Виртуальная справочная служба (Российская национальная библиотека)
Организатор проекта - Российская национальная библиотека
ВИРТУАЛЬНАЯ СПРАВОЧНАЯ СЛУЖБА "СПРОСИ БИБЛИОГРАФА"
сегодня задано 0 из 23 возможных || в базе запросов: 56192

Просмотр запроса №56112

Добрый день!

Прошу помочь найти научные публикации и исследования, посвящённые психолого-педагогическому сопровождению семей детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), инвалидностью и особенностями развития. Особенно интересует информация о происхождении и развитии этого понятия: когда и как зародилась идея оказания специализированной помощи таким семьям, какие исторические этапы и теоретические основы легли в её основу. Также буду признателен(на) за материалы, освещающие эволюцию подходов к поддержке семей с особенными детьми, а также современные практики и методики в данной области.

Заранее благодарю!
Ответ [2025-07-28 22:50:20] :
Здравствуйте. Предлагаем Вам следующие материалы, которые удалось выявить в рамках Виртуальной службы, в т.ч. более общего характера (источники: ЭК РНБ, ЭК РГБ, ЭК биб-ки им. К. Д. Ушинского, КиберЛенинка, Elibrary, ИПС Яндекс, ИПС GoogleАкадемия):
1. Бажукова О.А. Проблема оказания социально-психологической помощи семьям детей с ограниченными возможностями развития в разные исторические эпохи / О. А. Бажукова, Н. Р. Раджабова // Студенческий научный форум : материалы VI Междунар. студенч. науч. конф. – Москва, 2014. – 5 с. – Электронная копия доступна на сайте конференции. URL: https://scienceforum.ru/2014/article/2014003889?ysclid=mdm3cvvu5c862434132 (дата обращения: 28.07.2025).
2. Жимаева Е.М. Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в общество: исторический опыт России и зарубежных стран // Сервис plus. – 2014. – Т. 8, № 3. – С. 4-10. – Электронная копия доступна на сайте КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/integratsiya-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-v-obschestvo-istoricheskiy-opyt-rossii-i-zarubezhnyh-stran (дата обращения: 28.07.2025).
3. Игошина И.А. История развития социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья // StudArctic forum : электрон. журн. – № 4 (20). – 2020. – С. 52-63. – URL: https://saf.petrsu.ru/journal/article.php?id=5461 (дата обращения: 28.07.2025).
4. Малофеев H.H. История становления и развития национальных систем специального образования (социокультурный контекст) // Специальная педагогика : учеб. пособие / под ред. Н. М. Назаровой. – Москва : Academia, 2001. – С. 87—120.
5. Медведева Е.А. Системно-историческая ретроспектива социального статуса семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья / Е. А. Медведева, Ю. Н. Данилова // Системная психология и социология. – 2022. – № 4 (44). – С. 81-94. – Электронная копия доступна на сайте КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistemno-istoricheskaya-retrospektiva-sotsialnogo-statusa-semi-rebenka-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya (дата обращения: 28.07.2025).
6. Наумов А.А. История и философия специальной педагогики и психологии : курс лекций для магистрантов / А. А. Наумов. – Пермь : Пермский гос. гуманитарно-пед. ун-т, 2014. – 100 c.
7. Ратнер Ф.Л. История становления и развития инклюзивного образования: международный опыт / Ф. Л. Ратнер, Н. Г. Сигал // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2012. – № 12/2 (26). – С. 162-167. – Электронная копия доступна на сайте изд-ва Грамота. URL: https://www.gramota.net/article/hss20122438/fulltext (дата обращения: 28.07.2025).
8. Семернина М.В. История, принципы и современные проблемы семейно-центрированного подхода в медицинском, психологическом и педагогическом сопровождении семей с детьми с ОВЗ: опыт США // Педагогическая реальность: системность, событийность, сотрудничество : материалы Всерос. науч.-практ. конф., включенной в программу Всерос. форума. – Воронеж, 2020. – С. 354-357. – Электронная копия доступна на сайте Elibrary. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43171647 (дата обращения: 28.07.2025). – Доступ после регистрации.
9. Харченко Н.Л. Основные этапы становления образования лиц с ОВЗ // Наука о человеке: гуманитарные исследования. – 2020. – № 2. – С. 108-112. – Электронная копия доступна на сайте КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-etapy-stanovleniya-obrazovaniya-lits-s-ovz (дата обращения: 28.07.2025).
Оценка ответа:
оценки отсутствуют

Оцените ответ:
Ваши комментарии для библиографа:



Введите текст на картинке: