Здравствуйте. Для предоставления однозначного ответа на Ваш второй вопрос необходимы чтение и детальное изучение публикаций по педагогическому эксперименту. Первоначальный поиск в доступных ресурсах выявил следующую информацию: вертикальный эксперимент – эксперимент, в рамках которого данные одних и тех же испытуемых сравнивались в различных временных точках. Авторы, использующие в своих исследованиях данный вид эксперимента, ссылаются на ученых: профессора З.М. Цветкову (Гайлит М.В. Совершенствование обучения диалогическому общению студентов в целях развития умений неподготовленной речи: На материале II курса немецких отделений языкового факультета : дис. ... канд. пед. наук / Гайлит М.В. – 2001. – 164 с. (
открыть ссылку) и П.Б. Гурвича (Овсянников А.О. Результаты опытно-экспериментальной проверки эффективности технологии обучения информативному чтению на втором иностранном языке, построенной на основе когнтивно-компенсаторного подхода // Евразийский Союз Ученых. – 2019. – № 10. – С. 32-36 (
открыть ссылку).
По первому вопросу требуются уточнения, т.к. примеров описания результатов педагогических экспериментов в открытом доступе существует достаточное количество, выявить которые Вы можете самостоятельно, воспользовавшись любой поисковой системой.