Виртуальная справочная служба (Российская национальная библиотека)
Организатор проекта - Российская национальная библиотека
ВИРТУАЛЬНАЯ СПРАВОЧНАЯ СЛУЖБА "СПРОСИ БИБЛИОГРАФА"
сегодня задано 14 из 24 возможных || в базе запросов: 52174

Каталог выполненных запросов

Организация музейной работы

Всего записей: 133
Вопрос . Здравствуйте! Помогите, пожалуйста, найти литературу для диплома на тему "Методы моделирования мемориального пространства (на примерах музея Санкт-Петербурга)".
Спасибо!
Ответ [2014-09-12 13:25:46] :
Здравствуйте. Предлагаем следующую литературу для начала работы над Вашей темой (источники – БД E-library, Информкультура, ЭК УралГАХА, ИПС Yandex):
1. Азизян И.А. Памятники вечной славы : концепции и композиция / И.А. Азизян, И.В. Иванова. – М. : Стройиздат, 1976. – 207 с. : ил.
2. Азизян И.А. Синтез искусств в памятниках и мемориальных ансамблях // Диалог искусств XX века : очерки взаимодействия искусств в культуре / И.А. Азизян ; НИИ теории архитектуры и градостроительства. – М. : URSS, 2008. – С. 377-428.
3. Арзамасцев В. История – в мемориальном пространстве // Мир музея. – 1994. – № 2. – С. 2 – 10: ил.
Научное проектирование и художественное решение экспозиции нового мемориального Музея В.О. Ключевского, созданного в Пензе как филиал Пензенского областного объединенного краеведческого музея.
4. Арзамасцев В. Правда истории и реальность музея // Мир музея. – 1996. – № 1/2. – С. 16 – 27: ил. Аннотация: Разработка новой концепции мемориального литературного музея, расположенного в мемориальном памятнике, экспозиция которого строится по законам пространственного искусства и основана на уважительном отношении к зданию и документальным источникам, недвижимым и движимым.
5. Бутиков Г. П. Историко-мемориальные музеи в духовной жизни России (на материалах Санкт-Петербурга) : автореф. дис. … канд. культурол. / Бутиков Георгий Петрович ; [Гос. музей "Исаакиевский собор"]. – СПб., 1997. – 43 с.
6. Веселова С. Животворящие святыни : [сооружения мемориальной тематики] // Ландшафтная архитектура. Дизайн. – 2008. – № 4. – С. 14-19.
7. Гладкова, И.Б. Использование потенциала мемориального зала М.А. Ульянова в формировании социокультурного пространства местного сообщества / И.Б. Гладкова, Н.В. Иванова // XIV Царскосельские чтения. Профессиональное образование : социально-культурные аспекты : материалы междунар. науч. конф. (20-21 апр. 2010, С.-Петербург). – СПб. : ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2010. – Т. 3. – С. 53-57.
8. Жезмер Т.Б. Уникальный музей // Архитектура и стр-во Москвы. – 2009. – № 3. – С. 8-17 : ил. Аннотация: Реконструкция в 2006-2009 гг. Мемориального музея космонавтики в Москве, открытого в 1981 г. и включенного в реестр объектов культурного наследия союзного значения. В результате реконструкции создано многоуровневое выставочное пространство, выросшее почти в 4 раза, благоустроен сквер и Аллея космонавтов, расширены экспозиционные и служебные помещения, модернизированы инженерные системы.
9. Кудрявцев А.И. Александро-Невская лавра : архитектурный ансамбль и памятники некрополей : [альбом] / А.И. Кудрявцев ; Фот. Г.Л. Хатина. – М. : Художник РСФСР, 1986. – 304 с. : ил
10. Ляшко А.В. К исследованию "художественных зрелищ": выставочная культура России последних лет // Образ России в современном мире (культурологические исследования '07) : сб. науч. тр. / науч. ред.: А.В. Конева, В.Е. Черва. – СПб., 2007. – С. 85-94.
Аннотация: Обзор тенденций современной выставочной культуры на примере петербургской художественной практики. Особым пространством для выставок стали мемориальные, литературно-мемориальные, общественные, частные музеи, художественные галереи и т.п.
11. Никитина Н.А. Музеефикация литературно-мемориальных усадебных комплексов : дис. … канд. культурол. / Никитина Нина Алексеевна. – СПб., 2005. – 186 с. ; Оглавление; Введение; Список лит. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.dissercat.com/content/muzeefikatsiya-literaturno-memorialnykh-usadebnykh-kompleksov (12.09.2014).
12. Новохатько К.И. Художественно-экспозиционные концепции российских литературных музеев: формирование и эволюция // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестн. МГХПА. – 2014. – № 1. – С. 19-32.
13. Образцова М. Креативная составляющая в мемориальном пространстве // Мир музея. – 2010. – № 6. – С. 38-42.
14. Савельева Е. С именем Радищева // Мир музея. – 2008. – № 2. – С. 2-6 : ил.
Аннотация: Разработка концепции создания мемориального пространства "старого" музея, посвященного жизни и творчеству художника и создателя Радищевского художественного музея в Саратове А.П. Боголюбова в рамках обновленной экспозиции "Шедевры Радищевского музея" в отреставрированном здании музея. Мемориальная зона занимает три зала – "Боголюбовский" с картинами художника, "Европа" с произведениями европейских художников второй половины XIX в., собранными А.П. Боголюбовым, и "Саратов" с портретами деятелей, причастных к созданию музея, и работами саратовских художников 1860-1870-х гг.
15. Филатова А.Л. Современная музейная практика и новый подход к мемориальности // Феникс : ежегодник каф. культурологии / Мордов. гос. ун-т им. Н.П. Огарева ; отв. ред. Н.И. Воронина. – Саранск, 2004. – [Вып. 2004]. – С. 33-34.
16. Чувилова И.В. Мемориальные музеи и проекты в современном социокультурном пространстве // Молодежь и социум. – 2012. – № 5. – С. 19-26 ; Доступ после регистрации (открыть ссылку)
См. также запрос № 23461 в Архиве выполненных запросов (открыть ссылку).
Вопрос . Добрый день)Подскажите, пожалуйста, литературу на тему дипломной работы:"Способы организации персональных выставок в музеях и галереях".
Ответ [2014-09-10 14:24:48] :
Здравствуйте. Предлагаем следуюущую литературу для начала работы над Вашей темой (источники – БД Информкультура, ЭК РНБ, ИПС Yandex):
1. Кривдов А.В. К вопросу об экспозиционно-выставочном проектировании (из опыта Нижнеудинского музея) // Тальцы / Арх. этнографический музей «Тальцы». – 2002. – № 2. – С. 33-42.
2. Мазный Н.В. Музейная выставка : история, проблемы, перспективы / Н.В. Мазный, Т.П. Поляков Э.А. Шулепова. – М. : РИК, 1997. – 211 с.
3. Мельтон A.B. Проблемы организации экспозиции в художественных музеях // Информ. Бюл. Сов. Ком. ИКОМ. – 1991. – № 1. – С. 4-61 ; № 2. – С. 1-79 ; № 3. – С. 1-46.
4. Музейная экспозиция : теория и практика, искусство экспозиции, новые сценарии и концепции / Рос. ин-т культурологии ; отв. ред. М.Т. Майстровская. – М., 1997. – 216 с. ; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://window.edu.ru/window/library/pdf2txt?p_id=38449 (9.09.2014)
5. Олвуд Д. Выставки : планирование и дизайн : руководство для деловых людей, дизайнеров, устроителей и участников выставки / Д. Олвуд, Б. Монтгомери. – Новосибирск : Наука, 1991. – 154 с.
6. Попова А.Ю. Выставка как организация и особенности развития выставочной деятельности в информационном обществе : дис. ... канд. филол. наук / Попова Анастасия Юрьевна. – М., 2004. – 214 с. ; Оглавление; Введение; Список лит. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.dissercat.com/content/vystavka-kak-organizatsiya-i-osobennosti-razvitiya-vystavochnoi-deyatelnosti-v-informatsionn (9.09.2014).
7. Торопова Е.О. Художественная выставка : методика организации экспозиии / Е.О. Торопова. – СПб. : МартИнфо, 2003. – 44 с.
См. также раздел "Выставочная деятельность" (открыть ссылку) в каталоге Архива запросов ВСС.
Вопрос . Здравствуйте. Помогите найти литературу по теме " Передвижные выставки как способ актуализации музейной экспозиции."
Ответ [2014-08-15 13:50:53] :
Здравствуйте. Предлагаем следующую литературу для начала работы над Вашей темой (источники – БД Информкультура, E-library, ИПС Yandex):
1. Александров Ю.С. Передвижная интерактивная выставка "Петроглифы Карелии : образ мира и миры образов" // Вестн. Карел. краевед. музея / Карел. краевед. музей. – 2011. – Вып. 6 / Нац. музей Респ. Карелия. – С. 26-29.
2. Астахова В.А. Организация временных и передвижных выставок в национальном парке «Смоленское поозерье» // Самарская Лука: проблемы региональной и глобальной экологии. – 2013. – Т. 22, № 4. – С. 179-187 ; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-vremennyh-i-peredvizhnyh-vystavok-v-natsionalnom-parke-smolenskoe-poozerie (15.08.2014).
3. Белюсева Л. Передвижники возвращаются // Наука и жизнь. – 2003. – № 1. – С. 120-122: ил. Аннотация: Выставка "Скульптура и гобелен в вашем доме", прошедшая в 2002 г. в Москве во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства, организованная с целью возрождения передвижных экспозиций и, возможно, Товарищества художников-передвижников, существовавшего в России в конце XIX – начале XX в. Описание отдельных художественных произведений выставки, которой предстоит побывать в отдаленных регионах России.
4. Вишневский А.С. Возрождение передвижничества в России // Русский мiръ : пространство и время русской культуры : альманах / Междунар. ассоциация "Русская культура". – 2008. – № 1. – С. 348-356 : ил
5. Задерацкий В.В. Новое передвижничество : общенац. худож.-просветительская прогр. пропаганды искусства высокой традиции // Справ. руководителя учреждения культуры. – 2007. – № 9. – С. 7-9.
Аннотация: Предлагаются следующие формы: передвижные музыкальные академии; передвижные академии искусств, включающие музыку, театр, художественные выставки.
6. Макаров Г.Н. Передвижные выставки в системе работы музея // Зыряновские чтения: Материалы межрегион. науч.-практ. конф. (18-19 дек. 2003; Курган) / Курган. гос. ун-т, Курган. обл. краевед. музей ; редкол.: Пундани В.В. (отв. ред.) и др. – Курган, 2003. – С. 145.
7. Маркина Т.В. Музей приедет в гости в Вам (Передвижной выставочный проект "Листая страницы истории") // Сборник статей / отв. ред. А.Н. Варэс ; Нижегор. гос. инт.-архит. музей-заповедник. – Н. Новгород : Кварц, 2008. – Вып. 2 : Музейный арсенал истории. – С. 185-192.
Аннотация: Создание серии передвижных выставок под общим названием "Листая страницы истории", как одной из активно развивающихся форм выставочной деятельности Нижегородского историко-архитектурного музея-заповедника (НГИАМЗ). Цель выставок – приблизить музей к посетителю в самых отдаленных населенных пунктах области и региона посредством стендов с художественно оформленными фоторепродукциями, лубочными картинками, подлинными музейными предметами, сопроводительными текстами, с экскурсионным обслуживанием и научными консультациями. Рассматриваются отдельные выставки проекта.
8. Мотт Э.Б. Всегда в пути : организация передвижных выставок // Museum. Междунар. журнал (UNESCO). – 1994. – № 180. – С. 31 – 34.
Аннотация: Формы и программы просветительной деятельности одного из крупнейших музеев США – Виргинского музея изобразительных искусств в Ричмонде (открыт в 1936 г.). Помимо художественных программ, осуществляемых просветительным отделом музея (экскурсионное обслуживание, студийно-учебные программы для взрослых, программы для молодежи и семьи), разработаны и осуществлены на практике серьезные внемузейные программы. Первая из них – служба передвижных выставок и средств распространения информации (TEAMS), в чью задачу входит предоставление во временное пользование художественных выставок для их экспонирования в различных учреждениях штата (художественных центрах, музеях, университетах, школах, библиотеках, домах престарелых и др.).
9. Ромах О.В. Преемственность творчества передвижников в традициях современных тамбовских художников / О.В. Ромах, Ю.В. Багаева // Аналитика культурологии. – 2012. – № 23. – С. 38-53 ; Доступ после регистрации (открыть ссылку)
10. Слухаева Е.В. Выставка как проект. Из опыта работы музея 2001-2004 годов // Пути русского символизма : провинция и столица : материалы девятых Боголюбовских чтений, Саратов, 9-10 июня 2004. – Саратов : СГХМ им. А.Н. Радищева, 2006. – С. 175-182.
Аннотация: Анализ концепций, разработки и реализации четырех выставочных проектов Саратовского государственного художественного музея им. А.Н. Радищева: академической передвижной выставки – сетевого арт-проекта "Красные ворота" (Саратов, Казань, Чебоксары, Нижний Новгород, Москва); театрально-музейного проекта "Художник в театре"; экспериментального регионального межмузейного фестиваля "Хочу на Волгу" – в рамках сетевого проекта "Волжский сплав" (Ярославль, Тольятти, Саратов, Астрахань); социокультурного комплексного выставочного проекта "Явление Розы".
11. Ткачева М.В. Передвижные выставки в имиджевой политике музея // Актуальные проблемы социокультурных исследований : межрегион. сб. науч. ст. – Кемерово : КемГУКИ, 2010. – Вып. 6. – С. 173-178.
Аннотация: Из опыта Томского областного краеведческого музея: описание 15 передвижных экспозиционно-выставочных проектов.
12. Туровская О.С. Феномен закрытых и передвижных выставок в аспекте институализации современного китайского искусства (1990–2000 гг.) // Культура. Наука. Образование. – 2010. – № 1(14). – С. 51-59 ; Доступ после регистрации (открыть ссылку)
Вопрос . Здравствуйте,
Помогите, пожалуйста, подобрать литературу для написания курсовой по теме: Экспонирование предметов изобразительного искусства.
Заранее, спасибо.
Ответ [2014-05-26 20:39:29] :
Здравствуйте. См. ответ на запрос № 23616 в Архиве выполненных запросов. Предлагаем также список литературы для работы над Вашей темой (источники – БД Информкультура, Арбикон, ЭК РГБИ, РНБ, ИПС Yandex):
1. Арутюнян Ю.И. «Эффект присутствия»: монументальное искусство романской эпохи в музее: проблема экспонирования // Вестн. С.-Петерб. гос. ун-та культуры и искусств. – 2011. – № 1. – С. 15-24 ; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://cyberleninka.ru/article/n/effekt-prisutstviya-monumentalnoe-iskusstvo-romanskoy-epohi-v-muzee-problema-eksponirovaniya (26.05.2014).
2. Дивова Н. Искусство экспозиции / беседу ведет Елена Зайцева // Рус. Галерея. – 2000. – № 1/2. – C. 44-45.
Аннотация: Принципы создания экспозиции, приемы экспонирования произведений искусства в художественном музее. Роль цвета и света в восприятии живописных полотен и предметов декоративно-прикладного искусства. Сочетание в современной экспозиции строгой системы – хронологической, стилевой, тематической – с бережной подачей каждого отдельного произведения.
3. Искусство музейной экспозиции : [сб. ст.] / [науч. ред. и сост. Т.К. Стриженова]. – М. : Б. и., 1977. – 192 с. : ил.
4. Кривдов А.В. К вопросу об экспозиционно-выставочном проектировании (из опыта Нижнеудинского музея) // Тальцы / Арх. этнографический музей «Тальцы». – 2002. – № 2. – С. 33-42.
5. Музейная экспозиция : теория и практика : искусство экспозиции : новые тенденции и сценарии : на пути к музею XXI века : сб. науч. тр. – М. : Рос. ин-т культурологии РАН, 1997. – 216 с. ; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://www.museum.ru/future/lmp/books/archive/Mus_Expo.pdf (26.05.2014).
6. Музейная экспозиция : теория и практика : искусство экспозиции : новые тенденции и сценарии : на пути к музею XXI века : сб. науч. тр. / Рос. ин-т культурологии ; отв. ред. М.Т. Майстровская. – М. : Рос. ин-т культурологии РАН, 1997. – 216 с. ; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://www.museum.ru/future/lmp/books/archive/Mus_Expo.pdf (26.05.2014).
7. На пути к музею XXI века. Музейная экспозиция : теория и практика, искусство экспозиции, новые сценарии и концепции : сб. науч. тр. / ред.-сост. М.Т. Майстровская. – М. : РИК, 1997. – 365 с. : ил. – (Музееведение / Рос. акад. наук, Рос. ин-т культурологии).
8. Перова Е.Г. Особенности хранения и экспонирования графических произведений [Электронный ресурс] // ARTconservation : сайт. – [Б.м.], 2007—2014. – URL: http://art-con.ru/node/3749 (26.05.2014).
9. Проблемы экспонирования произведений изобразительного искусства // Дом Бурганова : сб. науч. ст. / гл. ред. М.А. Бурганова. – М. : Моск. гос. музей "Дом Бурганова", 2006. – С. 18-31 ; 44-53.
10. Торопова Е.О. Художественная выставка : методика организации экспозиии / Е.О. Торопова. – СПб. : МартИнфо, 2003. – 44 с.
11. Художественное восприятие и экспонирование произведений искусства 2002 год : [материалы конференции] // Международная биеннале станковой графики "Калининград – Кенигсберг" : сб. науч. ст. по актуальным вопросам соврем. графики / сост. Т.Ю. Суворова. – Калининград : Изд-во Калининградского ун-та, 2003. – С. 255–298.
Являясь жителем Петербурга, Вы можете обратиться за дополнительной информацией к библиографам РНБ.
Вопрос . Здравствуйте!Меня зовут Екатерина,я студентка 5го курса РГПУ им.А.И.Герцена специальность "Реклама". На данный момент я пишу дипломную работу на тему :"особенности рекламной кампании детского интерактивного музея". Скажите,пожалуйста, какую литературу на данную тему вы могли бы мне посоветовать.Заранее благодарю Вас.
Ответ [2014-04-19 21:01:15] :
Здравствуйте. Ваш запрос сформулирован слишком узко. Предлагаем более общую литературу для начала работы над Вашей темой (источники – БД Информкультура, E-library, ЭК РГБИ, BGC Google):
1. Абдуллина Д.А. Специфика образовательной деятельности детских музеев современной Европы // Вестн. студ. науч. о-ва РГПУ им. А.И. Герцена : сб. лучших науч. работ студ. : в 3 кн. – СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2009. – Вып. 10, кн. 1 : Психолого-педагогические науки. – С. 5-8.
2. Галкина Т.В. Музейная педагогика: опыт инновационной деятельности в детском музее Томского государственного педагогического университета // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. – 2011. – № 10. – С. 89-93 ; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://cyberleninka.ru/article/n/muzeynaya-pedagogika-opyt-innovatsionnoy-deyatelnosti-v-detskom-muzee-tomskogo-gosudarstvennogo-pedagogicheskogo-universiteta (19.04.2014).
3. Гаража Н.А. Показатели эффективности рекламно-информационной деятельности музея / Н.А. Гаража, С.И. Кириченко // Социальные науки и социальные технологии в современной России : сб. науч. ст. регион. науч.-практ. конф. – Майкоп : Изд. А.А. Григоренко, 2010. – Вып. 5. – С. 214-219.
4. Гирба Ю. Спонсор музейного проекта и паблисити // Art-менеджер. – 2004. – № 2 (8). – С. 34-35.
Аннотация: О работе пиар-служб музея со спонсорами, необходимости отражения спонсорской помощи в информационных материалах музея.
5. Как стать успешным музеем? // Музей. – 2011. – № 6. – С. 44-49.
6. Калякина А. С чего начинается музей? // Мир музея. – 2010. – № 11. – С. 13-17. Аннотация: Роль музейной рекламы в популяризации экспозиций и деятельности музеев. Виды рекламных материалов: буклеты, проспекты, открытки, флаерсы. Разработка сценария музейной рекламной кампании и способы распространения информации в прессе, на ТВ, в Интернете, городская музейная реклама, создающая образ музея; значение мест ее размещения.
7. Касаткин М.В. Интерактивные подходы при работе с учащимися в Гос. биологическом музее // Науки о жизни и образование. Фундаментальные проблемы интеграции : материалы Всерос. науч. конф. (2-4 февр. 2009, Москва) / МГУ им. М.В. Ломоносова. Биол. фак. – М. : МАКС Пресс, 2009. – С. 132-135.
8. Лучшие детские музеи всего мира [Электронный ресурс] // Здоровье детей в наших руках : полезный сайт для всей семьи. – [Б.м.], 2012. – URL: http://rybkovskaya.ru/detskie_muzei/ (19.04.2014).
9. Мокиевская Л.П. Младший школьник в музее (из опыта работы) // Проблемы современной сельской школы : материалы Всерос. науч.-практ. конф. (5-6 нояб. 2009, Архангельск) / Л.П. Мокиевская ; Помор. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. – Архангельск : КИРА, 2009. – С. 218-220.
Аннотация: Открытие в 2008 г. при музейном объединении "Историческая память" гимназии № 3 Архангельска музейного клуба детей и родителей "МОСТ", целью которого является создание условий для освоения истории края, города и гимназии младшими школьниками (использование игровых методов на тематических интерактивных площадках и др.).
10. Обманкина К.И. Детский музей, как новый вид музейного строительства и его роль в формировании личности ребенка // Инновационный потенциал молодежной науки : материалы респ. науч.-практ. конф. – Уфа : Изд-во Башк. гос. пед. ун-та им. М. Акмуллы, 2009. – С. 80-82.
Аннотация: Актуальность музейной педагогики в современном музее и использование специальных интерактивных игровых программ для детской аудитории. Формирование понятия "музейная педагогика" и введение в научный оборот в Германии в начале XX в. и его эволюция от обозначения определенного вида деятельности до названия научной дисциплины.
11. Потапова М. Как правильно организовать PR для успеха музейных выставок // Музей. – 2009. – № 8. – С. 54-59.
12. Рычкова О. Когда оживают экспонаты // Нар. творчество. – 2001. – № 6. – C. 36-37. Аннотация: Об историческом театре "Клио", созданном на базе Ростовского областного музея краеведения, его спектаклях и театрализованных представлениях, принципах интерактивности в его работе.
13. Сосновская Е.В. Опыт организации и проведения интерактивных игр / Е.В. Сосновская, В.А. Лепаловская // Справ. руководителя учреждения культуры. – 2011. – № 4. – С. 50-53.
14. Трошина Т.М. Современный интерактивный музей в медиапространстве // Современное искусство и художественный музей : комментарии / С.-Петерб. гос. ун-т, Каф. музейного дела и охраны памятников. – СПб. : Издат. дом СПбГУ, 2008. – С. 177-183.
Являясь жителем Петербурга, Вы можете обратиться за дополнительной информацией к библиографам РНБ.
Вопрос . Здравствуйте!Подскажите, пожалуйста, литературу для курсовой работы на тему: "Экспозиционные приемы: "экспонат в фокусе", "экспонат в окне"". Спасибо.
Ответ [2014-04-19 20:55:36] :
Здравствуйте. Предлагаем следующую литературу для начала работы над Вашей темой (источники – ЭК РГБИ, БД E-library, Информкультура, ИПС Google):
1. Васильева Т.Е. Музей как репрезентант структуры, смысла и назначения самосознания человека // Регионология. – 2008. – № 2 (№ 63). – С. 359-361.
Аннотация: Структурирование смыслов музея по трем уровням: 1-а) текстовому (предметная основа выражения смысла); 2-а) понятийно-мыслительному (мыслительное бытие смысла с выделением его предметного содержания и мыслительной формы, определяющей сбывание смысла в мышлении); 3-а) уровню культурных форм (онтологические скрепы культуры, организующие ее целостность). Попытка сопряжения уровней смыслов музея (1-а, 2-а, 3-а) с уровнями структурирования концептуального решения музея: 1-б) коллекция предметной формы бытия музея (=1-а); 2-б) предметное содержание музея (его профильная направленность) и его мыслительная форма (тип экспозиции: ансамблевая, экспонат в фокусе и т.д.) (=2-а); 3-б) организация целостности, переходящей в парадигму, в рамках которой возникает виртуальное множество экспозиционных типов и форм музея (=3-а). Автор приходит к выводу: одноиз назначений музея – репрезентация в своей конституции структуры смысла как такового; но если смысл являет сознание в виде феномена, значит музей (феномен) репрезентирует собой смысл (назначение) самого сознания.
2. Кабурнеева Н.О. Семиотические аспекты пространства художественной выставки // Вестн. Моск. гос. ун-та культуры и искусств. – 2014. – № 1(57). – С. 246-251.
3. Краснова Е.Л. Художественный образ музейной экспозиции // Актуальные проблемы гуманитар. и естественных наук. – 2009. – Т. 1, № 7. – С. 210-212.
4. Ляшко А.В. Выставочное событие в пространстве художественного музея // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 6: Философия, политология, социология, психология, право, междунар. отношения. – 2006. – № 1. – С. 24-33.
5. Матвеева П.А. От кунсткамеры до МАЭ: еще один взгляд на экспозицию // Научные исследования и музейные проекты МАЭ РАН в 2009 г. : радловский сб. – СПб., 2010. – С. 147-151.
6. Музейная экспозиция : теория и практика, искусство экспозиции, новые сценарии и концепции / Рос. ин-т культурологи ; отв. ред. М.Т. Майстровская. – М., 1997. – 216 с.
7. Освещение экспозиций музеев // Светотехника. – 2006. – № S5. – С. 66-67.
8. Салтанова М.В. Игровые принципы в организации экспозиционного пространства музея // Вопр. музеологии. – 2010. – № 1. – С. 133-140 ; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://cyberleninka.ru/article/n/igrovye-printsipy-v-organizatsii-ekspozitsionnogo-prostranstva-muzeya (18.04.2014).
9. Романова Н.М. Принципы показа этнографических материалов в экспозициях краеведческих музеев : научно-методическое пособие / Н.М. Романова ; Рос. этнографический музей, Фонд содействия изучению и сохранению историко-культурного наследия "Культурная адаптация". – 2-е изд., испр. и доп. – СПб. : ГАМАС, 2010. – 190 с.
10. Состоялся Международный фестиваль музеев "Интермузей-2011" // Справ. руководителя учреждения культуры. – 2011. – № 7. – С. 22-23.
Аннотация: Информация о победителях конкурсной программы фестиваля "Интермузей-2011" (3-7 июня 2011, Москва). В конкурсах МК РФ, в номинациях: "Хранение как искусство" (Кирилло-Белозерский музей-заповедник, заповедник "Куликово поле", Музей музыкальной культуры им. М.И. Глинки); "Экспонат в фокусе: новый взгляд на старую коллекцию" (Кондинский краеведческий музей, Лысьвенский музей, музей-заповедник А.П. Чехова в Мелихово, Музей "Огни Москвы").
11. Сыченкова Л.А. О способах представления истории в музейных экспозициях // Вопросы музеологии. – 2010. – № 2. – С. 124-135 ; Доступ после регистрации (открыть ссылку)
12. Царева Н.Ф. Экспозиция ГЦМСИР в начале XXI века : традиции и новации // Проблемы теории, истории и методики музейной работы. Музей современной истории России в прошлом и настоящем. – М. : ГЦМСИР, 2007. – С. 36-49. – (Сер. : "Музейное дело" : науч. тр. / Гос. центр. музей соврем. истории России ; вып. 30).
13. Чаплыгина С.В. Выставка "Сокровища Агана": этикетаж со спецэффектами // Мир музея. – 2012. – № 5. – C. 15-17 : 4 цв. ил.
Аннотация: История коллекции археологических артефактов I-III вв. н.э. в Сургутском художественном музее. Мультимедийный проект для популяризации археологического наследия "Открытое хранение – экспонат в фокусе".
14. Чеснокова М.Н. Эволюция музейной экспозиции как знаковой системы : дис. … канд. культурол. / Чеснокова Мария Николаевна. – СПб., 2010. – 163 с. ; Оглавление; Введение; Список лит. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.dissercat.com/content/evolyutsiya-muzeinoi-ekspozitsii-kak-znakovoi-sistemy (18.06.2013).
15. Чуклина Т.И. Метод погружения как актуальный метод построения музейной экспозиции : дис. … канд. культурол. / Чуклина Татьяна Изосимовна. – СПб., 2011. – 182 с. ; Оглавление; Введение; Список лит. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.dissercat.com/content/metod-pogruzheniya-kak-aktualnyi-metod-postroeniya-muzeinoi-ekspozitsii (18.06.2013).
Вопрос . Здравствуйте! Тема моей курсовой работы "Становление и развитие музейного дела в Башкортостане". Не могли бы помочь подобрать литературу по данной теме.
Ответ [2014-03-21 19:07:40] :
Здравствуйте Предлагаем небольшой список литературы по Вашей теме (источники – БД Информкультура, по истории, археологии и этнологии ИНИОН РАН, E-library, ИПС Google):
1. Абсаликова Ф. Музей археологии и этнографии / Ф. Абсаликова, И. Петров // Ватандаш = Соотечественник. – Уфа, 1998. – № 5. – С. 189-192
Аннотация : Фондовая и научная деятельность МАЭ при Отделе народов Урала УНЦ РАН, г. Уфа, 1976-1997 гг.
2. Алябьева М.А. Историография проблем охраны и восстановления природного и культурного наследия Башкортостана в 80-х – 90-х годах XX века и на современном этапе // Вестн. Башкирского ин-та социал. технологий. – 2010. – № 3. – С. 133-141 ; Доступ после регистрации (открыть ссылку)
3. Валиуллин Г. Музейное дело в Башкортостане [Электронный ресурс] // Бельские просторы : сайт журнал. – [Б.м.], 1998–2013. – URL: http://www.bp01.ru/public.php?public=1245 (21.03.2014).
4. Валиуллин Г.Ф. Национальный музей Республики Башкортостан : история создания и развития / Гали Валиуллин. – Уфа : Китап, 2009. – 152 с. : ил.
5. Галиева Ф.Г. О комплектовании музейных фондов башкирскими музыкальными инструментами // Материальная культура башкир и народов Урало-Поволжья . – Уфa, 2008. – С. 111-118.
6. Ишмуратов Х.Х. Роль институтов власти в развитии художественной культуры Республики Башкортостан : 1990-2003 гг. : дис. … канд. ист. наук / Ишмуратов Халяф Халфитдинович. – М., 2004 – 216 с. ; Оглавление; Введение; Список лит. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.dissercat.com/content/rol-institutov-vlasti-v-razvitii-khudozhestvennoi-kultury-respubliki-bashkortostan-1990-2003 (21.03.2014).
7. Лебедев А.И. Становление и развитие органов государственной охраны памятников истории и культуры в 1919-2010 годах : по материалам Башкирии : автореф. дис. ... канд. ист. наук / Лебедев Александр Иванович ; [Место защиты: Оренбург. гос. пед. ун-т]. – Оренбург, 2012. – 30 с.
8. Минеева И.М. Археологические исследования в музеях Башкортостана : опыт истории и проблемы современности / РАН. Уфим. науч. центр и др. – Уфа : Гилем, 2004. – 203 с., ил.
9. Минеева И.М. Музеефикация археологического наследия на территории музея-заповедника "Ирендык" [Башкирия] // Наследие и современность : информ. сб. / Рос. НИИ культ. и природ. наследия им. Д.С. Лихачева. – М. : Ин-т Наследия, 2006. – Вып. 13. – С. 132-146.
10. Науширванов З. О Башкирском центральном краевом музее // Башкир. край / Нац. музей Респ. Башкортостан. – 1997. – Вып. 7. – С. 148 – 152.
Аннотация: Из истории работы музея (основан в 1864 г.) по изучению природы и истории Башкирии в 1927 г. Отделы стационарной экспозиции музея – геологический, природный, историко-археологический, историко-этнографический, культуры и быта народов Востока, а также библиотека.
11. Национальный музей Республики Башкортостан : Люди. События. Факты, 1994 – 1998 : сб. ст., посвящ. 135-летию музея / Нац. музей Респ. Башкортостан ; редкол.: Л.А. Чишкова и др. – Уфа, 1999. – 81 с., табл.
12. Сорокина В. Далекие мечты осуществились // Мир музея. – 2002. – № 5. – С. 14-23: ил.
Аннотация: История создания Башкирского государственного художественного музея им. М.В. Нестерова (открыт в 1920 г.), в основу которого положено собрание картин русских художников XIX – начала XX в.
13. Юсупова Л.Я. История и культура Башкортостана : учеб. пособие / Л.Я. Юсупова. – Стерлитамак : Стерлитамак. гос. пед. акад., 2009. – 202 с.
Аннотация: Очерк истории башкирской культуры дополнен характеристикой современных этнокультурных процессов в Республике с учетом особенностей бытования традиций, современной роли ислама. Особое внимание уделено характеристике музеев (истории их деятельности, современным экспозициям).
14. Янгузин Р.З. Опыт организации этнографического музея в Башкирском государственном университете // Проблемы музееведения и народная культура. – Новосибирск, 1999. – С. 247-254.
Вопрос . Здравствуйте, помогите, пожалуйста, с поиском литературы в свободном доступе для дипломной работы.
Интересуют следующие аспекты:
- Пространство художественного музея (его понимание и использование, развитие отношения к пространству художественного музея в различные эпохи и в разных странах/регионах)
- История становления арт-терапевтических музейных программ для инвалидов по зрению
- Музейный дизайн для лиц с ограниченными возможностями (история и современность)
- Методики организации экскурсий для слепых посетителей музеев
- Особенности коммуникации лиц с ограниченными возможностями зрения

Возможно,существует перечень музеев по России (или другим регионам), адаптированных для слепых...
Интересует история и география включения музеев в направление работы со слепыми и слабовидящими.

Заранее большое спасибо.
Ответ [2014-03-13 12:53:28] :
Здравствуйте. См. ответы на запросы №№ 11970, 13138, 21902, 22395, 22762, 18316 и 1888 в Архиве выполненных запросов. Предлагаем также следующую литературу (источники – БД E-library, Информкультура, ИПС Google):
1. Гаврилова С.А. Феномен выставочной культуры XIX века в мировой традиции : дис. … канд. филос. наук / Гаврилова Светлана Андреевна. – Н. Новгород, 2006. – 182 с. ; Оглавление; Введение; Список лит. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.dissercat.com/content/fenomen-vystavochnoi-kultury-xix-veka-v-mirovoi-traditsii (12.03.2014).
2. Карлова А.И. Музей современного искусства : история институализации // Вопр. культурологии. – 2009. – № 3. – С. 38-42 ; Доступ после регистрации (открыть ссылку)
3. Костриц Ф.А. Актуальное искусство в пространстве художественного музея : проблемы репрезентации // Изв. РГПУ им. А.И. Герцена. – 2008. – № 65. – С. 149-153 ; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://cyberleninka.ru/article/n/aktualnoe-iskusstvo-v-prostranstve-hudozhestvennogo-muzeya-problemy-reprezentatsii (12.03.2014).
4. Майстровская М.Т. Музейная экспозиция : тенденции развития // На пути к музею XXI века. Музейная экспозиция : Теория и практика. Искусство экспозиции. Новые сценарии и концепции : сб. науч. тр. / отв. ред.-сост. М.Т. Майстровская. – М., 1997 ; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://window.edu.ru/window_catalog/files/r66376/Mus_Expo.pdf (12.03.2014).
5. Лобашева И.Ф. Ведущая роль Академии художеств и ее музея в становлении единой художественной образовательной системы России в период действия реформы 1894 года // Изв. РГПУ им. А.И. Герцена. – 2007. – № 39. – С. 318-325 ; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://cyberleninka.ru/article/n/veduschaya-rol-akademii-hudozhestv-i-ee-muzeya-v-stanovlenii-edinoy-hudozhestvennoy-obrazovatelnoy-sistemy-rossii-v-period-deystviya (12.03.2014).
6. Сотникова С.Н. Музей в меняющемся мире // Обсерватория культуры / Рос. гос. б-ка. НИЦ Информкультура. – 2007. – № 2. – С. 60-66 ; То же [Электронный ресурс]. – URL: https://docviewer.yandex.ru/?url=ya-disk-public%3A%2F%2F%2FT6YFq3WO24Yg9xFyCMDXNyV%2FPxSJMO1je7rJScTvIQ%3D&name=sotnikova_muzei_v_menyauschemsya_mire.pdf&c=53215cbbda78 (12.03.2014).
7. Юренева Т.Ю. Музей в истории мировой культуры: генезис и эволюция тема : дис. … д-ра ист. наук / Юренева Тамара Юрьевна. – М., 2004. – 492 с. ; Оглавление; Введение; Список лит. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.dissercat.com/content/muzei-v-istorii-mirovoi-kultury-genezis-i-evolyutsiya (12.03.2014).
Являясь жителем Петербурга, Вы можете обратиться за дополнительной информацией к библиографам РНБ.
Вопрос . Добрый вечер! Будьте добры, подскажите, пожалуйста, какую литературу Вы могли бы посоветовать на такую тему: Репрезентация традиционной культуры Сибири в экспозициях музеев Санкт- Петербурга? То есть меня интересует все, что имеет отношение к созданию и истории данных коллекций и их собирателей. Спасибо!
Ответ [2014-02-01 14:23:03] :
Здравствуйте. Предлагаем небольшой список литературы по Вашей теме (источники – БД по истории, археологии и этнологии ИНИОН РАН, ИПС Google):
1. Борисенко А.Ю. Из истории одной из первых российских коллекций археологических находок с территории Рудного Алтая / А.Ю. Борисенко, Ю.С. Худяков // Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края. – Барнаул, 1997. – Вып. 8. – С. 24-27.
Аннотация: Бронзовые статуэтки и буддийские рукописи из монастыря Аблай-кит в верховьях Иртыша. Коллекция передана была в 1720 г. в Кунсткамеру Санкт-Петербурга.
2. Восточный художественный металл из Среднего Приобъя : новые находки : кат. врем. выставки. К 70-летию Отд. Востока / сост.: М.Г. Крамаровский, Н.В. Федорова ; науч. ред. М.Г. Крамаровский, Б.И. Маршак ; Гос. Эрмитаж. – Л., 1991. – 28 с., ил.
3. Горбачева В.В. Культура народов Сибири в музеях Санкт-Петербурга : состояние и перспективы // Проблемы сибирской ментальности. – СПб., 2004. – C.238-249.
Аннотация: Из истории формирования этнографических коллекций в фондах Российского этнографического музея и Кунсткамеры.
4. Иванов Д.В. Вклад Г.Ф. Миллера и И. Иерига в формирование буддийского собранияКунсткамеры // Маклаевский сборник. – СПб., 2010. – Вып. 3. Австралия, Океания и Индонезия в пространстве времени и истории. – С. 261-276.
Аннотация: Материалы, собранные во время экспедиций по истории и культуре калмыков, бурят, монголов и других народов Сибири, Герадом Фридрихом Миллером и Иоганном Иеригом 1730-1780-е гг.
5. Кисляков В.Н. Коллекции по аборигенным народам Сибири в МАЭ РАН : краткая история // Культурное наследие народов Сибири и Севера. – СПб., 2004. – C. 5-8.
6. Копанева Н.П. Формирование фондов Кунсткамеры и вторая Камчатская экспедиция: к документальной реконструкции коллекций // Радловский сборник : науч. исслед. и музейные проекты МАЭ РАН. – СПб., 2011. – С. 73-78.
Аннотация: 1733-1746 гг.
7. Павлинская Л.Р. Заметки о технике художественной ковки металла в шаманском костюменародов Сибири по коллекциям МАЭ РАН // Сибирский сборник – 2 : к юбил. Е.А. Алексеенко. – СПб., 2010. – С. 255-267.
8. Степанова Л.Б. История собирательства якутских этнографических коллекций в музеях Якутска и Санкт-Петербурга : дис. … канд. ист. наук / Степанова Л.Б. – Новосибирск, 2010. – 220 с. ; Оглавление; Введение; Список лит. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.dissercat.com/content/istoriya-sobiratelstva-yakutskikh-etnograficheskikh-kollektsii-v-muzeyakh-yakutska-i-sankt-p (1.02.2014).
9. Федорова Е. Г. Одежда духов и одежда-приклад обских угров в коллекциях Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН // ВААЭ. – 2011. – № 2. – C. 167-175 ; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://cyberleninka.ru/article/n/odezhda-duhov-i-odezhda-priklad-obskih-ugrov-v-kollektsiyah-muzeya-antropologii-i-etnografii-im-petra-velikogo-kunstkamera-ran (1.02.2014).
10. Федорова Е. Г. Одежда изображений умерших у обских угров в коллекциях Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН // ВААЭ. – 2010. – № 1. – C. 193-201 ; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://cyberleninka.ru/article/n/odezhda-izobrazheniy-umershih-u-obskih-ugrov-v-kollektsiyah-muzeya-antropologii-i-etnografii-im-petra-velikogo-kunstkamera-ran (1.02.2014).
11. Хомич Л.В. Из истории Кунсткамеры : сектор Этнографии народов Сибири (1956-1991 гг.) // Радловский сборник : науч. исслед. и музейные проекты МАЭ РАН в 2008 г. – СПб., 2009. – С. 241-248.
Являясь жителем Петербурга, Вы можете обратиться за дополнительной информацией к библиографам РНБ.
Вопрос . Здравствуйте. Посоветуйте, пожалуйста, литературу на тему: "Взаимодействие музея со слепыми: сравнительный опыт России и Германии".
Ответ [2014-01-27 19:40:59] :
Здравствуйте. См. ответы на запросы № 21902 и № 13138 в Архиве выполненных запросов. Предлагаем также следующую литературу для работы над Вашей темой (источники – БД Информкультура, ИПС Google):
1. Ваньшина О.П. Работа с инвалидами по зрению в музеях Берлина (Германия) [Электронный ресурс] // Реакомп : сайт. – М., [б.м.]. – URL: http://www.rehacomp.ru/indevelop/musium/ (27.01.2014).
2. Калинин Т.А. Реабилитационные возможности музейной педагогики // Технологии социально-культурной реабилитации детей с особенностями развития и инвалидностью : сб. науч. и метод. материалов науч.-практ. конф. (дек. 2001; Рязань) / ред. Н.Н. Гришина. – Рязань : Узорочье, 2003. – С. 73-74.
Аннотация: Художественный музей как центр общения и синтеза искусств, необходимых в образовательно-воспитательном процессе, и как среда, обладающая реабилитационными возможностями для детей-инвалидов, их творческого развития, художественного образования. Опыт работы Государственного Русского музея (создание при нем Центра музейной педагогики, одним из направлений которого является арттерапия), Рязанского художественного музея (работа с учащимися специальной школы-интерната для детей-инвалидов), художественных музеев Германии (в рамках программы "Эксперименты со слепыми и инвалидами в музее современного искусства").
3. Мамаевская Л.К. Деятельность первых музеев для слепых и слабовидящих посетителей в конце XIX-XX в. // Музей в современном образовательном пространстве (к 35-летию ОГИИК) : сб. науч. ст., докл. и тез. Третьих музейных чтений "Современные проблемы музееведения" (Орел, 16-17 мая 2007 г.). – Орел : Орлов. гос. ин-т искусств и культуры, 2007. – Вып. 2. – С. 63-66.
Аннотация: История учреждения первых музеев для слепых в Европе: Музея Валентина Гаюи (1745-1822), французского педагога, одного из основоположников тифлопедагогики (музей был открыт в Париже в 1886 г. при Ассоциации им. В. Гаюи); Штиглицкого музея при Штиглицком королевском институте Германии (открыт в 1898 г.). В России первая экспозиция для слепых была создана в Музее прикладных знаний (Политехнический музей, 1872), в Дарвиновском музее в 1920-е гг. под руководством А.Ф. Котса была разработана специальная экскурсионная программа для инвалидов по зрению; в Санкт-Петербурге на Аптекарском острове в 1890 г. был открыт Тифло-технический музей при училище для слепых. Методы работы музеев с посетителями в экспозиции.
4. Реабилитация инвалидов музейными средствами : материалы заседаний круглого стола, 29 июня-1 июля 2011 г., Москва, в рамках III Междунар. конф. "Равные права – равные возможности. Универсальный дизайн : новые концепции и лучшие примеры". – М. : ИПРПП "Реакомп", 2011. – 148 с. : ил. – Из содерж.: Глуши Э. Практика музейного сообщества Германии ; Галереи и музеи в Чехии, приспособленные для инвалидов по зрению и для других. – С. 141-145.
5. Schietzel K. Erfahrungen mit Neubauten – Betrachtungen aus der perspektive eines Nutzniesers // Museumskunde. – 1990. – Bd. 55, N 3. – S. 171 – 179 : Ill.
Аннотация: Принципы разработки и реализации проекта и концепции Музея викингов, расположенного на месте раннесредневекового поселения (близ г. Шлезвиг, Германия, открыт в 1985 г.). Автором подчеркивается необходимость при решении ряда проблем добиться взаимодействия архитектора и музейных специалистов с тем, чтобы предусмотреть и обеспечить как потребности и запросы (духовные и материальные) различных категорий посетителей (автотуристов, взрослых и детей, инвалидов и т.д.), так и создание оптимальных условий для сохранности музейных экспонатов.
Являясь жителем Петербурга, Вы можете обратиться за дополнительной информацией к библиографам РНБ.