Просмотр запроса №22265
Здравствуйте!
Порекомендуйте пожалуйста список литературы для изучения вопроса типологизации и категоризации лексики, подходов к обучению лексике.
Спасибо!
Порекомендуйте пожалуйста список литературы для изучения вопроса типологизации и категоризации лексики, подходов к обучению лексике.
Спасибо!
Ответ
[2013-11-30 21:33:10] :
Здравствуйте. Предлагаем следующую литературу для начала работы над темой (источники – БД по языкознанию ИНИОН РАН, E-library, ЭК ГНПБ им. К.Д. Ушинского, ИПС Google):
1. Ахмедова Д.Т. Методическая типология лексики французского языка: (на материале интерн. слов) // Оптимизация обучения иностранному языку в педагогическом вузе. – Ташкент, 1988. – С. 65-75.
2. Бабенко Л.Г. Общее и специфическое в процедурах категоризации и классификации лексики разной семантико-грамматической природы // Когнитивные исследования языка. – М. ; Тамбов, 2010. – Вып. 7. – Типы категорий в языке. – С. 69-77.
3. Бердыева Т. Типология лексики при преподавании арабского языка на старших курсах / Т. Бердыева ; Тадж.гос.ун-т. – Душанбе, 1986. – 6 с.
4. Бондарчук Г.Г.Проблемы языковой категоризации: (Лингвистический анализ названий одежды за последние 50 лет) // Когнитивные аспекты языковой категоризации : сб. науч. тр. – Рязань, 2000. – C. 51-56.
5. Виноградова, И.Ф. Лингвистическая теория и практика обучения лексике // Вестн. Харьк. ун-та = Висн. Харк. ун-ту. – Харьков, 1988. – № 324. – С. 9-10.
6. Воробьев В.В. Тематическая лексика в практике обучения русскому языку иностранцев// Лингвистические и методические проблемы преподавания русского языка как неродного. – М., 1989. – С. 15-24.
7. Гольдберг В.Б. Типологизация лексических категорий на базе парадигматических связий // С любовью к языку. – Воронеж, 2002. – С. 141-151.
8. Гуртуева Э.М. Учебная лексикография и обучение лексике // Рус. яз. в нац. шк. – М., 1986. – № 4. – С. 63-64
9. Дроздова Т.В. О когнитивно-функциональных основаниях категоризации лексических единиц // Когнитивные исследования языка. – М. ; Тамбов, 2010. – Вып. 7. – Типы категорий в языке. – С. 171-180.
Аннотация : На материале терминологической лексики.
10. Зорина Ю.В. Семантическая категоризация англоязычных терминов безопасности жизнедеятельности // Вестн. ИГЛУ. – 2012. – № 17. – С.40-46 ; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://cyberleninka.ru/article/n/semanticheskaya-kategorizatsiya-angloyazychnyh-terminov-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti (29.11.2013).
11. Осипова М.А. Трудности категоризации: общественно-политический лексикон // Wspolczesna komunikacja jezykowa. – W-wa, 2008. – С. 195-212
12. Рознюк В.К. Ассоциативные функционально-тематические поля и их роль в обучениилексике // Общественно-политический и научный текст как предмет обучения иностранным языкам. – М., 1987. – С. 145-158.
13. Стернин И.А. Коммуникативный подход к слову и обучение лексике // Языковая системность при коммуникативном обучении. – М., 1988. – С. 103-109.
14. Сысоев П.В. Типологизация лингвокультуроведческих единиц : поликультурный подход (на материале культуроведения США) / П.В. Сысоев, М.Н. Евстигнеев // Пед. журнал Башкортостана. – 2008. – № 5. – С. 30-41 ; Доступ после регистрации (открыть ссылку)
15. Фархутдинова Н.В. О понимании категоризации лексических единиц в современной лингвистике // Слово в системе и тексте. – Минск, 1991. – Рукопись деп. в ИНИОН РАН N 45978 от 22.01.92. – С. 195-222. – Библиогр.: с. 221-222
16. Черникова Н.В. Уровни лексической категоризации : (на примере актуализированной лексики) // Актуальные проблемы социогуманитарного знания. – М., 2003. – Вып. 23. – С. 207-216.
17. Черняева А.В. Особенности функциональной категоризации глаголов, выражающих сущностное изменение // Изв. Рос. гос. пед. ун-та. – СПб., 2007. – № 15. – С. 219-222 ; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://lib.herzen.spb.ru/text/chernyayeva_15_39_219_222.pdf (29.11.2013).
18. Шаховский В.И. Категоризация эмоций в лексико-семантической системе языка / В.И. Шаховский. – М. : ЛКИ, 2008. – 2-е изд., испр. и доп. – 206 с.
Рекомендации для самостоятельного поиска литературы см. в посте блога "Библиограф+" (открыть ссылку).
1. Ахмедова Д.Т. Методическая типология лексики французского языка: (на материале интерн. слов) // Оптимизация обучения иностранному языку в педагогическом вузе. – Ташкент, 1988. – С. 65-75.
2. Бабенко Л.Г. Общее и специфическое в процедурах категоризации и классификации лексики разной семантико-грамматической природы // Когнитивные исследования языка. – М. ; Тамбов, 2010. – Вып. 7. – Типы категорий в языке. – С. 69-77.
3. Бердыева Т. Типология лексики при преподавании арабского языка на старших курсах / Т. Бердыева ; Тадж.гос.ун-т. – Душанбе, 1986. – 6 с.
4. Бондарчук Г.Г.Проблемы языковой категоризации: (Лингвистический анализ названий одежды за последние 50 лет) // Когнитивные аспекты языковой категоризации : сб. науч. тр. – Рязань, 2000. – C. 51-56.
5. Виноградова, И.Ф. Лингвистическая теория и практика обучения лексике // Вестн. Харьк. ун-та = Висн. Харк. ун-ту. – Харьков, 1988. – № 324. – С. 9-10.
6. Воробьев В.В. Тематическая лексика в практике обучения русскому языку иностранцев// Лингвистические и методические проблемы преподавания русского языка как неродного. – М., 1989. – С. 15-24.
7. Гольдберг В.Б. Типологизация лексических категорий на базе парадигматических связий // С любовью к языку. – Воронеж, 2002. – С. 141-151.
8. Гуртуева Э.М. Учебная лексикография и обучение лексике // Рус. яз. в нац. шк. – М., 1986. – № 4. – С. 63-64
9. Дроздова Т.В. О когнитивно-функциональных основаниях категоризации лексических единиц // Когнитивные исследования языка. – М. ; Тамбов, 2010. – Вып. 7. – Типы категорий в языке. – С. 171-180.
Аннотация : На материале терминологической лексики.
10. Зорина Ю.В. Семантическая категоризация англоязычных терминов безопасности жизнедеятельности // Вестн. ИГЛУ. – 2012. – № 17. – С.40-46 ; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://cyberleninka.ru/article/n/semanticheskaya-kategorizatsiya-angloyazychnyh-terminov-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti (29.11.2013).
11. Осипова М.А. Трудности категоризации: общественно-политический лексикон // Wspolczesna komunikacja jezykowa. – W-wa, 2008. – С. 195-212
12. Рознюк В.К. Ассоциативные функционально-тематические поля и их роль в обучениилексике // Общественно-политический и научный текст как предмет обучения иностранным языкам. – М., 1987. – С. 145-158.
13. Стернин И.А. Коммуникативный подход к слову и обучение лексике // Языковая системность при коммуникативном обучении. – М., 1988. – С. 103-109.
14. Сысоев П.В. Типологизация лингвокультуроведческих единиц : поликультурный подход (на материале культуроведения США) / П.В. Сысоев, М.Н. Евстигнеев // Пед. журнал Башкортостана. – 2008. – № 5. – С. 30-41 ; Доступ после регистрации (открыть ссылку)
15. Фархутдинова Н.В. О понимании категоризации лексических единиц в современной лингвистике // Слово в системе и тексте. – Минск, 1991. – Рукопись деп. в ИНИОН РАН N 45978 от 22.01.92. – С. 195-222. – Библиогр.: с. 221-222
16. Черникова Н.В. Уровни лексической категоризации : (на примере актуализированной лексики) // Актуальные проблемы социогуманитарного знания. – М., 2003. – Вып. 23. – С. 207-216.
17. Черняева А.В. Особенности функциональной категоризации глаголов, выражающих сущностное изменение // Изв. Рос. гос. пед. ун-та. – СПб., 2007. – № 15. – С. 219-222 ; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://lib.herzen.spb.ru/text/chernyayeva_15_39_219_222.pdf (29.11.2013).
18. Шаховский В.И. Категоризация эмоций в лексико-семантической системе языка / В.И. Шаховский. – М. : ЛКИ, 2008. – 2-е изд., испр. и доп. – 206 с.
Рекомендации для самостоятельного поиска литературы см. в посте блога "Библиограф+" (открыть ссылку).