Виртуальная справочная служба (Российская национальная библиотека)
Организатор проекта - Российская национальная библиотека
ВИРТУАЛЬНАЯ СПРАВОЧНАЯ СЛУЖБА "СПРОСИ БИБЛИОГРАФА"
сегодня задано 0 из 24 возможных || в базе запросов: 52160

Каталог выполненных запросов

Организация музейной работы

Всего записей: 133
Вопрос . Здравствуйте! Помогите, пожалуйста, найти материалы по теме "Сельские музеи в России: место, функции, перспективы развития в системе культурной коммуникации". Особенно важная часть вопроса - про функции. Спасибо!
Ответ [2013-12-25 21:32:32] :
Здравствуйте. См. ответы на запросы №№ 18644 и 22305 в Архиве выполненных запросов. Предлагаем также следующую литературу для работы над темой (источники – БД Информкультура, E-library, ИПС Google):
1. Егорова Е.В. Музейная деятельность сельских библиотек Удмуртской Республики // Девятые Павленковские чтения. Современные сельские библиотеки в контексте социально-экономических реформ : материалы Всерос. науч. конф. (Киров, 11-13 мая 2011 г.) / Киров. гос. универс. обл. науч. б-ка им. А.И. Герцена, Рос. межрегион. обществ. орг. Клуба ЮНЕСКО "Содружество павленковских библиотек". – Киров : О-Краткое, 2011. – С. 85-89. – (Конференции, симпозиумы, чтения).
2. Иванова Т. Роль сельской библиотеки-музея в создании культурной среды (1900-е годы) / Т. Иванова, А. Молодцова // Библиотека в контексте истории : материалы междунар. науч. конф. : [5; Москва, 21-23 окт. 2003 г.] / Рос. гос. б-ка ; сост. Дворкина М. – М. : Пашков Дом, 2003. – С. 109-112.
3. Кимеев В.М. Этнокультурные функции экомузея // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 2. – 2008. – Вып. 4, ч. 1. – С. 222-235.
4. Лисовская, О.С. Сельские музеи // Социально-экономическое и культурное развитие России : сб. ст. Второй Межрегион. науч.-практ. конф. с междунар. участием (23 мая 2008 ; Тара). – Омск : КАН, 2008. – С. 26-28.
Аннотация: Формирование сети сельских музеев в Тарском районе Омской области в 1990-2000-е гг. Музеи истории родного края, школьные музеи в селах Атирка, Самсоново, Екатерининское, в экспозициях которых отражены события Великой Отечественной войны, играют важную роль в общественной жизни сел и сохранении связи между поколениями.
5. Митыпова Е.С. Особенности культурных потребностей в области музейного дела среди сельского населения на современном этапе // Проблемы удовлетворения социально-культурных потребностей и интересов населения республики Бурятия : материалы респ. науч.-практ. конф. – Улан-Удэ : Изд-во БНЦ СО РАН, 2005. – С. 67-70.
6. Музеология, музеи в меняющемся мире : сб. материалов междунар. симп. / Барнаул. гос. пед. ун-т. – Барнаул : БГПУ, 2008. – 176 с. – (ICOFOM study ser.). – Из содерж.: [Алтайский гос. краеведческий музей] ; Этнографические коллекции сельских музеев : состояние, проблемы и возможности комплектования / Н.С. Грибанова. – С. 49-51.
Аннотация: Восточные коллекции в Омском гос. историко-краеведческом музее Экспонаты федерального значения в провинциальном музее : [Алтайский гос. краеведческий музей] Этнографические коллекции сельских музеев : состояние, проблемы и возможности комплектования.
7. Реутова В.В. По велению души : (Опыт краеведческой деятельности сельского музея по сохранению и возрождению духовных и трудовых традиций) // Интеграционные подходы к организации краеведческой работы в образовательных учреждениях : материалы Междунар. науч.-метод. конф. (12-13 марта 2009, Рязань). – Рязань : Ряз. гос. ун-т им. С.А. Есенина, 2009. – С. 210-213.
8. Русаков Л.Ф. Музей, согревающий душу // Музей и нематериальное культурное наследие : сб. тр. / АПРИКТ. Творч. лаб. "Музейная педагогика" каф. музейного дела ; сост. и отв. ред. Коссова И.М. – М. : ИКАР, 2005. – Вып. 6. – С. 70-75.
Аннотация: Сельский музей как многофункциональный историко-культурный объект, в котором жители села видят себя, свою историю и "малую родину". Основу экспозиции, наряду с музейными предметами, составляют результаты научно-поисковой работы по выявлению и фиксированию памятников нематериальной культуры – песен, танцев, ритуалов, мифов, традиций, обрядов, праздников, ремесел, музыки, говоров, языка конкретной территории. На примере Музея истории земледелия и быта крестьян села Коптелова (Алапаевский р-н Свердловской области) рассматриваются музейные программы "Было время, шумели свадьбы", "Живи, родник".
9. Русаков Л.Ф. Сельский музей как средство патриотического воспитания детей : дис. … канд. пед. наук / Русаков Леонид Федорович. – М., 2004. – 195 с. ; Оглавление; Введение; Список лит. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.dissercat.com/content/selskii-muzei-kak-sredstvo-patrioticheskogo-vospitaniya-detei (25.12.2013).
10. Саяпарова Е.В. Сельские музеи республики бурятия: история и современное состояние // Исторические, филос., полит. и юрид. науки, культурология и искусствоведение. Вопр. теории и практики. – 2012. – № 3-1. – С. 157-160 ; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://www.gramota.net/articles/issn_1997-292X_2012_3-1_42.pdf (25.12.2013).
11. Севан О.Г. "Живой музей" в реальной сельской среде // Обсерватория культуры / Рос. гос. б-ка. НИЦ Информкультура. – 2007. – № 3. – С. 68-71.
12. Севан О.Г. Музей в сельской среде // Музееведение. На пути к музею 21 века : cб. науч. тр. / НИИ культуры ; редкол.: Никишин Н.А. (отв. ред.) и др. – М., 1989. – С. 158-171.
Аннотация: Проблемы формирования сельской культурной среды на современном этапе. Взаимосвязь развития сельских музеев-скансенов и сохранения сельской культурной среды. На примере села Веркола Пинежского района Архангельской области анализируется концепция историко-культурного центра села с изменением функций существующего литературно-мемориального музея.
13. Сороколет О.Ю. Музей сельской школы как эффективное средство воспитания / О.Ю. Сороколет // Образование на селе : прошлое, настоящее, будущее : материалы 3-й межрегион. науч.-практ. конф. (нояб. 2008 ; Вологда) / сост. А.А. Огарков. – Вологда : МАН : Интеллект, 2009. – С. 128-131.
14. Федорова Е.С. Краеведческий музей Приозерной сельской библиотеки, Ленинградская область, Лужский район, поселок Приозерный // Музейная деятельность публичных библиотек : материалы Всерос. науч.-практ. конф., Санкт-Петербург, 30 июня-2 июля 2010 г. / сост. Т.В. Кузнецова ; Центр. гор. публ. б-ка им. В.В. Маяковского. – СПб. : УНОР и СВ ЦГПБ им. В. В. Маяковского, 2010. – С. 122-123.
Вопрос . Добрый День! Надеюсь на вашу помощь. Интересует тема работы зарубежных музеев с людьми с ограниченными возможностями, детьми- сиротами, престарелыми гражданами.
Ответ [2013-12-12 20:15:39] :
Здравствуйте. См. запросы №№ 21902 и 11970 в Архиве выполненных запросов. Предлагаем также следующую литературу для работы над Вашей темой (источники – БД Информкультура, E-library, ЭК РНБ, ИПС Google):
1. Молева Н. "Мет" и многие другие // Мир музея. – 1995. – № 4. – С. 65 – 70 : ил. Аннотация: Организация музейного дела в США, где музейный бизнес – наука и практика – не уступает по своей разработанности и методической обоснованности шоу-бизнесу. Здание музея и его пристройки, отличающиеся целесообразностью, оригинальностью и комфортностью (предусмотрены пандусы и лифты для инвалидных колясок, перила и места отдыха для пожилых посетителей). Издательская деятельность музея. Американские музеи как образовательно-просветительные учреждения.
2. Музейная педагогика как средство гражданского воспитания детей-сирот : учеб.-метод. пособие / [Т.К. Большакова и др.]. – Вологда : Легия, 2012. – 124 с. : табл.
3. Плеханова О.Е. Социально-культурная деятельность как средство реабилитации пожилых людей // Вестн. Волжского ун-та им. В.Н. Татищева. – 2012. – № 1[9]. – С. 176-182 ; Доступ после регистрации (открыть ссылку)
4. Фактограф. Музейные программы для взрослых // Музей. – 2008. – № 12. – С. 25, 69. Аннотация: Обзор зарубежных музейных программ для взрослых. Программы социальной адаптации для взрослых.
5. Якунина В.П. Подготовка студентов к работе с пожилыми людьми в музее / В.П. Якунина // Музей в современном образовательном пространстве (к 35-летию ОГИИК) : сб. науч. ст., докл. и тез. Третьих музейных чтений "Современные проблемы музееведения" (Орел, 16-17 мая 2007). – Орел : Орлов. гос. ин-т искусств и культуры, 2007. – Вып. 2. – С. 26-29.
6. Lewis P. Age concern // Museums j. – 2006. – N 7. – P. 16-17.
Аннотация: Осмысление материалов конференции Музейной ассоциации Великобритании "Пожилые люди и музеи". Констатация отсутствия в большинстве музеев специальных образовательных программ для пожилых людей или работы с пенсионерами лишь в рамках "мемуаров и устной истории". Примеры некоторых музеев, развивающих данную тематику и выигрывающих в посещаемости и популярности (Картинная галерея Далидж-колледжа в Лондоне, Саттон-хаус в Хакни, Галерея Фестсайт в Колчестере и др.).
7. Mulhearn D. Mersey memories // Museums journal. – 2002. – N 2. – P. 28-29.
Аннотация: Работа Национальных музеев и галерей Марсисайда с пожилыми жителями Ливерпуля по "собиранию истории города в человеческом измерении". Приглашаемым в музей группам пенсионеров музейный работник выдает так называемые "ящики воспоминаний" – набор вещей и фотографий из музейных фондов по определенной теме, они рассказывают, что связано с этими предметами (воспоминания фиксируются и остаются в музее). Проект важен для музея (в смысле включения новых артефактов в экспозицию и логики ее выстраивания) и для пожилых людей, чувствующих свою значимость и находящих новые связи с обществом.
8. Older Audiences and Museums [Electronic resource] // Australian museum : site. – Sydney, 2010. – URL: http://australianmuseum.net.au/Older-Audiences-and-Museums/
9. Prestwich P. Older and wiser // Museums journal. – 1995. – N 11. – P. 38-39. – Rec. ad op.: Sharing the wisdom of age: museums and older people / ed.: Titley J. – London, 1995. – 64 p.
Аннотация: Рецензия на книгу "Приобщаясь к мудрости пережитого: музеи и пожилые люди", содержащую материалы семинара, проходившего в октябре 1992 г. в Музее Виктории и Альберта в Лондоне и посвященного проблеме активизации деятельности музеев по привлечению аудитории пенсионного возраста, формам работы с людьми старше 55 лет (Великобритания).
10. Sharing the wisdom of age : Museums and older people / ed. Jane Titley. – London : Age Concern England, 1995. – 64 p.
11. Simpson A. Aged cultural care / A. Simpson, R. Davis, K. Hill // Museums Australia mag. – 2004. – Vol. 13, N 2. – P. 18-19.
Аннотация: Способы музеографической презентации и организации экспозиционного пространства, разработанные в Художественной галерее Университета Маккуэри (Сидней) для облегчения пожилым людям процесса осмотра коллекций.
12.Young L. Museums are for the middle-aged! // Museums Australia mag. – 2006. – Vol. 14, N 3. – P. 6-7.
Аннотация: Автор, преподаватель музееведения в Университете Дикин (Австралия) исследует просветительные программы музеев и приходит к выводу, что сторонний наблюдатель (например, марсианин) решил бы, что музеи – это учреждения только для детей. Обосновывается необходимость разработки и реализации в музеях разных профилей культурных и образовательных программ, акций, проектов, в т.ч. интерактивных, для людей среднего возраста и пожилых.
Подбор литературы по определенной тематике Вы можете заказать в Информационно-сервисном центре РНБ (открыть ссылку). Услуги предоставляются на платной основе.
Вопрос . Здравствуйте! Ищу литературу, посвященную музейным образовательным программам, комплексам и т.д.(В музеях Парижа) на французском и русском языках.Заранее благодарю!
Ответ [2013-11-13 16:33:50] :
Здравствуйте. Предлагаем небольшой список литературы по Вашей теме (источник – БД Информкультура):
1. Блаш Б. Дворец, объединяющий человека и науку // Museum. – 2001. – № 208. – С. 43-47. Аннотация: Дворец открытий в Париже как воплощение коммуникативно-просветительных задач научно-технических музеев. Формирование тематических групп экспонатов, описание оборудования, средств показа и образовательных программ.
2. Водорез Е.Л. Образовательная составляющая в деятельности научно-технического музея // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 6. – 2009. – Вып. 2. – С. 128-133.
Аннотация: Изучение образовательной традиции научно-технических музеев на основных этапах их становления и развития (основанного в 1799 г. в Париже Консерватория искусств и ремесел, в 1812 г. в Санкт-Петербурге – Железнодорожного музея при Институте Корпуса путей сообщения, в 1872 г. в Москве – Политехнического музея, в 1903 г. в Мюнхене – Немецкого музея науки и техники, в 1937 г. в Париже – Музея "Дворец открытий"). Особое место в исследовании занимает анализ современного состояния образовательной деятельности музеев науки и техники в свете коммуникационного подхода, разработанного Д.Ф. Камероном, Ю. Ромедером, В. Глузинским, Д. Портером, Р. Стронгом, М. Гнедовским. Приводятся примеры форм и методов организации образовательной работы в различных научно-технических музеях мира (Национальном музее науки и промышленности в Лондоне, Шведскомтехническом музее в Стокгольме, Музее истории железных дорог в Будапеште, Центральном музее Октябрьской железной дороги в Санкт-Петербурге, Норвежском техническом музее в Осло, Музее транспорта и техники в Берлине).
3. Куклинова И.А. Музей в культурной политике региона (на примере Франции) // Науки о культуре – шаг в XXI век : сб. материалов ежегод. конф.-семинара мол. ученых (23-24 дек. 2002; Москва) / Рос. ин-т культурологии. – М., 2003. – С. 152-156.
4. Молодежь и музеи // Museum (UNESCO). – 1989. – № 162. – С. 53-55.
Аннотация: Деятельность Французской федерации обществ друзей музеев по оказанию поддержки ассоциациям, уделяющим в своей работе внимание проблемам молодежи. В ноябре 1988 года по инициативе Школы Лувра – Школы наследия была организована встреча, посвященная вопросам культурно-воспитательной работе с молодежью, в которой приняли участие помимо музейных работников психологи и специалисты в области образования. Обсуждались программы, формы работы с подростками в музеях Франции и обществах друзей музеев.
5. Черненко В. Музейное пространство XXI века // Музей. – 2007. – № 6. – С. 33-38: ил.
Новый парижский Музей на набережной Бранли, открытый 26 июня 2006 г., как воплощение идеи музея XXI века. В музее, посвященном культурам и цивилизациям Африки, Азии, Океании и Америки и построенном на междисциплинарном подходе (пересечение антропологии, археологии, лингвистики, истории, искусствознания), соединены современная архитектура (Ж. Нувель), оригинальная экспозиция (Ж. Клеман) и высокотехнологичная инфраструктура. Рассчитанный на различные категории пользователей, музей задуман одновременно как публичный, исследовательский и образовательный центр, доступный как специалистам, так и самым широким слоям публики. Параллельно со строительством музея создавалась электронная версия его коллекций, электронный каталог артефактов, документов, иконотека, медиатека.
6. Bartosz A. Muzeum poczty w Paryzu // Kwart. historii kultury materialnej. – 2006. – N 2. – S. 262-265.
Аннотация: Музей почты в районе Монпарнас (Париж): история создания, комплектование фонда, экспозиционная и образовательная деятельность.
7. Blanc D. Au Musee du Quai Branly // Connaissance des arts. – 2006. – N 639. – P. 49-60.
Аннотация: Концептуальная модель деятельности нового Музея на набережной Бранли в Париже – французского варианта музея искусств и цивилизаций. Описание архитектуры музея, экспозиций. Образовательные программы.
8. Deux musees d'histoire contemporaine // Revue du Louvre. – 1994. – N 3. – P. 99. Аннотация: Открытие в Париже к 50-летию Освобождения двух новых музеев: Мемориала маршала Леклерка де Отклок и Освобождения (маршал – командующий бронетанковой дивизией при освобождении Парижа в 1944 г.) и Музея Жана Мулена (основатель и руководитель Национального совета Сопротивления Франции). Презентация экспозиций, документационные центры, образовательные программы музеев.
9. Le Berre S. De l'autre cote des vitrines // Lettre de l'OCIM. – 2003. – N 85. – P. 10-14.
Аннотация: Эволюция образовательной деятельности Музея естественной истории Нанта (Франция) на протяжении 30 лет. Главная задача музея – преодолеть пассивность, безразличие школьников (посещающих музей по обязанности, с классом) и непонимание самых маленьких – детей 3-6 лет. Разработка музейной службой образования методик работы посредников и аниматоров с детьми всех возрастных групп и способностей (включая ментально отстающих), основанных на разнообразных формах взаимодействия детей с экспозиционной средой и артефактами: игры, манипуляции (например, как погладить животное, не открывая витрины), разгадывания, "научная", "исследовательская" работа – как у взрослых. Создание наборов "педагогических карточек" для освоения детьми специфики вивариума, отделов остеологии, зоологии, палеонтологии. Формы сотрудничества музея со школьными учителями до и вовремя посещения школьными группами музея.
10. Lopitaux-Francon C. L'archeologie a la rencontre des jeunes publics et des visiteurs handicapes / C. Lopitaux-Francon, M. Nerpillat // Lettre de l'OCIM. – 2006. – N 103. – P. 4-11.
Аннотация: Приемы культурной коммуникации, направленные на обеспечение оптимальных условий для "встречи с археологией" молодежи и людей с ограниченными физическими возможностями. Опыт Музея исторической керамики в Лезу, центре керамического производства в галло-римский период (департамент Пюи-де-Дом, Франция). Разработка в музее специальной программы по актуализации археологического наследия – в целях образования местного населения и развития туризма в регионе.
11. Saurier D. Symboliques des lieux de memoire // Lettre de l'OCIM. – 2006. – N 106. – P. 27-33.
Аннотация: На основе изучения восприятия публикой двух мемориальных музеев (музей Мари Кюри в Париже и Музей Марселя Пруста в доме тетушки Леони в Комбре, где он проводил каникулы) автор показывает разницу между предпочтениями посетителей (на первое место ставящих антропологическую ценность экспозиций) и интерпретацией специалистов (отдающих приоритет образовательной ценности мемориальной среды). Приводится таблица, в которой зафиксировано отношение различных групп посетителей (школьники; эксперты; случайные посетители; почитатели) к фактору, оказавшему на них наибольшее воздействие при осмотре экспозиции (архитектурные качества музея; ценность среды; эмоциональная составляющая; музеографическая основа; чувство непосредственного общения с наследием; мемориальная ценность) – из опросов аудитории Музея Кюри.
Являясь жителем Петербурга, Вы можете обратиться за дополнительной информацией к библиографам РНБ.
Вопрос . Здравствуйте, не могли бы Вы посоветовать литературу для моего диплома по теме: "Коммуникация лиц с ограниченными возможностями в пространстве художественного музея".
Если более узко,то это организация работы между зрячими и незрячими посетителями посредством визуального искусства.
Спасибо
Ответ [2013-10-25 19:30:09] :
Здравствуйте. Предлагаем следующую литературу для работы над Вашей темой (источники – БД Информкультура, E-library, ИПС Google):
1. Бруштейн И.О. Главный экспонат ― темнота // Дефектология. – 2012. – № 2. – С. 76-81.
2. Ваньшин С.Н. Музейная среда с барьерами и без // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2011. – № 8. – С. 31-32.
3. Ваньшина О.П. Инвалиды по зрению в музее // Реабилитация инвалидов по зрению во Всероссийском обществе слепых: проблемы и перспективы : материалы науч.-практ. конф. (12-13 нояб. 2002; Москва) / отв. ред. Абрамова Л.П. – СПб., 2003. – С. 17-19.
4. Келлер Е. Искусство осязать // Мир музея. – 1995. – № 5. – С. 65 – 66.
Аннотация: К проблеме взаимодействия музеев с незрячими посетителями, которая в нашей стране почти не поднималась. Опыт решения данной проблемы в зарубежных музеях (выдача слепым посетителям одноразовых перчаток из тонкого полиэтилена или латекса, предохраняющих произведения искусства от нежелательного воздействия и не мешающих незрячему воспринимать особенности формы и фактуры музейного предмета; создание специализированных музеев, рассчитанных на ознакомление с экспонатами при помощи осязания). Рассматриваются достоинства таких специальных музеев для слепых и возможность их создания в России. Л.С.
5. Клюкина А.И. Государственный дарвиновский музей – музей для всех // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2011. – № 8. – С. 62-63.
Опыт работы Государственного Дарвиновского музея с незрячими и слабовидящими посетителями, оказания им помощи в восприятии экспонатов. Разработка музеем специального маршрута для слепых, включающего ознакомление с бюстами выдающихся ученых, другими скульптурными изображениями, а также чучелами животных для тактильного обследования, сопровождающегося звукорядом (голосами птиц, зверей и "картин" природы). Решение задачи работы с незрячими посетителями в зарубежных музеях.
6. Медведева Е. "Нехорошая квартира" опять пошаливает // Музей. – 2011. – № 1. – С. 48-51.
Аннотация: Описание проекта "Пятое измерение", реализуемого благодаря гранту Фонда В. Потанина сотрудниками Гос. музея М.А. Булгакова в Москве совместно с композитором В. Каллистовым – создание для незрячих посетителей аудио-пространства в музейных залах.
7. Методические рекомендации по проведению в музеях социокультурной реабилитации инвалидов различных категорий [Электронный ресурс] // BestPravo.ru : информ.-правовой портал. – [Б.м.], 2007-2013. – URL: http://www.bestpravo.ru/moskva/oy-dokumenty/b3n.htm (25.10.2013).
8. Музей и особые дети : тез. докл. науч.-практ. конф. / Гос. Эрмитаж ; науч. ред.: Куреева И.А., Шостак Л.Я. – СПб., 1998. – 36 с.
Аннотация: Художественный музей как среда гуманистического воспитания особых (больных) детей и влияние искусства на их здоровье. Опыт работы Гос. Эрмитажа с детьми дошкольного и школьного возраста с нарушениями слуха и речи, с задержкой психического развития и мыслительной деятельности, незрячими детьми.
9. Музей и посетители с ограниченными возможностями // Мир музея. – 2009. – № 11. – С. 8-14; 30-38; 44-78 : ил.
Аннотация: Разработка музеями России специальных программ по обслуживанию посетителей с ограниченными физическими возможностями, организация выставок, экскурсий и занятий: с инвалидами-колясочниками в Третьяковской галерее (А. Леонтьев) и Дарвиновском музее в Москве (Д. Нарбут); с незрячими и слабовидящими детьми и взрослыми (в тактильной форме, посредством макетов архитектурных памятников) в Удмуртском музее изобразительных искусств (В. Гартиг), Калининградском историко-художественном музее (О. Ган), Самарском историко-краеведческом музее им. П.В. Алабина (И. Тимашева), Литературно-мемориальном музее А.М. Горького в Казани (М. Гаврилова), Историко-культурном музее-заповеднике "Иднакар" в Ижевске (А. Кириллов), Пущинском музее экологии и краеведения (Т. Кубасова); с детьми с ограниченными интеллектуальными возможностями – в Сургутском краеведческоммузее (Т. Жданова), с пожилыми людьми с рассеянным склерозом – в Музее городского быта "Симбирск конца XIX-начала XX века" (О. Туркина). Опыт реализации образовательных программ совместного обучения здоровых и больных детей в Русском музее фотографии в Нижнем Новгороде (А. Тарасов) и Археологическом музее-заповеднике "Танаис" (М. Макарова).
10. Музей, поделившийся зрением // Мир музея. – 2005. – № 11. – С. 39.
Аннотация: Разработка нового проекта работы с незрячими и слабовидящими посетителями в Новосибирском государственном краеведческом музее – организация экскурсий и творческого семинара "От незримого образа к воплощенному символу", где основными средствами аудио-тактильного восприятия выступят трехмерные модели экспонатов; информационные материалы в аудио-, рельефно-графическом, рельефно-точечном и крупно-шрифтовом форматах; оснащение музейных помещений аппаратурой, обеспечивающей самостоятельное безопасное перемещение при знакомстве с экспозициями.
11. Салахов Р.Ф. Эстетическое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в системе «ЦБС – ДШИ» // Соврем. проблемы науки и образования. – 2013. – № 4. – С. 190-190 ; Доступ после регистрации (открыть ссылку)
12. Стефанов С. В музей пришел незрячий экскурсант // Музей. – 2010. – № 5. – С. 52-55. Аннотация: Технологии, способные облегчить работу музеев с незрячими и слабовидящими посетителями. Привлечен опыт создания аудиотекстов и аудиоэкскурсий в Музее Великой Отечественной войны и Музее С. Есенина (Москва).
13. Тимашева И. Руками трогать – обязательно! // Мир музея. – 2002. – № 5. – С. 2 – 5: ил.
Аннотация: Проблема обеспечения максимальной доступности к музейным экспонатам людей с ограниченными физическими возможностями и ее решение в Самарском областном историко-краеведческом музее им. П.В. Алабина. Разработка музеем концепции выставки "Руками трогать – обязательно!", предназначенной для незрячих и слабовидящих детей, знакомящая с макетами типов жилища различных народов мира от сооружений древнего человека до "дома будущего".
Являясь жителем Петербурга, Вы можете обратиться за дополнительной информацией к библиографам РНБ.
Вопрос . Здравствуйте!Помогите, пожалуйста, подобрать литературу по теме: "Инновационные методы взаимодействия с посетителем" (для курсовой по основам музеологии)
Ответ [2013-10-07 12:07:49] :
Здравствуйте. Предлагаем следующую литературу для работы над Вашей темой (источники – БД Информкультура, E-library, ИПС Google):
1. Антонова М.В. Своеобразие европейских музеев начала XXI в. // Вопр. культурологии. – 2009. – № 4. – С. 63-64.
2. Березовская С.В. Открытый музей в закрытом городе // Музейные ценности в современном обществе : материалы Междунар. науч. конф., посвящ. 130-летию Ом. гос. ист.-краеведч. музея (Омск, 14-17 мая 2008 г.) / М-во культуры Ом. обл. – Омск : ОГИКМ, 2008. – С. 161-166.
3. Буров Н.В. Образовательно-воспитательная деятельность музея в условиях модернизации общества // Педагогика. – 2011. – № 6. – С. 34-42.
4. Бухртц Т. Использование мобильных роботов в музее для взаимодействия с посетителями / Т. Бухртц, Ю. Летелье, Ю. Зик // Тр. Одесского политехн. ун-та. – 2013. – № 1. – С. 32-35.
5. Гиль А.Ю. Эволюция музея в контексте становления информационного общества // Вестн. Томского гос. ун-та. – 2008. – № 306. – С. 35-38 ; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://sun.tsu.ru/mminfo/000063105/306/306.html (7.10.2013).
6. Дриккер А.С. Электронный музей и взаимодействие "посетитель-компьютер" // Электрон. б-ки. – 2002. – Т. 5, № 4. – С. 5
7. Кузыбаева М.П. Посетитель медицинского музея вчера и сегодня // Рос. акад. медицинских наук : бюл. Национального науч.-исслед. ин-та общественного здоровья. – 2012. – № S1. – С. 102-103 ; Доступ после регистрации (открыть ссылку)
8. Леонов Е.Е. Теоретическое осмысление образовательно-коммуникативных моделей как инновационной формы развития экспозиционной и экскурсионной работы при взаимодействии в системе: музей – школьный музей – ВУЗ // Мир науки, культуры, образования. – 2011. – № 5. – С. 391-392 ; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=17091888 (7.10.2013).
9. Музей в меняющемся мире : дайджест / Курск. обл. науч. б-ка им. Н.Н. Асеева ; отдел чит. залов ; сост. С.М. Басова. – Курск, 2012. – 23 с. ; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://www.onb.kursk.ru/files/izd/muzei.doc (7.10.2013).
10. Паршикова Т.С. Теория и практика работы с посетителями в вузовском археологическом музее // Вестн. Алтайской гос. пед. акад. – 2009. – № 9. – С. 83-85 ; Доступ после регистрации (открыть ссылку)
11. Пахомова Е.И. Музеи Кремля : ожидания посетителей и информационные услуги музеев // Мониторинг общественного мнения: экон. и социал. перемены. – 2009. – № 4 [92]. – С. 230-244 ; Доступ после регистрации (открыть ссылку)
12. Скакун Л.С. Видеоэкскурсия – информационный ресурс для индивидуального посетителя музея // Информ. бюл. ассоциации "История и компьютер". – 2008. – № 35. – С. 21-22.
13. Черкаева О.Е. Международный научный семинар «Музеи и их посетители» / О.Е. Черкаева, И.В. Чувилова // Культурологический журнал. – 2012. – № 4. – С. 16 ; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://www.cr-journal.ru/rus/journals/165.html&j_id=12 (7.10.2013).
Являясь жителем Петербурга, Вы можете обратиться за дополнительной информацией к библиографам РНБ.
Вопрос . Здравствуйте! Пожалуйста, помогите подобрать книги для курсовой работы по использованию электронных презентаций в музеях, что такое электронная экспозиция,создание электронных презентаций.
Заранее огромное спасибо!
Ответ [2013-05-14 14:17:24] :
Здравствуйте. К сожалению, конкретно книг по Вашей теме найти не удалось. Возможно, Вам будут полезны следующие материалы (источники – БД Информкультура, ЭК РГБИ, ИПС Google) :
1. Ахунов В.М. Гаджеотаж и гаджетомания // Мир музея. – 2012. – № 5. – C. 18-21.
2. Баруткина Л.П. Мультимедиа в современной музейной экспозиции // Вестн. С.-Петерб. гос. ун-та культуры и искусств. – 2011. – № 4. – С. 106-108.
3. Заславец Н.Н. Информационные технологии в музейной экспозиции // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2009. – № 1. – С. 65-72.
4. Компьютерная эра в музее // Мир музея. – 2009. – № 5. – С. 37.
5. Коротков И.А. Электронная экспозиция в государственном музее истории литературы, искусства и культуры Алтая (к постановке проблемы) [Электронный ресурс] // ГАУ ГНИИ ИТТ «Информика» : [сайт]. – 2003–2013. – URL: http://www.ict.edu.ru/vconf/index.php?a=vconf&c=getForm&r=thesisDesc&id_sec=128&id_vconf=23&id_thesis=4815&d=light (14.05.2013).
6. Лебедев А.В. Виртуальные экспонаты // Справ. руководителя учреждения культуры. – 2006. – № 7. – С. 50-55.
7. Лебедев А.В. Информационный менеджмент как технология музейной деятельности [Электронный ресурс] // Конференции центра Пик : [сайт]. – Б. г. – URL: http://conf.cpic.ru/EVARussia/upload/doklad/doklad_1024.doc (14.05.2013).
8. Ляпин С.Х. Инструментарий виртуального музея : библиотека, экспозиции, коллекции [Электронный ресурс] // ООО «Константа» : [сайт]. – Б. г. – URL: http://www.softconst.ru/publ/2006/Lyapin-Abrau-2006.doc (14.05.2013).
9. Музей и новые технологии : сб. ст. / под ред. Н.А. Никишина. – [2-e изд.]. – М., 1999. – 218 c.
10. Музейная экспозиция : теория и практика : искусство экспозиции : новые тенденции и сценарии : на пути к музею XXI века : сб. науч. тр. – М. : Рос. ин-т культурологии РАН, 1997. – 216 с. ; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://www.museum.ru/future/lmp/books/archive/Mus_Expo.pdf (14.05.2013).
11. Ноль Л.Я. Информационные технологии в деятельности музея / Л.Я. Ноль ; Федер. агентство по образованию, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования Рос. гос. гуманит. ун-т. – М. : Издательский центр Рос. гос. гуманитар. ун-та, 2007. – 203 с.
12. Смирнова Т.А. Цифровые технологии в пространстве музейной экспозиции: технические, концептуальные и коммуникативные возможности // Культура : упр., экономика, право. – 2010. – № 1. – С. 16-19.
13. Современные музейные технологии // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2004. – № 3. – С. 52-53.
14. Толстая Н. Эволюция мультимедиа в художественном музее // Там же. – 2008. – № 2. – С. 50-51.
Вопрос . Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, какую литературу я могу использовать для написания курсовой работы по теме "Опыт музеефикации памятников культуры на примере Матенадарана(института древних рукописей им. Месропа Маштоца)" ? Не могу найти литературу именно по созданию самого музея в Матенадаране и по музеефикации книжного собрания. Очень надеюсь на вашу помощь. Заранее благодарю!
Ответ [2013-03-19 20:01:14] :
Здравствуйте. Предлагаем следующие материалы для начала работы над темой (источники – БД по истории, археологии и этнологии ИНИОН РАН, ИПС Google):
1. Абрамян А.Г. Рукописные сокровища Матенадарана / А.Г. Абрамян. – Ереван : Айастан, 1959. – 143 с.
2. Аревшатян С.С. 25-летние итоги деятельности Института древних рукописей им. Маштоца : (к 25-летию реорг. Матенадарана) // Вестн.Матенадарана = Банбер Маденадарани. – Ереван, 1986. – № 15. – С. 5-20.
3. Аревшатян С.С. Итоги деятельности Матенадарана : (к 25-летию Ин-та древ. рукописей АрмССР) // Археографический ежегодник за 1985 год. – М., 1986. – С. 10-19.
4. Армянская миниатюра : Григор Татеваци и Аноним из Сюника / сост., вступ. ст. и коммент. Мирзоян А. ; Матенадаран. Ин-т древ. рукописей им. Маштоца при Совете Министров АрмССР. – Ереван : Советакан грох, 1987. – 167 с., ил.
5. Гиваргизян А.Ф. Проблемы сохранения культурных ценностей в Армении и России : дис. ... канд. кутурол. / Гиваргизян Анна Фрунзеевна. – М., 2011. – 179 с. ; Оглавление; Введение; Список лит. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.dissercat.com/content/problemy-sokhraneniya-kulturnykh-tsennostei-v-armenii-i-rossii (19.03.2013).
6. Дрампян И.Р. Художественные сокровища Матенадарана / И.Р. Драмлян, Э.М. Корхмазян. – М. : Искусство, 1976. – 176 с. – (Города и музеи мира).
7. Маркарян С.А. Рукописи сюникского архиепископа Степаноса Орбеляна (XIII век) в ереванском Матенадаране // Восток = Oriens. – М., 2002. – № 6. – С. 99-106.
8. Матенадаран [Электронный ресурс] // ВикипедиЯ : свободная энциклопедия. – [Б.м.], 2013. – URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B0%D0%B4%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%BD (19.03.2013).
9. Матенадаран. – М. : Книга, 1991. – Т. 1. : Армянская рукописная книга VI-XIV веков / сост. и авт. текста: В.О. Казарян, С.С. Манукян ; пер. Е.А. Кулагиной, А.В. Комарова. – 282 с., ил. – (Сокровища кн. искусства в собр. СССР).
Являясь жителем Петербурга, Вы можете обратиться за дополнительной информацией к библиографам РНБ
Для получения доступа к полным текстам предложенной диссертации Вы можете обратиться в Интернет-класс или Информационно-сервисный центр РНБ.
Вопрос . Здравствуйте! Пожалуйста, помогите с подбором литературы для диплома по теме "Музей современного искусства в культуре XXI века". Спасибо!
Структура диплома приблизительно следующая:
Введение.
Глава 1. Музей современного искусства: этапы возникновения и терминология.

1.1. Современное искусство в рамках музея: отражение новой реальности или конфликт.

1.2. Истоки феномена Музея современного искусства в культуре Нового времени.

Глава 2. Институализация Музея современного искусства.

2.1. Становление феномена Музея современного искусства в Западной Европе и США.

2.2. Становление феномена Музея современного искусства в российской культуре.

Глава 3. Музей современного искусства: тенденции развития музейной формы.

3.1. Музейный предмет в Музее современного искусства.

3.2. Особенности основных направлений деятельности Музея современного искусства.

3.3. Функции и значение Музея современного искусства.

Глава 4. Музей современного искусства "Эрарта" в Санкт-Петербурге.

4.1. Концептуальная специфика Музея современного искусства и картинных галерей Эрарта.

4.2. Негосударственный Музей современного искусства Эрарта как реализация проекта Музея современного искусства в Санкт-Петербурге.
Ответ [2013-03-12 17:18:07] :
Здравствуйте. См. ответ на запрос № 16288. В дополнение предлагаем следующие материалы для работы над темой (источники – ЭК РГБИ, ИПС Google):
1. Бубнова Л. Музей современного искусства с галереями Эрарта в Санкт-Петербурге // Аврора. – СПб., 2010. – № 5. – C. 313-314.
Аннотация: Об открытии частного музея современного искусства с художественными галереями "Эрарта" (Санкт-Петербурге, 2010).
2. Ковалев А. Введение в музей современного искусства // Пинакотека. – 1997. – № 3. – С. 46-54 : 5 цв. ил.
Аннотация: Музей как культурный феномен, возникновение музеев современного искусства в 20 в., способы экспонирования современного искусства в последней четверти 20 в., в частности о музее А. Ерофеева в Царицыно.
3. Музей современного искусства, современный музей и молодежь / В. Турчин и др. ; материал подг. Е. Никитина // ДИ. – 2003. – № 7/8. – С. 130-133 : 6 цв. ил.
4. Осипова И. Российский Помпиду 134 : первый в России музей современного искусства федерального уровня [Электронный ресурс] // Эксперт. – 2013. – № 4 (836). – URL: http://expert.ru/expert/2013/04/rossijskij-pompidu/ (12.03.2013).
5. Пиотровский М.Б. Эрмитаж и современное искусство // ДИ. – 2010. – № 1. – C. 106-107 : 3 цв. ил., 1 цв. портр.
6. Степанян Н. Музей современного искусства // Декоративное искусство. – 2001. – № 3. -C. 9-18 : 9 цв. ил.
7. Турчин В.С. Современное искусство и его музей : из книги "20-й век в зеркале коллекции Московского музея современного искусства" // ДИ. – 2006. – № 2. – С. 18-25 : 5 цв. ил.
8. Хан-Магомедова В. Нужны ли современному искусству музеи? // ДИ. – 2009. – № 2. – С. 88-89 : 1 цв. ил.
Аннотация: О значении музея в культуре, его функциях в обществе, взаимоотношениях музея и искусства. О специфике музея современного искусства на современном этапе.
9. Харькина А. Современное искусство традиционно без музея // Новый мир искусства. – 2002. – № 4. – C. 44-45.
10. "Genius loci" : круглый стол "Музейное здание и современное искусство. Возможности, конфликты, находки" / Юрий Авакумов и др. // ДИ. – 2010. – № 2. – C. 11-18 : 9 цв. ил.
Рекомендации для самостоятельного поиска литературы см. в посте блога "Библиограф+" (открыть ссылку).
Являясь жителем Петербурга, Вы можете обратиться за дополнительной информацией к библиографам РНБ.
Вопрос . Здравствуйте!
Мне нужны все материалы по теме: "Проведение праздников в музее:методика,описание,примеры" для написания дипломной работы.
Спасибо.
Ответ [2012-12-15 16:31:51] :
Здравствуйте. Предлагаем Вам следующую литературу для начала работы над темой (источники – ЭК РНБ, БД Арбикон, ЭК СПбГУКИ, ИПС Google) :
1. Бобошко М. Италия : рецепты музейных праздников / М. Бобошко, С. Руволо // Праздник. – 2012. – № 8. – С. 4-7.
2. Варич Е. Детские праздники в музее // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2007. – № 2. – С. 58-59.
3. Галкина Т.В. О развитии досуговых форм музейно-педагогической деятельности в современных российских музеях // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. – 2012. – № 3. – С. 221 – 226 ; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://vestnik.tspu.ru/files/PDF/2012_3.pdf (15.12.2012).
4. Галкина Т.В. Основы классификации музейно-педагогических форм в российских музеях // Вопр. музеелогии. – 2011. – № 2 (4). ; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://history.spbu.ru/userfiles/VM_2(4)_Galkinapdf.pdf (15.12.2012).
5. "... И в просвещении стать с веком наравне" : Из опыта работы с подрастающим поколением (1992 – 2003) : (Факультатив. курсы, прогр., кружки, музейные уроки, спецкурсы, лекцион. циклы, конкурс. сочинения, викторины, дет. праздники) : [сб. ст. / сост.: В.К. Иванова, С.П. Иванов]. – Пуш. горы ; М. : Б. и., 2003. – 317 с. Шифр РНБ : П34/1237.
6. Мавшенко Е.В. Музейный праздник в исторической перспективе и научной рефлексии // Вестн. Томского гос. ун-та. Сер. Культурология и искусствоведение. – 2012. – № 2 (6). ; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://sun.tsu.ru/mminfo/000063105/kult/06/image/06-096.pdf (15.12.2012).
7. Медведева Е. Рискует ли музей своей репутацией? Праздник в музее : за и против // Музей. – 2007. – № 7. – С. 10-13.
8. Музейный праздник : организация и проведение : метод. рекомендации / Центр. музей революции СССР ; [сост. М.А. Гришина и др.]. – М. : Б. и., 1985. – 24 с. – Библиогр.: с. 23-24. Шифр РНБ : 86-4/10763.
9. Нагайцева Н.Д. Музейная педагогика : музейные праздники. Технология подготовки и проведения : учеб. пособие / Н.Д. Нагайцева, Т.Н. Гусейнова ; М-во культуры и
массовых коммуникаций Рос. Федерации, Федер. агентство по культуре и кинематографии, ФГОУ ВПО Вост.-Сиб. гос. акад. культуры и искусств. – Улан-Удэ : издательско-полиграфический комплекс ФГОУ ВПО ВСГАКИ, 2005. – Ч. 2. – 59 с. Шифр РНБ : 2008-4/13343.
10. Праздник музейный // Российская музейная энциклопедия. – М., 2001. – Т. 2. – С. 109−110.
11. Праздники в музее // Труды Государственного музея истории Санкт-Петербурга : Музейная педагогика в современной музейной коммуникации. – 2008. – С. 115-135.
12. Турманова З. Детский праздник во "взрослом" музее... // Музей. – 2012. – № 11. – С. 46-51.
13. Фридолина Н.А. Литературные праздники в историко-мемориальных музеях как средство нравственно-эстетического воспитания // Педагогика и культурология музейной деятельности. – 1999. – С. 108-119.
14. Школьный музей – открытая система. Теория и практика / Департамент образования г. Москвы, Моск. ин-т открытого образования ; [сост. Н. Н. Ваганова и др.]. – М. : Центр "Школьная книга", 2009. – 169 с.
15. Экологические праздники в Государственном Дарвиновском музее : [метод. пособие] / Ком. По культуре Москвы и др. ; [сост. О.А. Гвоздева]. – М. : Альфа-Принт, 2003. – 286 с. Шифр РНБ : 2003-3/23673.
16. Юренева Т.Ю. Музееведение / Т.Ю. Юренева. – М. : Академический Проект, 2003. – 560 с.
Являясь жителем Петербурга, Вы можете обратиться за более подробной консультацией к дежурным библиографам ИБО РНБ.
Вопрос . Здравствуйте!
Мне нужна вся информация по теме: "Возрождение бальных традиций в музее",а именно литература, диссертации, вообщем любые источники.
Ответ [2012-12-13 21:03:39] :
Здравствуйте. Серьезных исследований и диссертаций по Вашей теме нам найти не удалось – они, в основном, касаются бальной традиции в прошлом. Возможно, такие материалы были бы полезны для Вашей работы, тогда стоило бы переформулировать тему и оформить новый запрос. Предлагаем следующие материалы для работы над темой (источники – БД Арбикон, ЭК РГ БИ, ИПС Google):
1. XVIII новогодний бал в музее "Крепость" [Электронный ресурс] // Музеи России : Российская сеть культурного наследия. – [Б.м.], 1996-2012. – URL: http://www.museum.ru/N44854 (13.12.2012).
2. Бал-маскарад в стиле XIX века в Масленицу [Электронный ресурс] // Рeterburg2 : путеводитель по каменным джунглям : сайт. – СПб., 2005-2012. – URL: http://peterburg2.ru/events/57891.html (13.12.2012).
3. Белякова Л. Вы поедете на бал? // Отечество. – 2002. – № 12. – C. 51-53 : 2 ил. Аннотация: Об опыте проведения балов для школьников в Главном доме усадьбы Вяземы (Историко-литературный музей-заповедник А. С.Пушкина) и их организвторе, хореографе Центра детского творчества "Пушкинская школа" Н. Борисовой.
4. Князев А.Н. Бал в Тарханах" // Мелодия. – 2003. – № 4/5. – С. 32-33.
Аннотация: О бале, организованном сотрудниками Государственного лермонтовского музея-заповедника "Тарханы" при содействии Пензенского училища культуры и искусства.
5. Тимашкова Г.Н. И вновь в усадьбе бал / Галина Тимашкова, Валентина Седун // Мир музея : Деятельность музея-усадьбы. – 2012. – № 3. – C. 23-25 : 10 цв. ил.
Являясь жителем Петербурга, Вы можете обратиться за дополнительной информацией к библиографам РНБ.