Виртуальная справочная служба (Российская национальная библиотека)
Организатор проекта - Российская национальная библиотека
ВИРТУАЛЬНАЯ СПРАВОЧНАЯ СЛУЖБА "СПРОСИ БИБЛИОГРАФА"
сегодня задано 13 из 23 возможных || в базе запросов: 53858

Просмотр запроса №53777

Добрый вечер. Обращаюсь к Вам с запросом на подбор литературы по теме кандидатской диссертации. Столкнулась с тем, что моей теоретической подготовки, возможно, не хватает для полного раскрытия истории вопроса языковой/метаязыковой рефлексии. Тема КД : "Стратегии репрезентации метаязыковой рефлексии: уровень компонентной организации значения слова". Выборочный список литературы ограниченного объема (10-15 наименований), составленный библиографом РНБ, мне существенно может помочь, поскольку на трудах М. Р. Шумариной, Н.А.Фатеевой и И. Вепревой пока многое в моих рассуждениях ограничивается. Увидеть историю вопроса и не отклониться от научной специальности 5.9.8 оказалось не так очевидно. Проблема слишком откликается в исследованиях по другим отраслям знания, не только специальностям. Сказывается междисциплинарность.
Если Вы также сможете помочь найти какое-то очень удобное учебное пособие, ориентированное на 5.9.8 и рассказывающее по шагам, как можно успешно справиться с большой задачей за короткое время, буду Вам крайне признательна.

С уважением,
аспирант 4 года заочного обучения
по научной специальности 10.02.19,
согласно актуальной номенклатуре 5.9.8.
Анна Андреевна Музычук
Ответ [2024-11-18 12:36:59] :
Здравствуйте. Предлагаем следующие материалы для начала работы над темой (источники – ЭК РНБ, БД E-library, БД ИНИОН РАН, ИПС Google Scholar):
1. Архипова С.В. Компонентный анализ как метод исследования значения слова // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии : сб. ст. по материалам XX Междунар. науч. практ. конф. – 2013. – Т. 18. – С. 41-45. – Электронная копия доступна на сайте СибАК. URL: https://sibac.info/conf/philolog/xx/31659 (дата обращения: 18.11.2024).
2. Бабич Г.Н. Компонентный анализ слов и синтагматика // Синонимия, сочетаемость, семантика английских слов и смежные проблемы. – Москва, 1989. – С. 94-103
3. Большакова Е.С. Опыт компонентного анализа слова в поэтическом тексте / Воронеж. гос. пед. ин-т. – Воронеж, 1989. – 18 с.
4. Вепрева И.Т. Языковая рефлексия в постсоветскую эпоху / И.Т. Вепрева. – Екатеринбург, 2002. – 377 с. – Электронная копия доступна на сайте Электрон. архива УрФУ. URL: https://elar.urfu.ru/handle/10995/24597?ysclid=m3mttzc21y178698719 (дата обращения: 18.11.2024).
5. Волобуева Ю.С. Формы репрезентации обыденной семантики бионимической лексики (на материале метаязыковых рефлексий и ассоциаций рядовых носителей русского языка) // СибСкрипт. – 2011. – № 2. – С. 145-149. – Электронная копия доступна в науч. электрон. б-ке Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formy-reprezentatsii-obydennoy-semantiki-bionimicheskoy-leksiki-na-materiale-metayazykovyh-refleksiy-i-assotsiatsiy-ryadovyh (дата обращения: 18.11.2024).
6. Елисеева М.Б. Дети о языке: метаязыковая деятельность и языковая рефлексия : учеб. пособие / С.Н. Цейтлин, М.Б. Елисеева, Т.В. Кузьмина [и др.] ; Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. – Санкт-Петербург : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2022. – 242, [1] с. : табл.
7. Мечковская Н.Б. Естественный язык и метаязыковая рефлексия в век интернета // Русский язык в научном освещении. – 2006. – № 2. – С. 165-185. – Электронная копия доступна на сайте журн. URL: https://rjano.ruslang.ru/ru/archive/2006-2/165-185?ysclid=m3mtx8u9uu113974586 (дата обращения: 18.11.2024).
8. Музычук А.А. Стратегии репрезентации метаязыковой рефлексии, направленной на значение слов, в поэтическом тексте И.А. Бродского // Оргкомитет конференции. – Москва, 2023. – С. 209 -213. – Электрон. копия доступна в науч. электрон. б-ке eLibrary. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54249244#page=209 (дата обращения: 18.11.2024). – Доступ после регистрации.
9. Пугачева Е.В. Феминитивы как объект метаязыковой рефлексии интернет-пользователей // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2020. – № 5 (148). – С. 97-105. – Электронная копия доступна в науч. электрон. б-ке Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/feminitivy-kak-obekt-metayazykovoy-refleksii-internet-polzovateley (дата обращения: 18.11.2024).
10. Резанова З.И. Внутренняя форма слова как объект метаязыковой рефлексии в условиях чат-коммуникации // Язык и культура. – 2008. – № 1. – С. 78-85. – Электронная копия доступна в науч. электрон. б-ке Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vnutrennyaya-forma-slova-kak-obekt-metayazykovoy-refleksii-v-usloviyah-chat-kommunikatsii (дата обращения: 18.11.2024).
11. Соловьева Т.Г. Компонентный анализ лексического значения слова // VI Ломоносовские чтения. – Архангельск, 1994. – С. 152-153.
12. Тамразова И.Г. Делокутивность как проявление метаязыковой рефлексии в русском и французском языках // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2014. – № 12-1. – С. 314-317. – Электронная копия доступна в науч. электрон. б-ке Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/delokutivnost-kak-proyavlenie-metayazykovoy-refleksii-v-russkom-i-frantsuzskom-yazykah (дата обращения: 18.11.2024).
13. Холманских Ю.С. Метаязыковая рефлексия в американской поэзии (на примере текстов П. Роджерс) // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. – 2023. – № 9 (877). – С. 149-155. – Электронная копия доступна в науч. электрон. б-ке Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metayazykovaya-refleksiya-v-amerikanskoy-poezii-na-primere-tekstov-p-rodzhers?ysclid=m3mtyg41a7948752162
14. Шагдарова Д.Л. О компонентном анализе значения слов : (На примере терминов родства монгольского и русского языков) // Вестник Бурятского университета. Серия 18, Востоковедение. – 2006. – Вып. 3. – С. 154-164.
15. Шумарина М.Р. Язык в зеркале художественного текста : (метаязыковая рефлексия в произведениях русской прозы) : монография / М. Р. Шумарина. – Москва : Флинта : Наука, 2011. – 325 с.
Рубрики каталога: Языкознание -- Общее языкознание -- ;
Оценка ответа:
затрудняюсь ответить: 0
бесполезно: 0
кое-что пригодилось: 0
многое подходит: 1
идеально: 0

Оцените ответ:
Ваши комментарии для библиографа:



Введите текст на картинке: