Виртуальная справочная служба (Российская национальная библиотека)
Организатор проекта - Российская национальная библиотека
ВИРТУАЛЬНАЯ СПРАВОЧНАЯ СЛУЖБА "СПРОСИ БИБЛИОГРАФА"
сегодня задано 0 из 17 возможных || в базе запросов: 52359

Каталог выполненных запросов

Русский как иностранный

Всего записей: 41
Вопрос . Здравствуйте. Меня интересует литература, посвященная преподаванию русского языка как иностранного, в частности, использованию художественного текста в преподавании РКИ.
Ответ [2017-01-12 12:34:50] :
Здравствуйте. Предлагаем Вам следующие материалы (источники – БД по языкознанию ИНИОН РАН, ИПС Google Академия):
1. Абдалян И.П. Учимся читать русскую классику : пособие для изучающих рус. яз. как иностр. : А.П. Чехов : Рассказы ; А.С. Пушкин : Повести Белкина / И.П. Абдалян, С.И. Юшманова. – М. : Кладезь-Букс, 2001. – 159 с. : ил.
2. Азимбаева Ж.А. Структурно-функциональная модель обучения русскому языку студентов-иностранцев [Электронный ресурс] // Вестн. ТГПУ. – 2012. – № 11 (126). – URL: http://cyberleninka.ru/article/n/strukturno-funktsionalnaya-model-obucheniya-russkomu-yazyku-studentov-inostrantsev (11.01.2017).
3. Балгазина Б.С. К Проблеме обучения иностранных студентов чтению на русском языке // Успехи соврем. естествознания. – 2015. – № 1-1. – С. 149-151 ; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://cyberleninka.ru/article/n/k-probleme-obucheniya-inostrannyh-studentov-chteniyu-na-russkom-yazyke (11.01.2017).
4. Баско Н.В. Приемы семантизации пословиц и поговорок при обучении иностранцев русскому языку // Язык, сознание, коммуникация : сб ст. – М. : Филология, 1998. – Вып. 3. – С. 67-72 ; То же [Электронный ресурс] – URL: http://www.philol.msu.ru/~slavphil/books/jsk_03.pdf (11.01.2017).
5. Воробьев В.В. Тематическая лексика в практике обучения русскому языку иностранцев // Лингвистические и методические проблемы преподавания русского языка как неродного : сб. науч. тр. / АН СССР, Ин-т языкознания. – М., 1989. – С. 15-24.
6. Гончарук Е.Ю. Художественный текст на уроках русского языка как иностранного (рассказ В. Токаревой «Кошка на дороге») [Электронный ресурс] // Гуманитар. исслед. в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. – 2010. – № 1. – URL: http://cyberleninka.ru/article/n/hudozhestvennyy-tekst-na-urokah-russkogo-yazyka-kak-inostrannogo-rasskaz-v-tokarevoy-koshka-na-doroge (11.01.2017).
7. Гусейнова Р. Н. Использование текстов крымских легенд в практике преподавания русского языка как неродного // Учен. зап. ТНУ. – 2003. – Т. 1, № 55. – С. 140-147 ; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://sn-philolsocom.crimea.edu/arhiv/2003/uch_16_1fn/guseynova_25.pdf (11.01.2017).
8. Зубкова Т.А. Методика РКИ (русский язык как иностранный) при работе с текстом на уроках русского языка в общеобразовательной школе // Современные образовательные технологии и методики: актуальные вопросы теории и практики : 1 Междунар. науч.-практ. Интернет-конф. (г. Чехов, Моск. обл., 07. 05. 2012) : сб. материалов конф. / Центр образоват. и науч. консалтинга. – Чехов : ЦОиНК : Студия Полиграфии, 2012. – С. 88-92
9. Крюкова Г.А. Формирование умений лингвострановедческого анализа произведений русской художественной литературы у иностранных учащихся-филологов : (на материале прозы М. Ю. Лермонтова) : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Крюкова Г.А. ; Ставроп. гос. ун-т. – Ставрополь, 1996. – 20 с.
10. Кулигина О.В. Конфликт культур в рассказе Н.С. Лескова «Железная воля» : (из опыта работы на занятиях по РКИ) // Языковая семантика и образ мира : материалы Междунар. науч. конф. (г. Казань, 20-22 мая 2008 г.) : в 2 ч. — Казань : Изд-во Казан. гос. ун-та, 2008. — Ч. 1. — С. 205-207.
11. Лилеева А.Г. Поэтический текст на занятиях РКИ : (слово и изображение) // Пространство языка – пространство культуры : материалы регион. науч.-практ. конф., 24 мая 2013 г. – М., 2013. – С. 35-37 ; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://www.marhi.ru/kafedra/guman/rus/culture_space.pdf#page=35 (11.01.2017).
12. Ляпидовская М.Е. Чтение в практике обучения русскому языку как иностранному // Вестн. ТГГПУ. – 2014. – № 4 (38). – С. 308-311 ; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://cyberleninka.ru/article/n/chtenie-v-praktike-obucheniya-russkomu-yazyku-kak-inostrannomu (11.01.2017).
13. Новые тенденции в теории и практике преподавания русского языка как иностранного : материалы междунар. науч.-практ. конф., 30 – 31 мая 2001 г. / Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена ; редкол.: Аркадьева Т.Г. и др. – СПб., 2002. – 121 с. – Из содерж.: Раздел. Проблемные вопросы изучения русской литературы в иностранной аудитории. – С. 55-64 ; Художественный текст на занятиях по РКИ. – С. 104-112.
Вопрос . Подскажите, пожалуйста, литературу для магистерской диссертации "Преподавание дисциплины история культуры России в рамках РКИ"
Ответ [2016-02-02 18:38:29] :
Здравствуйте. Предлагаем Вам следующую литературу для начала работы над темой (источники – ЭК ГНПБ им. К.Д. Ушинского, БД Арбикон, БД eLibrary, БД ИНИОН РАН, ИПС Google) :
1. Вишняков С.А. История государства и культуры России в кратком изложении. Социокультуроведение России : учеб. пособие : [для изучающих русский язык как иностранный] / С.А. Вишняков. – 2-е изд. – М. : Флинта : Наука, 2003. – 125 с.
2. Вишняков С.А. Культура России в историческом ракурсе: архитектура, литература, живопись, музыкальное искусство, театральное искусство, кинематограф, современное культурное пространство : учеб. пособие по культуроведению России / С.А. Вишняков. – М. : Флинта : Наука, 2012. – 60 с.
3. Вишняков С.А. Культура России от Древней Руси до наших дней (культуроведение России) : учеб. пособие [для иностранцев, изучающих русский язык] / С.А. Вишняков. – 3-е изд. – М. : Наука : Флинта, 2010. – 71 с.
4. Гасконь Е.А. Викторина как способ повторения изученного материала по предмету «История, культура и общество России» при обучении студентов из Финляндии // Актуальные проблемы изучения и преподавания РКИ в вузе в условиях интернационализации образования : материалы II Междунар. семинара, посв. 15-летию академического сотрудничества Тверского гос. ун-та с университетами Финляндии / Тверской гос. ун-т ; отв. ред.: А. Никунласси, Л.Г. Громова, А.Б. Гурин. – Тверь, 2015. – С. 237-243.
5. Гузарова Н.И. Преподавание курса "Истории России" как фактор развития коммуникативной культуры студентов (из опыта работы с иностранными студентами) // Воспитание личности на рубеже веков: взгляд из Сибири : тез. 2-й межвуз. науч.-практ. конф., 20-21 февраля, 2001 г., Томск / ТПУ. – Томск, 2001. – С. 136-137.
6. Лысакова И.П. Методика использования диалога культур в преподавании РКИ : история вопроса и современные технологии // Русский язык и литература в современном гуманитарном образовательном пространстве : материалы докл. и сообщений XV междунар. науч.-метод. конф. – СПб. : СПбГУТД, 2010. – С.113-115.
7. Русский язык и культура в системе школьного образования европейских стран, европейские концепции и преподавание РКИ в России : междунар. науч.-практ. семинар, 21-22 окт. 2005 г., г. Хельсинки. – М. : МАКС Пресс, 2006. – 269 с.
8. Cулейманова А.К. Культура России на занятиях по русскому языку с иностранными учащимися // Межкультурная коммуникация: к проблеме формирования толерантной языковой личности в системе вузовского и школьного лингвистического образования : материалы Всерос. науч.-практ. конф., 1-3 ноября 2001 г., г. Уфа / редкол.: Саяхова Л.Г. [и др.] ; М-во образования РФ, Баш. гос. ун-т, Гос. комитет РБ по науке, высш. и сред. проф. образованию, Рос. общество преподавателей рус. яз. и лит. – Уфа : БашГУ, 2001. – Ч.II. – С.97-100 .
9. Шляхов В.И. Методика преподавания РКИ в прошлом, настоящем и будущем // Рус. яз. за рубежом. – 2011. – № 1 (224). – С. 18-24 ; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://russianedu.eir.ru/archive/2011/1_%28224%29/6627_%CC%E5%F2%EE%E4%E8%EA%E0_%EF%F0%E5%EF%EE%E4%E0%E2%E0%ED%E8%FF_%D0%CA%C8_%E2_%EF%F0%EE%F8%EB%EE%EC_%ED%E0%F1%F2%EE%FF%F9%E5%EC_%E8_%E1%F3%E4%F3%F9%E5%EC/stat2011-1-6627.pdf (02.02.2016).
Подбор литературы по определенной тематике Вы можете заказать в Информационно-сервисном центре РНБ (открыть ссылку). Услуги предоставляются на платной основе.
Вопрос . Добрый день. Рекомендуйте список литературы и список новостных текстов (на одну тему) для дипломной работы :"Обучение иностранных студентов чтению русских новостных текстов". Спасибо.
Ответ [2015-09-23 14:13:57] :
Здравствуйте. См. литературу в ответе на запрос № 27301 в Архиве выполненных запросов. Предлагаем Вам также следующую литературу (источники – ЭК РНБ, БД E-library, , ИПС Google):
1. Богомолов А.Н. Дистанционное обучение русскому языку как иностранному и его интеграция в учебный процесс / А.Н. Богомолов, О.А. Ускова // Мир рус. слова. – 2004. – № 4. – С. 59-67.
2. Богомолов А.Н. Новости из России : русский язык в средствах массовой информации : пособие для изучающих рус. яз. как иностр. / А.Н. Богомолов – 2-е изд. – М. : Рус. язык. Курсы, 2004. – 190 с. : ил.
3. Лукина Я.В. Формирование навыков адекватного понимания англицизмов при обучении иностранных учащихся чтению русских газетно-публицистических текстов : автореф. дис. … канд. пед. наук / Лукина Я.В. ; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. – СПб., 2002. – 17 с. ; Оглавление; Введение; Список лит. к дис. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.dissercat.com/content/formirovanie-navykov-adekvatnogo-ponimaniya-anglitsizmov-pri-obuchenii-inostrannykh-uchashch (23.09.2015).
4. Нестерова Н.Г. Интернет-СМИ как источник социокультурной информации в обучении русскому языку как иностранному / Н.Г. Нестерова, Т.Г. Шкаруба // Антропологическая психология в XXI веке: проблемы и перспективы : сб. материалов V Сиб. психологического форума / науч. ред. В. Залевский, ред. коллегия: Галажинский Э.В. – Томск : Национальный исследовательский Томский гос. ун-т. – 2013. – С. 167-170 ; То же [Электронный ресурс]. – URL: (открыть ссылку) (23.09.2015).
5. Полищук Е.В. Читаем и переводим газеты и журналы : рус. яз., english. : учеб. пособие / Е.В. Полищук, И.В. Зезекало, И.В. Коробушкин. – М. : Флинта : Наука, 2004. – 126 с. – (Русский язык как иностранный).
Являясь жителем Петербурга, Вы можете обратиться за дополнительной информацией к библиографам РНБ.
Вопрос . Добрый день. Рекомендуйте список литературы по теме "Обучение чтению нa иностранном языке"( русском языке как иностранном). Спасибо.­
Ответ [2015-09-21 20:27:09] :
Здравствуйте. Предлагаем Вам следующую литературу (источники – БД E-library, Арбикон, Google Академия, ИПС Google):
1. Аль-Сераджи Фуад Ашур Хиляль. Задачи обучения чтению на подготовительном отделении РКИ // Рус. яз. за рубежом. – 2013. – № 1. – С. 7-9.
2. Балгазина Б.С. К Проблеме обучения иностранных студентов чтению на русском языке // Успехи соврем. естествознания. – 2015. – № 1-1. – С. 149-151 ; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://cyberleninka.ru/article/n/k-probleme-obucheniya-inostrannyh-studentov-chteniyu-na-russkom-yazyke (21.09.2015).
3. Большакова Н.Г. Развитие языковой догадки при чтении текстов в современном пособии по РКИ // Вестн. Рос. ун-та дружбы народов. Сер.: Рус. и иностр. яз. и методика их преподавания. – 2012. – № 3. – С. 56-60 ; То же [Электронный ресурс]. – URL: (открыть ссылку) (21.09.2015).
4. Бордовская А.В. Обучение чтению русской народной сказки в иностранной аудитории : (лингвокультуролог. и метод. аспекты) : автореф. дис. … канд. пед. наук / Бордовская А.В. ; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. – СПб., 2003. – 19 с.
5. Гуань Сюцзюань. Обучение чтению на РКИ и когнитивная лингвистика // Пед. науки. – 2006. – № 4. – С. 93-94.
6. Гуань Сюцзюань. Обучение чтению художественного текста на РКИ в когнитивно-лингвистическом аспекте // Аспирант и соискатель. – 2006. – № 4(35). – С. 115-116.
7. Кулакова В.А.Тексты для обучения чтению как виду речевой деятельности в современном учебнике РКИ / В.А. Кулакова, С.В. Смирнова, Т.В. Шустикова // Языки России и стран ближнего зарубежья как иностранные: преподавание и изучение : материалы междунар. науч.-практ. конф. / под общ. ред. Р.Р. Замалетдинова, отв. ред. Т.Г. Бочина, А.Ш. Юсупова. – Казань : Казанский (Приволжский) федерал. ун-т, 2013. – С. 190-197.
8. Ляпидовская М.Е. Учим иностранный язык. разработка урока РКИ по обучению изучающему виду чтения / М.Е. Ляпидовская, А.В. Семикрас // Рус. яз. за рубежом. – 2013. – № 3(238). – С. 4-13.
9. Ляпидовская М.Е. Чтение в практике обучения русскому языку как иностранному // Вестн. ТГГПУ. – 2014. – № 4 (38). – С. 308-311 ; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://cyberleninka.ru/article/n/chtenie-v-praktike-obucheniya-russkomu-yazyku-kak-inostrannomu (21.09.2015).
10. Налбандян А.А. Методические основы использования ресурсов интернета при обучении чтению на уроке РКИ : (на материале газ.-публицист. текстов) : автореф. дис. … канд. пед. наук / Налбандян А.А. ; [Гос. ин-т рус. яз. им. А.С. Пушкина]. – М., 2004. – 17 с. ; Оглавление; Введение; Список лит. к дис. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.dissercat.com/content/metodicheskie-osnovy-ispolzovaniya-resursov-interneta-pri-obuchenii-chteniyu-na-uroke-rki (21.09.2015).
11. Ревякина Т.Л. Чтение как аспект обучения на занятиях по РКИ / Т.Л. Ревякина, В.В. Щур, Н.В. Федотова // Науч. вестн. Воронежского гос. архитектурно-строительного ун-та. Сер.: Лингвистика и межкультурная коммуникация. – 2013. – № 11. – С. 53-59.
12. Ткач Т.Г. Фонетическая транскрипция в аспекте обучения русскому языку как иностранному (РКИ) // Вестн. Воронежского гос. ун-та. Сер.: Лингвистика и межкультурная коммуникация. – 2010. – № 2. – С. 159-161 ; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://cyberleninka.ru/article/n/foneticheskaya-transkriptsiya-v-aspekte-obucheniya-russkomu-yazyku-kak-inostrannomu-rki (21.09.2015).
13. Якунина Н.В. Методика обучения студентов-иностранцев чтению текстов по специальности (с помощью ресурсов интернета) // Сиб. пед. журнал. – 2009. – № 2. – С. 151-156 ; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://cyberleninka.ru/article/n/metodika-obucheniya-studentov-inostrantsev-chteniyu-tekstov-po-spetsialnosti-s-pomoschyu-resursov-interneta (21.09.2015).
Являясь жителем Петербурга, Вы можете обратиться за дополнительной информацией к библиографам РНБ.
Вопрос . Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста литературу для написания диссертации по теме "прагматические сложности в преподавании русского как иностранного в лингвострановедчески аспекте". И еще, какую литературу можно найти по этноспецифическме словам, их классификации и введению на уроках РКИ. Спасибо
Ответ [2015-03-20 15:42:07] :
Здравствуйте. Предлагаем следующую литературу по Вашей теме (источники – ЭК РНБ, БД E-library, Арбикон, ИПС Google):
1. Баско Н.В. Приемы семантизации пословиц и поговорок при обучении иностранцев русскому языку // Язык, сознание, коммуникация : сб ст. – М. : Филология, 1998. – Вып. 3. – С. 67-72 ; То же [Электронный ресурс] – URL: http://www.philol.msu.ru/~slavphil/books/jsk_03.pdf (20.03.2015).
2. Гусейнова Р. Н. Использование текстов крымских легенд в практике преподавания русского языка как неродного // Учен. зап. ТНУ. – 2003. – Т. 1, № 55. – С. 140-147 ; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://sn-philolsocom.crimea.edu/arhiv/2003/uch_16_1fn/guseynova_25.pdf (20.03.2015).
3. Дубровина К.Н. Лингвистические основы семантизации фразеологических единиц при обучениии русскому языку как иностранному // Проблемы семантики в аспекте преподавания русского языка как иностранного. – М., 1991. – С. 118-123.
4. Крюкова Г.А. Формирование умений лингвострановедческого анализа произведений русской художественной литературы у иностранных учащихся-филологов : (на материале прозы М. Ю. Лермонтова) : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Крюкова Г.А. ; Ставроп. гос. ун-т. – Ставрополь, 1996. – 20 с.
5. Кудрявцев В. Д. и др. Лингвострановедческое значение фразеологии в преподавании русского языка // Рус. яз. в шк. – 1939. – № 3. – С. 4 ; То же [Электронный ресурс]. – URL: (открыть ссылку) (20.03.2015).
6. Лю Х. Формирование лингвострановедческой компетенции китайских студентов-филологов на начальном этапе обучения русскому языку : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Х. Лю ; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. – СПб., 2001. – 20 c. ; Оглавление; Введение; Список лит. к дис. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.dissercat.com/content/formirovanie-lingvostranovedcheskoi-kompetentsii-kitaiskikh-studentov-filologov-na-nachalnom (20.03.2015).
7. Налбандян А.А. Методические основы использования ресурсов интернета при обучении чтению на уроке РКИ : (на материале газ.-публицист. текстов) : автореф. дис. … канд. пед. наук / Налбандян А.А. ; [Гос. ин-т рус. яз. им. А.С. Пушкина]. – М., 2004. – 17 с. –
8. Отменитова О.М. Формирование лингвострановедческой компетенции иностранных учащихся подготовительного факультета в процессе их самостоятельной работы : (техн. вуз) : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Отменитова О.М. ; С-Петерб. гос. ун-т. – СПб., 1996. – 16 c. – Библиогр.: с. 16.
9. Савенкова Л.Б. Об изучении иностранными студентами русских пословиц // Межвузовская научно-методическая конференция “Учебно-воспитательный процесс на подготовительном факультете: новые подходы и результаты”. – Ростов н/Д. : РОДНМИ, 1991. – С. 219-221.
10. Сафонова Н.В. Интертекстуальность как отражение этнокультурного сознания : [изучение пословиц и поговорок при преподавании русского языка как иностранного] // Вестн. Рос. ун-та дружбы народов. Сер.: Рус. яз. нефилологам. Теория и практика. – М., 2003. – № 1 (4). – С. 93-98.
11. Цзан Вэньцянь. Лингвострановедческий анализ русских соматических фразеологизмов с архаичными значениями в китайской аудитории // Там же. Сер.: Вопросы образования: языки и специальность. – 2008. – № 5. – С. 55-59.
12. Чапаева Л. Г. Социокультурный комментарий в преподавании русского языка как неродного // Вестн. Моск. гос. гуманитар. ун-та им. М.А. Шолохова. Филол. науки. – 2011. – № 1. – C. 105-11 ; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sotsiokulturnyy-kommentariy-v-prepodavanii-russkogo-yazyka-kak-nerodnogo (20.03.2015).
13. Шаклеин В.М. Методические рекомендации к лингвострановедческой работе с лексикой, фразеологией, афористикой : для иностранных студентов филологических специальностей / В.М. Шаклеин, В.В. Воробьев. – М., 1989. – 18 с.
14. Яковлева А.А. Лингвострановедческий аспект в обучении русскому языку как иностранному [Электронный ресурс] // Интерэкспо ГЕО-Сибирь-2012. VIII Междунар. науч. конгр., 10–20 апреля 201 г., Новосибирск, Междунар. науч. конф. «Геопространство в социальном и экономическом дискурсе» : сб. материалов : в 2 т. Т.2. – Новосибирск : СГГА, 2012. – URL: (открыть ссылку) (20.03.2015).
Рекомендации для самостоятельного поиска литературы см. в посте блога "Библиограф+" (открыть ссылку).
Вопрос . Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, литературу для использования при написании курсовой работы на тему - Психолого-педагогические барьеры преподавания РКИ (русского как иностранного).
Ответ [2015-02-03 21:11:20] :
Здравствуйте. Предлагаем небольшой список литературы по Вашей теме (источники – БД E-library, ЭК ГНПБ им. К.Д. Ушинского, ИПС Yandex):
1. Бердникова Э.Р. Психолого-дидактические условия эффективности обучения русскому языку иностранных студентов в медицинском вузе как средству овладения специальностью : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Бердникова Э.Р. ; Казан. гос. пед. ун-т. – Казань, 1999. – 26 с.
2. Бутырская О.Г. Социокультурный компонент содержания обучения как средство повышения мотивации овладения русским языком иностранными студентами : дис. … канд. пед. наук / Бутырская Ольга Германовна. – М., 2008. – 246 с. ; Оглавление; Введение; Список лит. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.dissercat.com/content/sotsiokulturnyi-komponent-soderzhaniya-obucheniya-kak-sredstvo-povysheniya-motivatsii-ovlade (3.02.2015).
3. Вишняков С.А. Психолого-педагогические основы обучения вербальной коммуникации : (на материале преподавания рус. яз. как иностр.) : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Вишняков С.А. ; Моск. пед. гос. ун-т им. В. И. Ленина. – М., 1996. – 35 c.
4. Воробьева Т.В. Роль исследовательских методов в процессе обучения русскому языку [Электронный ресурс] // Успехи соврем. естествознания. – 2007. – № 5. – URL: http://cyberleninka.ru/article/n/rol-issledovatelskih-metodov-v-protsesse-obucheniya-russkomu-yazyku (3.02.2015).
5. Психологические вопросы обучения иностранцев русскому языку : [сб. ст.] / под ред. А.А. Леонтьева, Т.В. Рябовой. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1972. – 107 с.
6. Строганова О.В. Психологические особенности образа деятельности у преподавателей русского языка как иностранного : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Строганова О.В. ; Твер. гос. ун-т. – Тверь, 1996. – 17 с.
7. Цисовска Г. Использование психофизиологических активизирующих воздействий с целью повышения эффективности обучения русскому языку как иностранному : дис. … канд. пед. наук / Цисовска Галина. – М., 1999. – 152 с. ; Оглавление; Введение; Список лит. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.dissercat.com/content/ispolzovanie-psikhofiziologicheskikh-aktiviziruyushchikh-vozdeistvii-s-tselyu-povysheniya-ef (3.02.2015).
8. Шевелева С.И. Минимизация психологических барьеров при обучении русскому языку как иностранному : методический аспект / С.И. Шевелева, Л.А. Сивицкая // Вестн. БГУ. – 2012. – № 1.2. – С. 103-109 ; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://cyberleninka.ru/article/n/minimizatsiya-psihologicheskih-barierov-pri-obuchenii-russkomu-yazyku-kak-inostrannomu-metodicheskiy-aspekt (3.02.2015).
Источники для самостоятельного поиска литературы см. в тематическом посте блога «Библиограф+» (открыть ссылку).
Вопрос . Здравствуйте, посоветуйте, пожалуйста, литературу по темам «Абстрактная лексика русского языка» и «Обучение иностранцев абстрактной лексике русского языка (на разных уровнях)». Спасибо.
Ответ [2014-11-12 12:49:01] :
Здравствуйте. Предлагаем следующие публикации по Вашей теме (источники – БД по языкознанию ИНИОН РАН, У-library, ИПС Google):
1. Баймуратова А.С. Абстрактные существительные на -ость в русской поэзии XX века : дис. … канд. филол. наук / Баймуратова Ася Садырбековна. – М., 2012. – 281 с. ; Оглавление; Введение; Список лит. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.dissercat.com/content/abstraktnye-sushchestvitelnye-na-ost-v-russkoi-poezii-xx-veka (12.11.2014).
2. Брусенская Л.А. Абстрактное слово в континууме и словаре / Л.А. Брусенская, О.М. Чередниченко // Вопр. соц.-гуманит. наук. – Ростов н/Д., 2003. – № 1/2. – C. 29-35. Аннотация: На материале английского и русского языков.
3. Булавина М.А. Структурно-семантический анализ абстрактных существительных в системе общественно-политической терминологии народничества // Семантика языковых единиц русского языка. – М., 1987. – С. 111-122.
4. Генералова Е.И. Диалектика абстрактного и конкретного в языке : (на материале языкового выражения понятийной оппозиции "прямое – кривое") // Ситуаци- и культурного перелома : материалы науч.-теорет. семинара (24-26 апр. 1997 г.). – Петрозаводск, 1998. – С. 67-72.
5. Громакова О.Н. Словообразовательная категория суффиксальных отглагольных абстрактных имен существительных со значением "состояние человека" в современном русском литературном языке : дис. … канд. филол. наук / Громакова Олеся Николаевна. – Ставрополь, 2008. – 256 с. ; Оглавление; Введение; Список лит. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.dissercat.com/content/slovoobrazovatelnaya-kategoriya-suffiksalnykh-otglagolnykh-abstraktnykh-imen-sushchestviteln (12.11.2014).
6. Дуллиева К.М. Семантические особенности характеристики «абстрактный – конкретный» у глаголов, входящих в лексико-семантические группы «приготовление пищи» в русском и английском языках // Вестн. Башкирского ун-та. – 2008. – Т. 13, № 4. – С. 952-954 ; Доступ после регистрации (открыть ссылку)
7. Ивашенко О.В. К вопросу о структуре абстрактного субстантивного поля в современном русском языке // Современные проблемы лингвистики и методики преподавания русского языка в вузе и школе. – Воронеж, 2009. – Вып. 10. – С. 67-71.
8. Калинина Л.В. Семантика абстрактных существительных, обозначающих состояние страха, и их употребление в форме множественного числа // Семантика. Функционирование. Текст. – Киров, 1999. – С. 53-62.
9. Кустарева М.А. Именная абстрактная лексика в "Истории государства Российского" Н.М. Карамзина // Лексическая и грамматическая семантика. – Смоленск, 1986. – С. 54-60.
10. Сергеева Л.А. Прилагательные, выражающие абстрактную оценку "хороший"/"плохой", "положительный"/"отрицательный" в современном русском языке // Исследования по семантике. – Уфа, 1986. – С. 49-57.
11. Топрова В.М. Диалектика конкретного и абстрактного в семантике геометрических номинаций // Структурно-семантические исследования русского языка : (Описание. Сопоставление. Преподавание). – Воронеж, 1994. – С. 24-35.
Аннотация: На материале лексем точка, линия, круг, угол.
12. Чернейко Л.О. Абстрактное имя в семантическом и прагматическом аспектах : автореф. дис. ... д-ра филол. наук / Чернейко Л.О. ; МГУ им. М.В. Ломоносова. Филол. фак. – М., 1997. – 48 с., схем.
Рекомендации для самостоятельного поиска литературы см. в посте блога "Библиограф+" (открыть ссылку).
Являясь жителем Петербурга, Вы можете обратиться за дополнительной информацией к библиографам РНБ.
Вопрос . Здравствуйте! Посоветуйте пожалуйста методическую литературу для преподавания русского языка как иностранного в американской аудитории.
Ответ [2014-10-31 09:17:20] :
Здравствуйте. Предлагаем следующие публикации по Вашей теме (источники – БД по языкознанию и литературоведению ИНИОН РАН, ИПС Yandex):
1. Американские русисты обсуждают проблемы изучения русского языка и литературы / Т.Н. Белова и др. // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 9, Филология. – М., 1996. – № 5. – С. 168-173.
2. Веремьева Е.Ф. Работа в американском вузе и преподавание русского языка на факультете РКИ // Международное сотрудничество в образовании в контексте диалога двух культур. – СПб., 1998. – С. 50-53.
3. Горожанкина Л.В. Русский язык в Америке // Вестн. МЭГУ. – М., 1996. – № 2. – С. 100-101.
4. Демьянова Е.М. АВК в практике преподавания РКИ американским студентам как ступень к взаимопониманию // Международное сотрудничество в образовании в контексте диалога двух культур. – СПб., 1998. – С. 38-40.
5. Каган О. Отбор лексики для американских учебников русского языка // Рус. яз. за рубежом. – 1993. – № 2. – С. 32-35 ; Доступ после регистрации (открыть ссылку)
6. Литвинко О.А. Об особенностях программы по русскому языку для американских студентов, обучающихся в российско-американском колледже // Международные образовательные структуры: опыт, проблемы, перспективы. – Ульяновск, 1998. – С. 43-52.
7. Методика преподавания русского языка и литературы в Америке. – М. : Синтаксис, 1995. – 288 с.
8. Нечаева А.И. Обучение студентов из американских колледжей русскому языку и культуре в связи с теорией лингвистического детерминизма // Лингводидактические аспекты описания языка и гибкая модель обучения. – М., 1997. – С. 294-301.
9. Новикова Т. Организация учебного процесса в высшей школе США на базе использования телекоммуникаций // Рус. яз. за рубежом. – 1998. – № 4. – С. 65-74.
Аннотация : Преподавание русского языка в Америке.
10. Рубинштейн Г.А. Усвоение русских падежей американскими студентами // Рус. яз. за рубежом. – 1993. – № 5/6. – С. 82-91.
11. Славнейшева Е.В. Обучение русскому коммуникативному поведению американских учащихся в курсе русского языка как иностранного : дис. … канд. пед. наук / Славнейшева Елена Владимировна. – СПб., 2008. – 242 с. ; Оглавление; Введение; Список лит. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.dissercat.com/content/obuchenie-russkomu-kommunikativnomu-povedeniyu-amerikanskikh-uchashchikhsya-v-kurse-russkogo (30.10.2014).
12. Эпштейн А.Л. Метод проектов в иноязычном образовании : из опыта преподавания русского языка американским студентам // Рус. яз. за рубежом. – 2011. – № 1 (224). – С. 90-94 ; Доступ после регистрации (открыть ссылку).
Рекомендации для самостоятельного поиска литературы см. в посте блога "Библиограф+" (открыть ссылку).
Являясь жителем Петербурга, Вы можете обратиться за дополнительной информацией к библиографам РНБ.
Вопрос . Представьте, пожалуйста, перечень литературы по теме: "Роль русской литературы в системе РКИ"
Ответ [2013-11-12 20:07:14] :
Здравствуйте. Предлагаем следующую литературу для начала работы над Вашей темой (источники – БД E-library, Арбикон, ЭК ГНПБ им. К.Д. Ушинского, ИПС Google):
1. Абдалян И.П. Учимся читать русскую классику : пособие для изучающих рус. яз. как иностр. : А.П. Чехов : Рассказы ; А.С. Пушкин : Повести Белкина / И.П. Абдалян, С.И. Юшманова. – М. : Кладезь-Букс, 2001. – 159 с. : ил.
2. Воробьева Г.В. Русский язык в иноязычной аудитории : особенности работы с различными национальными контингентами / Г.В. Воробьева, Е.А. Птицына, Е.В. Хрипунова // Изв. Волгоградского гос. техн. ун-та. – 2010. – Т. 8, № 7. – С. 56-58 ; Доступ после регистрации (открыть ссылку)
3. Зубкова Т.А. Методика РКИ (русский язык как иностранный) при работе с текстом на уроках русского языка в общеобразовательной школе // Современные образовательные технологии и методики: актуальные вопросы теории и практики : 1 Междунар. науч.-практ. Интернет-конф. (г. Чехов, Моск. обл., 07. 05. 2012) : сб. материалов конф. / Центр образоват. и науч. консалтинга. – Чехов : ЦОиНК : Студия Полиграфии, 2012. – С. 88-92
4. Крюкова Г.А. Формирование умений лингвострановедческого анализа произведений русской художественной литературы у иностранных учащихся-филологов : (на материале прозы М. Ю. Лермонтова) : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Крюкова Г.А. ; Ставроп. гос. ун-т. – Ставрополь, 1996. – 20 с.
5. Петрова С.М. Роль инновационной технологии анализа художественного произведения в системе изучения русского языка как иностранного (на материале Республики Саха (Якутия) [Электронный ресурс] // Современные исследования социальных проблем : электрон. науч. журн. – 2012. – № 8(16). – URL: http://sisp.nkras.ru/e-ru/issues/2012/8/petrova.pdf (12.11.2013).
6. Теремова Р.М. Русский язык как иностранный в Герценовском университете : из прошлого – в будущее / Р.М. Теремова, В.В. Артамонова // Вестн. Герценовского ун-та. – 2007. – № 8. – C. 55-60 ; То же [Электронный ресурс]. – URL: hhttp://cyberleninka.ru/article/n/russkiy-yazyk-kak-inostrannyy-v-gertsenovskom-universitete-iz-proshlogo-v-buduschee (12.11.2013).
Источники для самостоятельного поиска литературы см. в тематическом посте блога «Библиограф +» (открыть ссылку).
Вопрос . Здравствуйте! Нужна вся доступная информация по вопросу преподавания русского языка как неродного в российских школах (+ проблема сдачи ЕГЭ по русскому школьниками, для которых русский язык неродной. Большое спасибо!
Ответ [2012-05-31 20:51:25] :
Здравствуйте. Предлагаем небольшой список литературы для начала работы над темой (источники – ЭК ГНПБ им. К.Д. Ушинского, ИПС Google):
1. Алхасов Я.К. Научные основы системы контроля речевых навыков учащихся на русском языке (на материале 1-2 классов национальной школы) : автореф. дис. … канд. пед. наук / Алхасов Я.К. – М., 1989. – 17 с.
2. Балыхина Т.М. Методика преподавания русского языка как неродного (нового) : учеб. пособие для преподавателей и студентов / Т.М. Балыхина. – М. : Изд-во Рос. ун-та дружбы народов, 2007. – 185 с. ; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://www.mgu-russian.com/RKI_detyam_Balyhina.pdf (31.05.2012).
3. Богданова Н.В. Начальное обучение русскому языку в 1 классе школ с полиэтническим составом учащихся : устный вводный курс тема : дис. … канд. пед. наук / Богданова Надежда Викторовна. – М., 2005. – 216 с. ; Оглавление; Введение; Список лит. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.dissercat.com/content/nachalnoe-obuchenie-russkomu-yazyku-v-1-klasse-shkol-s-polietnicheskim-sostavom-uchashchikhs (31.05.2012).
4. Брызгалова С.М. Мониторинг в системе обучения русскому языку как неродному : на материале школ Республики Саха (Якутия) : дис. … канд. пед. наук / Брызгалова Саргылана Матвеевна. – М., 2004. – 147 с. ; Оглавление; Введение; Список лит. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.dissercat.com/content/monitoring-v-sisteme-obucheniya-russkomu-yazyku-kak-nerodnomu-na-materiale-shkol-respubliki- (31.05.2012).
5. Джафарова З.А. Организация межличностного общения при обучении русскому языку как неродному // Рус. яз. и лит. в азерб. шк. – Баку, 1991. – № 11/12. – С. 26-31.
6. Зайцева О.Н. Общеучебные техники информационной обработки текста при подготовке учащихся к ГИА и ЕГЭ : (метод. рекомендации для работы в полиэтнических классах) // Русский язык в полиэтнических классах : сб. материалов Круглого стола, 11 дек. 2009 г. : [метод. рекомендации] / Департамент образования г. Москвы, Моск. ин-т открытого образования, Каф. филол. образования ; [сост. Л. Н. Дмитриевская]. – М. : МИОО, 2010 (2009). – С. 44-59.
7. Салова З.В. Обучение русскому языку как неродному [Электронный ресурс] // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» / Изд. дом «Первое сентября». – М., 2012. – URL: http://festival.1september.ru/articles/518211/ (31.05.2012).
8. Солтонбаева М.Ч. Подготовка к восприятию учебного материала [Электронный ресурс] // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» / Изд. дом «Первое сентября». – М., 2012. – URL: http://festival.1september.ru/articles/510961/ (31.05.2012).
9. Сулейманов Р. Этнолингвистический конфликт в Татарстане: проблема русского языка в региональной системе образования [Электронный ресурс] // Агентство Политических Новостей : сайт. – [Б.м.], 1999-2012. – URL: http://www.apn.ru/publications/article26389.htm (31.05.2012).
10. Уракова Ф.К. Системное развитие русской связной речи учащихся 5-9 классов адыгейской национальной школы : дис. … д-ра пед. наук / Уракова Фатима Каплановна. – Майкоп, 2010. – 420 с. ; Оглавление; Введение; Список лит. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.dissercat.com/content/sistemnoe-razvitie-russkoi-svyaznoi-rechi-uchashchikhsya-5-9-klassov-adygeiskoi-natsionalnoi (31.05.2012).
См. также следующий ресурс:
Русский язык как неродной: методика и ресурсы : портал для учителей и преподавателей русского языка по преподаванию русского языка как неродного (открыть ссылку).
Источники для самостоятельного поиска литературы см. в тематическом посте блога «Библиограф +» (открыть ссылку).