Просмотр запроса №21902
Здравствуйте, не могли бы Вы посоветовать литературу для моего диплома по теме: "Коммуникация лиц с ограниченными возможностями в пространстве художественного музея".
Если более узко,то это организация работы между зрячими и незрячими посетителями посредством визуального искусства.
Спасибо
Если более узко,то это организация работы между зрячими и незрячими посетителями посредством визуального искусства.
Спасибо
Ответ
[2013-10-25 19:30:09] :
Здравствуйте. Предлагаем следующую литературу для работы над Вашей темой (источники – БД Информкультура, E-library, ИПС Google):
1. Бруштейн И.О. Главный экспонат ― темнота // Дефектология. – 2012. – № 2. – С. 76-81.
2. Ваньшин С.Н. Музейная среда с барьерами и без // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2011. – № 8. – С. 31-32.
3. Ваньшина О.П. Инвалиды по зрению в музее // Реабилитация инвалидов по зрению во Всероссийском обществе слепых: проблемы и перспективы : материалы науч.-практ. конф. (12-13 нояб. 2002; Москва) / отв. ред. Абрамова Л.П. – СПб., 2003. – С. 17-19.
4. Келлер Е. Искусство осязать // Мир музея. – 1995. – № 5. – С. 65 – 66.
Аннотация: К проблеме взаимодействия музеев с незрячими посетителями, которая в нашей стране почти не поднималась. Опыт решения данной проблемы в зарубежных музеях (выдача слепым посетителям одноразовых перчаток из тонкого полиэтилена или латекса, предохраняющих произведения искусства от нежелательного воздействия и не мешающих незрячему воспринимать особенности формы и фактуры музейного предмета; создание специализированных музеев, рассчитанных на ознакомление с экспонатами при помощи осязания). Рассматриваются достоинства таких специальных музеев для слепых и возможность их создания в России. Л.С.
5. Клюкина А.И. Государственный дарвиновский музей – музей для всех // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2011. – № 8. – С. 62-63.
Опыт работы Государственного Дарвиновского музея с незрячими и слабовидящими посетителями, оказания им помощи в восприятии экспонатов. Разработка музеем специального маршрута для слепых, включающего ознакомление с бюстами выдающихся ученых, другими скульптурными изображениями, а также чучелами животных для тактильного обследования, сопровождающегося звукорядом (голосами птиц, зверей и "картин" природы). Решение задачи работы с незрячими посетителями в зарубежных музеях.
6. Медведева Е. "Нехорошая квартира" опять пошаливает // Музей. – 2011. – № 1. – С. 48-51.
Аннотация: Описание проекта "Пятое измерение", реализуемого благодаря гранту Фонда В. Потанина сотрудниками Гос. музея М.А. Булгакова в Москве совместно с композитором В. Каллистовым – создание для незрячих посетителей аудио-пространства в музейных залах.
7. Методические рекомендации по проведению в музеях социокультурной реабилитации инвалидов различных категорий [Электронный ресурс] // BestPravo.ru : информ.-правовой портал. – [Б.м.], 2007-2013. – URL: http://www.bestpravo.ru/moskva/oy-dokumenty/b3n.htm (25.10.2013).
8. Музей и особые дети : тез. докл. науч.-практ. конф. / Гос. Эрмитаж ; науч. ред.: Куреева И.А., Шостак Л.Я. – СПб., 1998. – 36 с.
Аннотация: Художественный музей как среда гуманистического воспитания особых (больных) детей и влияние искусства на их здоровье. Опыт работы Гос. Эрмитажа с детьми дошкольного и школьного возраста с нарушениями слуха и речи, с задержкой психического развития и мыслительной деятельности, незрячими детьми.
9. Музей и посетители с ограниченными возможностями // Мир музея. – 2009. – № 11. – С. 8-14; 30-38; 44-78 : ил.
Аннотация: Разработка музеями России специальных программ по обслуживанию посетителей с ограниченными физическими возможностями, организация выставок, экскурсий и занятий: с инвалидами-колясочниками в Третьяковской галерее (А. Леонтьев) и Дарвиновском музее в Москве (Д. Нарбут); с незрячими и слабовидящими детьми и взрослыми (в тактильной форме, посредством макетов архитектурных памятников) в Удмуртском музее изобразительных искусств (В. Гартиг), Калининградском историко-художественном музее (О. Ган), Самарском историко-краеведческом музее им. П.В. Алабина (И. Тимашева), Литературно-мемориальном музее А.М. Горького в Казани (М. Гаврилова), Историко-культурном музее-заповеднике "Иднакар" в Ижевске (А. Кириллов), Пущинском музее экологии и краеведения (Т. Кубасова); с детьми с ограниченными интеллектуальными возможностями – в Сургутском краеведческоммузее (Т. Жданова), с пожилыми людьми с рассеянным склерозом – в Музее городского быта "Симбирск конца XIX-начала XX века" (О. Туркина). Опыт реализации образовательных программ совместного обучения здоровых и больных детей в Русском музее фотографии в Нижнем Новгороде (А. Тарасов) и Археологическом музее-заповеднике "Танаис" (М. Макарова).
10. Музей, поделившийся зрением // Мир музея. – 2005. – № 11. – С. 39.
Аннотация: Разработка нового проекта работы с незрячими и слабовидящими посетителями в Новосибирском государственном краеведческом музее – организация экскурсий и творческого семинара "От незримого образа к воплощенному символу", где основными средствами аудио-тактильного восприятия выступят трехмерные модели экспонатов; информационные материалы в аудио-, рельефно-графическом, рельефно-точечном и крупно-шрифтовом форматах; оснащение музейных помещений аппаратурой, обеспечивающей самостоятельное безопасное перемещение при знакомстве с экспозициями.
11. Салахов Р.Ф. Эстетическое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в системе «ЦБС – ДШИ» // Соврем. проблемы науки и образования. – 2013. – № 4. – С. 190-190 ; Доступ после регистрации (открыть ссылку)
12. Стефанов С. В музей пришел незрячий экскурсант // Музей. – 2010. – № 5. – С. 52-55. Аннотация: Технологии, способные облегчить работу музеев с незрячими и слабовидящими посетителями. Привлечен опыт создания аудиотекстов и аудиоэкскурсий в Музее Великой Отечественной войны и Музее С. Есенина (Москва).
13. Тимашева И. Руками трогать – обязательно! // Мир музея. – 2002. – № 5. – С. 2 – 5: ил.
Аннотация: Проблема обеспечения максимальной доступности к музейным экспонатам людей с ограниченными физическими возможностями и ее решение в Самарском областном историко-краеведческом музее им. П.В. Алабина. Разработка музеем концепции выставки "Руками трогать – обязательно!", предназначенной для незрячих и слабовидящих детей, знакомящая с макетами типов жилища различных народов мира от сооружений древнего человека до "дома будущего".
Являясь жителем Петербурга, Вы можете обратиться за дополнительной информацией к библиографам РНБ.
1. Бруштейн И.О. Главный экспонат ― темнота // Дефектология. – 2012. – № 2. – С. 76-81.
2. Ваньшин С.Н. Музейная среда с барьерами и без // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2011. – № 8. – С. 31-32.
3. Ваньшина О.П. Инвалиды по зрению в музее // Реабилитация инвалидов по зрению во Всероссийском обществе слепых: проблемы и перспективы : материалы науч.-практ. конф. (12-13 нояб. 2002; Москва) / отв. ред. Абрамова Л.П. – СПб., 2003. – С. 17-19.
4. Келлер Е. Искусство осязать // Мир музея. – 1995. – № 5. – С. 65 – 66.
Аннотация: К проблеме взаимодействия музеев с незрячими посетителями, которая в нашей стране почти не поднималась. Опыт решения данной проблемы в зарубежных музеях (выдача слепым посетителям одноразовых перчаток из тонкого полиэтилена или латекса, предохраняющих произведения искусства от нежелательного воздействия и не мешающих незрячему воспринимать особенности формы и фактуры музейного предмета; создание специализированных музеев, рассчитанных на ознакомление с экспонатами при помощи осязания). Рассматриваются достоинства таких специальных музеев для слепых и возможность их создания в России. Л.С.
5. Клюкина А.И. Государственный дарвиновский музей – музей для всех // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2011. – № 8. – С. 62-63.
Опыт работы Государственного Дарвиновского музея с незрячими и слабовидящими посетителями, оказания им помощи в восприятии экспонатов. Разработка музеем специального маршрута для слепых, включающего ознакомление с бюстами выдающихся ученых, другими скульптурными изображениями, а также чучелами животных для тактильного обследования, сопровождающегося звукорядом (голосами птиц, зверей и "картин" природы). Решение задачи работы с незрячими посетителями в зарубежных музеях.
6. Медведева Е. "Нехорошая квартира" опять пошаливает // Музей. – 2011. – № 1. – С. 48-51.
Аннотация: Описание проекта "Пятое измерение", реализуемого благодаря гранту Фонда В. Потанина сотрудниками Гос. музея М.А. Булгакова в Москве совместно с композитором В. Каллистовым – создание для незрячих посетителей аудио-пространства в музейных залах.
7. Методические рекомендации по проведению в музеях социокультурной реабилитации инвалидов различных категорий [Электронный ресурс] // BestPravo.ru : информ.-правовой портал. – [Б.м.], 2007-2013. – URL: http://www.bestpravo.ru/moskva/oy-dokumenty/b3n.htm (25.10.2013).
8. Музей и особые дети : тез. докл. науч.-практ. конф. / Гос. Эрмитаж ; науч. ред.: Куреева И.А., Шостак Л.Я. – СПб., 1998. – 36 с.
Аннотация: Художественный музей как среда гуманистического воспитания особых (больных) детей и влияние искусства на их здоровье. Опыт работы Гос. Эрмитажа с детьми дошкольного и школьного возраста с нарушениями слуха и речи, с задержкой психического развития и мыслительной деятельности, незрячими детьми.
9. Музей и посетители с ограниченными возможностями // Мир музея. – 2009. – № 11. – С. 8-14; 30-38; 44-78 : ил.
Аннотация: Разработка музеями России специальных программ по обслуживанию посетителей с ограниченными физическими возможностями, организация выставок, экскурсий и занятий: с инвалидами-колясочниками в Третьяковской галерее (А. Леонтьев) и Дарвиновском музее в Москве (Д. Нарбут); с незрячими и слабовидящими детьми и взрослыми (в тактильной форме, посредством макетов архитектурных памятников) в Удмуртском музее изобразительных искусств (В. Гартиг), Калининградском историко-художественном музее (О. Ган), Самарском историко-краеведческом музее им. П.В. Алабина (И. Тимашева), Литературно-мемориальном музее А.М. Горького в Казани (М. Гаврилова), Историко-культурном музее-заповеднике "Иднакар" в Ижевске (А. Кириллов), Пущинском музее экологии и краеведения (Т. Кубасова); с детьми с ограниченными интеллектуальными возможностями – в Сургутском краеведческоммузее (Т. Жданова), с пожилыми людьми с рассеянным склерозом – в Музее городского быта "Симбирск конца XIX-начала XX века" (О. Туркина). Опыт реализации образовательных программ совместного обучения здоровых и больных детей в Русском музее фотографии в Нижнем Новгороде (А. Тарасов) и Археологическом музее-заповеднике "Танаис" (М. Макарова).
10. Музей, поделившийся зрением // Мир музея. – 2005. – № 11. – С. 39.
Аннотация: Разработка нового проекта работы с незрячими и слабовидящими посетителями в Новосибирском государственном краеведческом музее – организация экскурсий и творческого семинара "От незримого образа к воплощенному символу", где основными средствами аудио-тактильного восприятия выступят трехмерные модели экспонатов; информационные материалы в аудио-, рельефно-графическом, рельефно-точечном и крупно-шрифтовом форматах; оснащение музейных помещений аппаратурой, обеспечивающей самостоятельное безопасное перемещение при знакомстве с экспозициями.
11. Салахов Р.Ф. Эстетическое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в системе «ЦБС – ДШИ» // Соврем. проблемы науки и образования. – 2013. – № 4. – С. 190-190 ; Доступ после регистрации (открыть ссылку)
12. Стефанов С. В музей пришел незрячий экскурсант // Музей. – 2010. – № 5. – С. 52-55. Аннотация: Технологии, способные облегчить работу музеев с незрячими и слабовидящими посетителями. Привлечен опыт создания аудиотекстов и аудиоэкскурсий в Музее Великой Отечественной войны и Музее С. Есенина (Москва).
13. Тимашева И. Руками трогать – обязательно! // Мир музея. – 2002. – № 5. – С. 2 – 5: ил.
Аннотация: Проблема обеспечения максимальной доступности к музейным экспонатам людей с ограниченными физическими возможностями и ее решение в Самарском областном историко-краеведческом музее им. П.В. Алабина. Разработка музеем концепции выставки "Руками трогать – обязательно!", предназначенной для незрячих и слабовидящих детей, знакомящая с макетами типов жилища различных народов мира от сооружений древнего человека до "дома будущего".
Являясь жителем Петербурга, Вы можете обратиться за дополнительной информацией к библиографам РНБ.