравленых изразцов встречаются рельефные изображения разнообразных персонажей средневекового бестиария — реально существовавших, хорошо знакомых человеку того времени, и экзотических животных далеких стран, а также сверхъестественных созданий, включающих черты нескольких животных и человека.
11. Соболева Л.С. Полифония самоидентичности в" Житии" протопопа Аввакума / Л.С. Соболева, М.А. Голендухина // Сибирский филологический журнал. – 2019. – № 4. – С. 46-60. – Электронная копия доступна в науч. электрон. б-ке Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/polifoniya-samoidentichnosti-v-zhitii-protopopa-avvakuma (дата обращения: 19.09.2023).
12. Студзицкая С.В. Изображение человека в искусстве древнего населения Урало-Западносибирского региона: (Эпоха бронзы) // Первобытное искусство. – Новосибирск, 1987. – Антропоморфные изображения. – С. 73-88.
13. Тянина Е.А. Антропоморфная деревянная скульптура как категория языческих древностей средневекового Новгорода (хронология, топография, семантика). – DOI 10.55086/sp225245258 // Stratum Plus Journal. – 2022. – № 5. – С. 245-257.
14. Черный В.Д. Зримые образы слова (истоки, функции и выразительные возможности древнерусских изображений) // Герменевтика древнерусской литературы. – 2004. – № 11. – С. 173-201. – Электронная копия доступна в науч. электрон. б-ке Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zrimye-obrazy-slova-istoki-funktsii-i-vyrazitelnye-vozmozhnosti-drevnerusskih-izobrazheniy (дата обращения: 19.09.2023).
Здравствуйте!

Можно попросить список источников по теме:

Женщины-творцы в отечественном искусстве конца 19 — начала 21 веков: биография, творчество, историко-культурный контекст.

Спасибо!
Ответ [2023-05-05 19:15:12] :
Здравствуйте. См. ответы на запросы №№ 33482, 33448, 33363 и 24797 в Архиве выполненных запросов. Предлагаем также следующие материалы (источники – ЭК РГБИ, РНБ, БД E-library, ИПС Google Академия):
1. "Амазонки авангарда" : [о творчестве рус. женщин-художниц первой четверти XX в. : сб. ст.] / Рос. акад. наук, Гос. ин-т искусствознания М-ва культуры Рос. Федерации, Комис. по изучению искусства авангарда 1910-1920-х гг. ; [Отв. ред. Г. Ф. Коваленко]. – М. : Наука, 2001. – 338,[1] с. : ил.
2. Анякова М.В. Женщина в искусстве: политика репрезентации // Художественное и художественно-педагогическое образование: анализ прошлого, оценка современного и вызовы будущего. – Курск, 2021. – С. 513-518. – Электрон. копия доступна в науч. электрон. б-ке eLibrary. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46682441 (дата обращения: 05.05.2023). – Доступ после регистрации.
3. Беннет С. Расширенная картина : женщины, изменившие мир искусства / Беннет София ; пер.: А. Соколинская иллюстрации М. Тэпп. – Москва : Ад Маргинем Пресс : Музей современного искусства "Гараж", 2020. – 112 с. : цв. ил., портр.
4. Воронцова Е.А. Влияние художниц авангарда на трансформацию визуальных стратегий в русском искусстве начала XX в. [Электронный ресурс] // Артикульт. – 2011. – № 2. – Электронная копия доступна в науч. электрон. б-ке Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-hudozhnits-avangarda-na-transformatsiyu-vizualnyh-strategiy-v-russkom-iskus... (дата обращения: 05.05.2023).
5. Выставка женщин-художников Ленинграда. Каталог выставки женщин-художников Ленинграда, март 1941. – [Ленинград : б. и., 1941] (тип. ДК им. С.М. Кирова). – 11, [1] с.
6. Выставка произведений женщин-художников (1975; Абакан). Живопись и графика : каталог / Краснояр. краев. совет профсоюзов. Абакан. гор. отд. культуры. Шушен. нар. карт. галерея профсоюзов. – Абакан [и др.] : Б. и., 1975. – 19 с.
7. Выставка произведений женщин-художниц, посвященная Международному женскому дню (1961; Краснодар) : каталог / Краев. упр. культуры. Краснодарск. союз сов. художников. Худож. музей им. Луначарского. – Краснодар : Сов. Кубань, 1961. – 10 с.
8. Женское лицо петербургского искусства : [альбом / Музей нонконформистского искусства, Т-во "Свобод. культура" ; авт. ст.: Марина Колдобская и др.]. – Санкт-Петербург : МОЛ, 2000. – 59,[3] с. : ил.
9. Женщины художники Москвы : путь в искусстве / [сост., ред. – М.С. Эсмонт]. – Москва : ДИ, 2005 (ОАО Можайский полигр. комб.). – 328 с. : ил., цв.ил., портр.
10. Игнатовски Р. Женщины в искусстве : 50 женщин, изменивших мир / автор текста и ил. Рейчел Игнатовски ; [пер. с англ. А. Поповой]. – Москва : Эксмо : Бомбора, 2021. – 127, [1] с. : цв. ил.
11. Искусство женского рода: женщины-художницы в России XV-XX веков : [каталог выставки / авт.-сост.: Н.А. Александрова и др. ; авт. вступ. ст.: Л.М. Бредихина и др.]. – Москва : Гос. Третьяковская галерея, 2002. – 333, [2] c. : ил., цв. ил.
12. Лебедева Е.Г. Иностранные художницы в России XVIII-XIX вв. // Культурологический журнал. – 2014. – № 4. – С. 5. – Электронная копия доступна в науч. электрон. б-ке Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/inostrannye-hudozhnitsy-v-rossii-xviii-xix-vv (дата обращения: 5.05.2023).
13. Фриджери Ф. Художницы : [краткий обзор] / Флавия Фриджери ; [пер.: Алексей Шестаков]. – Москва : Ад Маргинем Пресс : ABCдизайн, 2019. – 175, [1] с. : ил., цв. ил.
14. Ходж С. Главные женщины в истории искусства : ключевые работы, темы, направления, достижения / Сьюзи Ходж ; пер. с англ. Юлии Агаповой. – Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2021. – 221, [3] с. : ил., портр., цв. ил., портр.
Здравствуйте! Я пишу дипломную работу по теме "Христианские мотивы в современном отечественном искусстве" Подскажите статьи на эту тему пожалуйста
Ответ [2020-05-10 22:01:25] :
Здравствуйте. Предлагаем следующую литературу (источники – ЭК РГБИ, БД e-libray, ИПС Google Академия):
1. Абрамов А. Теология искусства // Декоративное искусство. – 2001. – № 2. – С. 16-18 : 1 цв. ил.
Аннотация: О христианском взгляде на искусство и художественное творчество. О тенденциях обращения к религиозным темам в современном искусстве – эксплуатации православной символики, обращении к образу сатаны, богохульных акциях.
2. Алексеев Н.Ф. Оскорбленные и униженные // Артхроника. – 2005. – № 2. – С. 58-59. Аннотация: О взаимоотношениях современных российских художников и церкви в связи с решением суда по делу об обвинении организаторов выставки "Осторожно, религия!" в "возбуждении национальной, расовой или религиозной вражды". А также о похожих процессах в США (К. Офили) и Польше (М. Каттелан).
3. Архетип и универсалии в искусстве христианского мира от античности до современности: изобразительное и монументально-декоративное искусство, архитектура и предметно-пространственная среда : междунар. науч. конф., 26 янв. 2018 г. : [коллективная монография на основе материалов конф., проходившей в рамках чтений : сб. ст.]. – Москва, 2018. – 323 с.
4. Георгий Победоносец в творчестве современных художников // Декоративное искусство. – 2001. – № 4. – С. 73-80 : 8 цв. ил.
5. Горбунова Е.В. Актуализация феномена сакрального в ситуации кризиса современной культуры // Сервис plus. – 2015. – Т. 9, № 1. – С. 71-78. – Электронная копия доступна в науч. электрон. б-ке Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualizatsiya-fenomena-sakralnogo-v-situatsii-krizisa-sovremennoy-kultury-1 (дата обращения: 8.05.2020).
6. Крохалева А.П. Образ храма в живописи молодых пермских художников // XXVI Международные Рождественские образовательные чтения. – Москва, 2018. – С. 280-286. Аннотация: "Нравственные ценности и будущее человечества", 25-27 января 2017 Архетип и универсалии в искусстве христианского мира от античности до современности: изобразительное и монументально-декоративное искусство, архитектура и предметно-пространственная среда.
7. Крохалева А.П. Христианские мотивы в творчестве современных пермских художников // Онтология Искусства христианского мира: изобразительное и монументально-декоративное искусство, архитектура и предметно-пространственная среда. – Москва, 2017. – С. 212-217. – Электронная копия доступна в науч. электрон. б-ке eLibrary. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28390256 (дата обращения: 08.05.2020).
8. Лен В.К. Концепция искусства третьего тысячелетия. Сакрализация искусства // Декоративное искусство. – 1998. – № 3/4. – С. 17-26 : 3 ил., 5 цв. ил.
Аннотация: О параллельном развитии сакрального (православного) и светского искусства в России в 15-21 вв. О творчестве современных художников Б. Козлова и З. Церетели как представителей православного направления в искусстве.
9. Никифорова А.А. Современная христианская эстетика и мир актуального искусства // Дискурс : Философские размышления. – Коломна, 2008. – Вып. 2. – С. 170-177.
10. Сенальди М. Религия. Краткий курс // Художественный журнал. – 1995. – № 7. – С. 96-98 : 1 ил.
Аннотация: О теме религии в современном изобразительном искусстве.
11. Шаманькова А.И. Религиозная тема в отечественной живописи второй половины XX-начала XXI вв. (Ленинград – Санкт-Петербург) : автореф. дис. … канд. иск. / Шаманькова Анна Ивановна ; [С.-Петерб. гос. акад. ин-т живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина]. – Санкт-Петербург, 2013. – 25 с. – Электронная версия фрагмента дис. доступна на сайте dissreCat. URL: https://www.dissercat.com/content/religioznaya-tema-v-otechestvennoi-zhivopisi-vtoroi-poloviny-xx-nachala-xxi-vv (дата обращения: 08.05.2020).
12. Шапошников В. Художник и вера // Художник. – 2000. – №1. – С. 8-10.
Аннотация: О воплощении национальной идеи в искусстве и роли православной веры для русского художника: выступление на конференции "Современное русское искусство и православная культура" (Кострома, 2000 г.).
13. Шендарев Н.А. Формирование ключевых интерпретаций христианского наследия в отечественном искусстве 1990-х годов // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. – 2017. – № 1(30). – С. 161-164. – Электронная копия доступна в науч. электрон. б-ке Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-klyuchevyh-interpretatsiy-hristianskogo-naslediya-v-otechestvennom-iskusstve-1990-h-godov (дата обращения: 08.05.2020).
Подбор литературы по определенной тематике Вы можете заказать в Информационно-сервисном центре РНБ (открыть ссылку). Услуги предоставляются на платной основе.
Здравствуйте!

Порекомендуйте, пожалуйста, источники (литературу) по "Суровому стилю", как направлению в искусстве. Нужно понять, что это за стиль, выявить имена художников.

Спасибо!
Ответ [2020-04-01 14:03:05] :
Здравствуйте. Предлагаем следующую литературу (источники – ЭК РНБ, РГБИ, БД e-Library, ИПС Google Академия, Google):
1. Алексеева Т.П. Образы народа и судьбы индивидуальности в живописи сурового стиля / Т.П. Алексеева, Н.В. Виницкая // Культурное наследие Сибири. – 2017. – Т. 3, № 21. – С. 40-45.
2. Бобриков А.А. Суровый стиль: мобилизация и культурная революция // Художественный журнал. – 2003. – № 51-52. – С. 29-33. – Электронная копия доступна на сайте журнала. URL: http://moscowartmagazine.com/issue/57/article/1137 (дата обращения: 31.03.2020).
3. Бурганова М.А. Суровый стиль : прямая речь // Дом Бурганова. Пространство культуры. – 2008. – № 1. – С. 8-33.
4. Время перемен : иcкусство 1960-1985 в Советском Союзе : [каталог]. – Санкт-Петербург : Palace Editions, 2006. – 415 с. : ил., цв. ил.
5. Дубов А.И. Суровый стиль Андрея Васнецова // Проблемы истории, филологии, культуры. – 2016. – № 2 (52). – С. 389-400. – Электронная копия доступна в науч. электрон. б-ке Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/surovyy-stil-andreya-vasnetsova (дата обращения: 31.03.2020).
6. Карпова К.В. «Суровый стиль» : начало пути // ПОИСК : Политика. Обществоведение. Искусство. Социология. Культура. – 2014. – № 2. – С. 46-53. – Электронная копия номера доступна на сайте журнала. URL: http://журналпоиск.рф/upload/iblock/eb1/eb1cd223b156cfefbc3169e1ed014386.pdf#page=46ht (дата обращения: 31.03.2020).
7. Карпова К.В. Религиозно-философская проблематика в произведениях художников «сурового стиля» // ПОИСК: Политика. Обществоведение. Искусство. Социология. Культура. – 2014. – № 1. – С. 36-42. – Электрон. копия номера доступна на сайте журнала. URL: http://журналпоиск.рф/upload/iblock/100/10070fe69752e834add1c3c0491e8f03.pdf (дата обращения: 31.03.2020).
8. Карпова К.В. Суровый стиль: художественные ориентиры направления // Вестник славянских культур. – 2015. – № 2 (36). – С. 195-218. – Электронная копия доступна в науч. электрон. б-ке Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/surovyy-stil-hudozhestvennye-orientiry-napravleniya (дата обращения: 31.03.2020).
9. Манин В.С. Виктор Ефимович Попков / В.С. Манин. – Москва : Союз Дизайн, 2008. – 178, [1] с. : цв. ил., пор
10. Нонконформизм. русское и советское искусство, 1958-1995 : собрание музеев Людвига. – Санкт-Петербург : Palace Editions, 2010. – 398, [1] с.
11. Оссовская В.Л. „Суровый стиль” в советской живописи 60-х годов (к вопросу о возникновении термина) // Sztuka Europy Wschodniej Искусство Bосточной Европы Art of Eastern Europe. – 2014. – Т. 2. – С. 455-459. – Электронная копия доступна на сайте Czasopisma humanistyczne. URL: (открыть ссылку) (дата обращения: 31.03.2020).
12. Поплавская Н.Н. Георгий Поплавский. Романтик сурового стиля : живопись, графика, книжная иллюстрация : [альбом / тексты: Иван Авдеев, журналист и др.]. – Минск : Четыре четверти, 2010. – 249, [2] с.
13. Попов А.В. Влияние «сурового стиля» на пейзажное творчество Б.С. Угарова // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА. – 2016. – Т. 1, № 1. – С. 138-152. – Электронная копия доступна на сайте МГХПА. URL: https://www.mghpu.ru/images/content/nauka_vestnik/arhiv/sbornik_1-1-2016.pdf#page=138 (дата обращения: 31.03.2020).
14. Светлов И.Е. Творческое обновление искусства 1960-х // Художественная культура. – 2019. – № 4. – С. 158-185. – Электронная копия доступна в науч. электрон. б-ке Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tvorcheskoe-obnovlenie-iskusstva-1960-h (дата обращения: 31.03.2020).
15. Чегодаева М.А. Суровый стиль и судьбы советского искусства 1960-1970-х годов // Взаимодействие искусств. Советское изобразительное искусство в контексте современной художественной культуры. – Москва, 1989. – С. 580-621.
16. Troshina T.M. Переформатирование границ конформизма и нонконформизма после «Оттепели»: студия Н.Г. Чеснокова // Лабиринт. Журнал социально-гуманитарных исследований. – 2015. – № 2. – С. 108-114.
Здравствуйте!

Порекомендуйте, пожалуйста, источники по теме: "Образ города в российском изобразительном искусстве". Нужно определиться с темой для публикации.


Спасибо!
Ответ [2020-03-31 16:43:27] :
Здравствуйте. См. литературу в ответах на запросы №№ 35590, 23051, 24067, 31253, 18189 и 35606 в Архиве выполненных запросов.
Здравствуйте!

Порекомендуйте, пожалуйста, литературу (источники) по теме: "Феномен света, как ключевое понятие эстетики русского религиозного искусства".

Спасибо!
Ответ [2019-07-09 12:18:30] :
Здравствуйте. Предлагаем Вам следующую литературу (источники – ЭК РНБ, БД по религиоведению ИНИОН РАН, ИПС Google) :
1. Адашинская А.А. Организация света в византийском храмовом пространстве на материале ктиторских типиконов // Огонь и свет в сакральном пространстве : материалы междунар. симп. – М., 2011. – С. 85-95.
2. Бакалова Э. Огненный Столп как знак теофании в византийском и поствизантийском искусстве // Иеротопия Огня и Света в культуре византийского мира. – М., 2013. – С. 249-253.
3. Бралгин Е.Ю. Икона и витраж: культурологический аспект православного и католического искусства // Теология и религиоведение. – Барнаул, 2002. – Вып. 1. – С. 153-170.
Аннотация: Витраж как попытка трансцендетного переживания цвета и сущностная вторичность взгляда на солнце в иконе, световая мистика в иконе.
4. Бычкова Е.М. Символика образы цвета и света в сакральном искусстве Москвы XIV- первой половины XVI вв. : автореф. дис. ... канд. иск. / Бычкова Екатерина Михайловна ; [Моск. гос. худ.- пром. ун-т]. – М., 2007. – 29 с.
5. Муравьев А.В. Огонь и свет в сакральном пространстве старообрядческой церкви // Огонь и свет в сакральном пространстве : материалы междунар. симп. – М., 2011. – С. 151-155.
6. Рожнятовский В.М. Рукотворный свет : световые эффекты как самостоятельный элемент декорации восточнохристианского храма / Всеволод Рожнятовский ; Европ. ун-т в Санкт-Петербурге. – СПб. : Изд-во Европейского ун-та в Санкт-Петербурге, 2012. – 479 с., [16] л. цв. ил.
7. Рожнятовский Вс. Роль света и тени в интерьере Спасо-Преображенского храма Мирожского монастыря. Богословско-эстетическое содержание программы росписей // Изв. Урал. гос. ун-та. – Екатеринбург, 2007. – № 47. – C. 101-110. – Электронная копия доступна на сайте Электрон. науч. архива УрФУ. URL: http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/23305/1/iurg-2006-47-12.pdf (дата обращения: 08.07.2019).
8. Солдатенкова О.В. Свет в дохристианской Руси и его воплощение в православной традиции // Культура и личность. – СПб., 2006. – С. 109-116.
Аннотация: Русское искусство, литература, архитектура и символика Света.
Здравствуйте, я магистрант 2-ого курса, собираюсь писать диссертацию на тему "московский концептуализм", прошу рекомендовать литературу, спасибо!
Ответ [2017-09-11 20:27:50] :
Здравствуйте. Предлагаем следующую литературу для начала работы над темой (источники – БД по философии и социологии ИНИОН РАН, E-library, РГБИ, ИПС Google):
1. Андреева Е.Ю. Все и Ничто : символ. фигуры в искусстве второй половины XX в. / Е.Ю. Андреева. – СПб. : Иван Лимбах, 2004. – 510 с. : ил.
2. Абалакова Н. Место художника (девяностые годы – "С цитатами и без") / Н. Абалакова, А. Жигалов // Человек. RU : гуманит. альм. / отв. ред. С.А. Смирнов ; Новосиб. гос. ун-т экономики и упр. – Новосибирск : НГУЭУ, 2008. – № 4. – С. 283-305. Аннотация: Московские художники-концептуалисты о развитии андеграунда в период смены идеологий, деятельности различных художественных объединений (в частности, московских концептуалистов), расцвете галерейного дела и организации первых выставок актуального искусства, перформансов и акций.
3. Апресян А. Р. Эстетика Московского концептуализма : дис. ... канд. филос. наук / Апресян Армен Рубенович. – М., 2001. – 110 с. ; Оглавление; Введение; Список лит. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.dissercat.com/content/estetika-moskovskogo-kontseptualizma (11.09.2017).
4. Виктор Тупицын о московском концептуализме : библиография [Электронный ресурс] / Московский концептуализм : [сайт]. – М., [б.г.]. – URL: http://conceptualism.letov.ru/Viktor-Tupitsyn-o-Moscovskom-Conceptualisme.html (11.09.2017).
5. Гройс Б. Московский концептуализм : 25 лет спустя [Электронный ресурс] // Московский концептуализм : сайт. – [Б.м., б.г.]. – URL: http://www.conceptualism-moscow.org/page?id=1563 (11.09.2017).
6. Деготь Е. Русское искусство ХХ века / Е. Деготь. – М. : Трилистник, 2000. – 224 с. : ил., цв. ил.
7. Дьяконов В.Н. Московская художественная культура 1950-60-х гг. : возникновение неофициального искусства : дис. … канд. культурол. / Дьяконов Валентин Никитич. – М., 2009. – 213 с. ; Оглавление; Введение; Список лит. к дис. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.dissercat.com/content/moskovskaya-khudozhestvennaya-kultura-1950-60-kh-gg-vozniknovenie-neofitsialnogo-isku... (11.09.2017).
8. Кабаков И.И. 60 – 70-е... : записки о неофициальной жизни в Москве / Илья Кабаков. – М. : Новое Литературное Обозрение, 2008. – 365 с. : ил.
9. Кабаков И.И. О Тотальной инсталляции / И. Кабаков. – Мюнхен : Kerber, 2008. – 288 с.
10. Кулаков В. Вот : Эрик Булатов и Всеволод Некрасов // Воздух. – М., 2007. – № 3. – С. 141-155. Аннотация : Аналогии между живописной техникой Э. Булатова и визуальными микротекстами В. Некрасова.
11. Разговор с Ильей Кабаковым [Электронный ресурс] // НЛО. – 2011. – № 111. – URL: http://magazines.russ.ru/nlo/2011/111/ka27-pr.html (11.09.2017).
12. Рыклин М. "Проект длиной в жизнь": Пригов в контексте московского концептуализма // Неканонический классик: Дмитрий Александрович Пригов (1940-2007) : сб. ст. и материалов. – М., 2010. – С. 81-95.
13. Федулов А.Н. Неофициальная культура в СССР во второй половине 60-х – 80-х годах XX века : дис. … канд. ист. наук / Федулов Александр Николаевич. – Элиста, 2010. – 206 с. ; Оглавление; Введение; Список лит. к дис. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.dissercat.com/content/neofitsialnaya-kultura-v-sssr-vo-vtoroi-polovine-60-kh-80-kh-godakh-xx-veka (11.09.2017).
14. Хансен-Леве А. Эстетика ничтожного и пошлого в московском концептуализме // Новое лит. обозрение. – 1997. – № 25. – C. 215-245.
Являясь жителем Петербурга, Вы можете обратиться за дополнительной информацией к библиографам РНБ.
Помогите подобрать всю возможную литературу по следующим художникам: М.О.Микешин, П.П. Соколов, М.А. Зичи Н.Е.Сверчков,.Ю. Ю. Клевер.
Ответ [2017-02-03 21:26:05] :
Здравствуйте. В рамках ответа на запрос в Виртуальную справочную службу РНБ рассматривается только одна тема. Предлагаем литературу о Михае Зичи. По другим художникам необходимо оформить отдельные запросы (Источники – ЭК РГБИ, БД e-Library, ИПС Google Академия):
1. Алешина Л.С. Михай Зичи : биография отдельного лица / Л.С. Алешина. – М. : Изобразительное искусство, 1975. – 238 с. : ил.
2. Беркович И. Михай Зичи : (1827-1906) / Илона Беркович ; [пер. с нем. М. Погани]. – Будапешт : Изд-во Акад. наук Венгрии, 1965. – 26 с., CXLIII с. ил.
3. Духан Я.С. «Герой нашего времени» в рисунках Михая Зичи / Я.С. Духан, Е.С. Роговер // Проблемы интенсивного обучения русского языка как иностранного : сб. тез. Междунар. науч.-метод. конф., 2-4 июня 1993 г. – СПб. : Образование, 1993. – С. 119-121.
4. Духан Я.С. Михай Зичи в Петербурге / Я.С. Духан, Е.С. Роговер // Нева. – 1996. – № 12. – С. 213-221.
5. Духан Я.С. Михай Зичи как иллюстратор лермонтовского «Демона» / Я.С. Духан, Е.С. Роговер // Проблемы интенсивного обучения русского языка как иностранного : сб. тез. Междунар. науч.-метод. конф., 2-4 июня 1993 г. – СПб. : Образование, 1993. – С. 121-123.
6. Кантор-Гуковская А.С. При Дворе русских императоров : произведения Михаила Зичи из собрания Эрмитажа : каталог выставки / А.С. Кантор-Гуковская, Г.А. Принцева. – СПб. : Изд-во Гос. Эрмитажа, 2005. – 126 с. : ил., цв. ил.
7. Каталог выставки фотографических снимков с картин придворного художника профессора М. Зичи, исполненных фотографией Карика. – СПб., 1880. – 8 с.
8. Кишшне Будаи Р. «Художник его императорского величества». Михай (Михаил Александрович) Зичи (1827 – 1906). Судьба венгерского художника в России // Наукові праці історичного факультету Запорізького національного університету. – 2013. – № 36. – С. 256-264 ; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://istznu.org/dc/file.php?host_id=1&path=/page/issues/36/kishne.pdf (3.02.2017).
9. Кишшне-Будаи Р. «Художник его императорского величества». Михай Зичи в России // Славянский альм. – 2014. – Т. 2013. – С. 380-39.
10. Несколько слов о художнике М.А. Зичи. 1. Биографический очерк. 2. Обзор художественной деятельности Зичи. – СПб. : тип. А.М. Котомина, 1869. – 69 с.
11. Федорова В.В. Историк придворной жизни [Электронный ресурс] // Гатчина сквозь столетия : ист. журн. – Гатчина, 2004-2017. – URL: http://history-gatchina.ru/article/zichy.htm (3.02.2017).
Являясь жителем Петербурга, Вы можете обратиться за дополнительной информацией к библиографам РНБ.
Добрый день! Помогите, пожалуйста, с поиском литературы по теме диплома: "Образ Петра в художественной культуре России 20-21 вв.", интересует тематика: образ, личность Петра в искусстве 18-21 в. (живопись,скульптура,литература,кинематограф), а также тематика: Петр как символ Петербурга или Петербург - город Петра. Заранее спасибо!
Ответ [2015-02-07 16:45:51] :
Здравствуйте. В дополнение к ответу на запрос № 25723 предлагаем следующую литературу (источники – ЭК РГБИ, БД Литература о Петербурге РНБ, ИПС Google):
1. Агеева О.Г. Величайший и славнейший более всех градов на свете – град Святого Петра : Петербург в русском общественном сознании начала XVIII века / О.Г. Агеева ; Ин-т рос. истории РАН. – СПб. : Русско-Балтийский информ. центр БЛИЦ, 1999. – 343 с. : ил., портр.
2. Андросов С.О. Петр Великий и скульптура Италии / С.О. Андросов. – СПб. : АРС, 2004. – 423 с. : ил., цв. ил.
3. Баак Й. ван Пильняк и Питер // Концепция и смысл : сб. ст. в честь 60-летия проф. В.М. Марковича / С.-Петерб. гос. ун-т. – СПб., 1996. – С. 332-345. – Библиогр. в примеч. Аннотация: Образ Петра I и города в творчестве писателя.
4. Бусева-Давыдова И.Л. Иконостас Петропавловского собора в Петербурге : опыт истолкования иконогр. программы // Искусствознание. – 1999. – № 2. – С.510-529.
Аннотация: Личности Петра I и Екатерины I в образной символике иконостаса. Сочетание библейских персонажей и образов русских святых. Отражение исторических реалий – военных триумфов Петра I.
5. Воинов В.С. Загадка аллегории Петра I // Петерб. чтения. – 1992. – № 1. – С.156-181.
6. Илчева Р. Медный всадник как литературный персонаж : (ожившая статуя в лит. XVIII в.) // Филология. – 1998. – № 14. – С.41-43.
7. Корнакова М. Петр Великий, любовь и голуби : премьера оперы Доницетти в "Санктъ- Петербург Опере" // Большой. – 2003. – № 3. – С. 71: 5 цв. ил.
Аннотация: "Петр Великий – Царь всея Руси, или же Плотник из Ливонии" Г. Доницетти. Реж. Ю. Александров. Дир. П. Пелукки. Худ. В. Окунев. Санктъ-Петербург Опера. Премьера 27 мая 2003 г. Первая постановка в России. 1
8. Кульпина Ю. О скульптурных образах Петра Великого в истории Петербурга // Декоративное искусство. – 2007. – № 1. – С. 1-5, 2 с. обл. : 10 цв. ил.
Аннотация: О памятниках Петру Великому в Петербурге работы Э.М. Фальконе и М.-А. Калло, Б. Растрелли, М. Шемякина и З. Церетели.
9. Логунова М.О. Бюст Петра Великого в Петропавловском соборе : к истории создания // История Петербурга. – 2009. – № 3 (49). – С. 35-40 : 4 ил.
Аннотация: О бюсте императора Петра I на его могиле в Петропавловском соборе и его образце – скульптуре итальянского скульптора К. Альбачини. О творчестве Ю.С. Тюкалова.
10. Максимов В. Образ-легенда // Слово. – 1999. – № 6. – С.21-27: ил.
Аннотация: О съемках фильма "Петр I" (1935-1939 гг.).
11. Перфильев В.И. Петрологика // Декоративное искусство. – 2002. – № 2. – С. 14-18 : 6 цв. ил.
Аннотация: О памятниках Петру I работы Л. Кербеля (установлен в Москве), З. Церетели (установлен в Москве), Л. Баранова (установлен в Роттердаме), Г. Франгуляна (установлен в Роттердаме), М. Шемякина (установлен в Санкт-Петербурге).
12. Петр I в русской литературе XVIII века : тексты и комментарии / Рос. акад. наук, Ин-т рус. лит. (Пушкинский Дом) ; [отв. ред. С.И. Николаев]. – СПб. : Наука, 2006. – 450 с.
13. Путь Петра. От Руси до России : каталог выставки [май-июнь 2009 / авт. проекта: М.Ф. Альбеди и др.]. – СПб. : Максима, 2009. – 207 с. : ил., цв. ил.
14. Полтавская победа в исторических и художественных памятниках : из собрания Эрмитажа / [авт. ст.: В.Н. Васильев и др.]. – СПб. : Изд-во Гос. Эрмитажа, 2009. – 75 с. : ил., цв. ил., портр.
15. Ромм М. Третий памятник Великому Петру // Нева. – 1995. – № 12. – C. 222.
Аннотация: О памятнике Петру I работы скульптора и художника М. Шемякина.
16. Таракановский Г. Третий конный монумент Петру Великому // Нева. – 2003. – № 6. – C. 209-214.
Аннотация: Об истории конного монумента Петру I, созданного немецким скульптором Г. Шмидтом (02.10 1867 – 1954) и установленного в Риге в 1910 г. (В настоящее время находится в Стрельне у Константиновского дворца). 1
17. Шенкер А. Медный всадник : памятник и его творцы / Александр Шенкер ; [пер. с англ. Т.В. Бузиной]. – СПб. : Дмитрий Буланин, 2010. – 415 с. : ил.
18. Яранцев В.Н. «Медный всадник» А.С. Пушкина и «Петербург» А. Белого [Электронный ресурс] // Сибирское отделение Российской Академии наук : Государственная публичная научно-техническая библиотека : сайт. – Новосибирск, 1997-2015. – URL: http://www.prometeus.nsc.ru/museum/texts/sibpush/jaranz.ssi (6.02.2015).
Являясь жителем Петербурга, Вы можете обратиться за дополнительной информацией к библиографам РНБ.
Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, какие артефакты русского классицизма XVIII в. в архитектуре, скульптуре и театре имеют наиболее широкую известность в мире?
Ответ [2014-06-10 13:02:10] :
Здравствуйте. По нашему мнению, известными объектами классицистической архитектуры можно назвать в первую очередь отдельные здания и целые ансамбли Санкт-Петербурга, как города, в котором этот стиль был градообразующим на протяжении большого периода. Наиболее известны в мире произведения А. Ринальди, Ю.М. Фельтена, А.Ф. Кокоринова, Ж.Б. Валлен-Деламота, И.Е. Старова, если говорить о XVIII веке. Очень ярким образцом классицизма и известным памятником является Пашков дом в Москве архитектора Василия Баженова. Что касается скульптуры, несомненно известны в мире фонтаны Петергофа М. Козловского, скульптора, создавшего и другие памятники в стиле классицизма в конце 18-го и на рубеже 18-го и 19-го веков, например, памятник Суворову в Петербурге на Суворовской площади. Что касается русского театра классицизма, возможно, Сумароков, Фонвизин и Капнист изучаются иностранными специалистами, но сведений о широкой известности или просто о постановках этих авторов за рубежом у нас нет. Предлагаем небольшой список литературы по русскому классицизму (источники – ЭК РНБ, РГБИ):
1. Зодчие Санкт-Петербурга, XVIII век : [архитекторы барокко, ранний классицизм, строгий классицизм / ред.: Ю.В. Артемьева, С.А. Прохватилова]. – СПб. : Лениздат, 1997. – 1021 с. : ил., портр.
2. Карев А.А. Классицизм в русской живописи / Андрей Карев. – М. : Белый город, 2003. – 319 с. : ил.
3. Коваленская Н.Н. Русский классицизм : живопись, скульптура, графика / Н.Н. Коваленская. – М. : Искусство, 1964. – 703 с., 15 л. ил. : ил.
4. Раков Ю.А. Скульптурный Олимп Петербурга : путешествие в антич.-мифол. Петербург / Ю. Раков. – СПб. : Искусство-СПБ, 2000. – 250 с. : ил.
5. Русский классицизм второй половины 18 – начала 19 в. / М-во культуры РФ. Рос. ин-т искусствознания ; отв. ред. Г.Г. Поспелов. – М. : Изобраз. искусство, 1994. – 224 с., 112 с. ил.
Аннотация: Исследование своеобразия стиля русского классицизма в архитектуре второй половины 18 – начала 19 в. и путей его развития, а также особенностей московской архитектурной школы. Изучается динамизм, статичность и стабильность в пространстве интерьеров домов-дворцов эпохи классицизма, т.к. основные принципы архитектуры домов-дворцов этого времени определяются не наружным их оформлением, декором или видами фасадов, а внутренней структурой, системой внутрипространственной композиции. Рассматриваются вопросы эволюции фасадов московских усадебных домов второй половины 18 в.
6. Русский классицизм второй половины XVIII – начала XIX века : [сборник]. – М. : Изобразит. искусство, 1994. – 223 с.
7. Скульптура XVIII – XIX веков = Sculpture of the 18th to 19th centuries : [каталог / авт.-сост. кат.: О.А. Алленова и др. ; авт. вступ. ст.: С.П. Домогацкая ; отв. ред. Я.В. Брук]. – М. : Красная площадь, 2000. – 351 с.
8. Ухналев А. "Итальянский дворец" под северным небом // Пинакотека. – 2003. – № 1/2 (16/17). – С. 151-155: ил.
Аннотация: Мраморный дворец в Петербурге. Архитектор – А. Ринальди (Италия, XVIII в.).