Виртуальная справочная служба (Российская национальная библиотека)
Организатор проекта - Российская национальная библиотека
ВИРТУАЛЬНАЯ СПРАВОЧНАЯ СЛУЖБА "СПРОСИ БИБЛИОГРАФА"
сегодня задано 12 из 23 возможных || в базе запросов: 53857

Просмотр запроса №50510

Добрый вечер, уважаемые коллеги! Меня зовут Евгений, я аспирант по направлению «Философия науки и техники». Сейчас работаю над диссертацией на соискание ученой степени кандидата философских наук. Но, к сожалению, вышел на исследовательское плато и не могу сдвинуться с места: кажется, что в знакомой мне литературе нет нужного аспекта. Вероятнее всего, ищу не там, а потому надеюсь на вашу помощь.
Я изучаю развитие цифровых средств коммуникации и их влияние на субъектность индивидов и отдельных социальных групп, а именно – ученых и научных коллективов. В своей работе ищу ответ на вопрос о том, как цифровые технологии (средства коммуникации, а также искусственный интеллект) формируют образ ученого, и как этот виртуальный образ воздействует на ученых, на их осознание своей роли в обществе. Проблема междисциплинарная, включает вопросы из области теории коммуникации, психологии, философии, социологии, etc.
Конечно, был бы рад помощи от вас по всем направлениям, но понимаю, что это колоссальный труд. А потому буду рад любым советам. И прошу помочь подобрать литературу, изучающую понятие субъектности личности. В данном случае под субъектностью понимаем набор качеств, определяющих деятельностную способность и самоидентификацию. Это понятие крайне близко к идентичности. Разумеется, я начал изучение идентичности с Эрика Эриксона, который ввел это понятие в научный оборот. А вот исследование субъектности в чистом виде встречал крайне мало: частично этой темы касается в своих работах Мануэль Кастельс, чуть обширнее – Г.Л.Тульчинский. В общем, буду благодарен любым советам.
Благодарю вас!!
Ответ [2023-12-02 21:01:20] :
Здравствуйте. Тема предполагает просмотр литературы, что невозможно в рамках Виртуальной службы. Предлагаем материалы, в основном касающиеся формирования образа ученого, которые, надеемся, пригодятся для вашего исследования (источники – БД E-library, БД по науковедению и социологии и философии ИНИОН РАН, ИПС Google Академия):
1. Аблажей А.М. Трансформация профессиональной идентичности ученого в условиях реформирования науки (анализ постсоветского опыта). – DOI 10.25205/2541-7517-2018-16-1-102-111 // Сибирcкий философский журнал. – 2018. – Т. 16, № 1. – С. 102-111. – Электронная копия доступна на сайте журн. URL: https://sibphil.elpub.ru/jour/article/view/56/32 (дата обращения: 01.12.2023).
2. Бен Дэвид Д. Роль ученого в обществе : пер. с англ. / Д. Бен Дэвид ; Европ. ун-т в Санкт Петербурге. – Москва : Новое лит. обозрение, 2014. – 343 с., табл. – (История науки).
3. Ваганов А.Г. Ученые и журналисты: проблемы коммуникации // Управление наукой и наукометрия. – 2016. – № 2. – С. 48-60. – Электронная копия доступна в науч. электрон. б-ке Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/uchenye-i-zhurnalisty-problemy-kommunikatsii (дата обращения: 01.12.2023).
4. Володарская Е.А. Социально-психологическая концепция имиджа науки в обществе : автореф. дис. ... д-ра психол. наук / Володарская Елена Александровна ; [Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова]. – Москва, 2009. – 47 с. – Электронная копия доступна на сайте Факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. URL: http://www.psy.msu.ru/science/autoref/doc/volodarskaya.pdf (дата обращения: 01.12.2023).
5. Володарская Е.А. Исследование образа ученого в контексте концепции социальных представлений Сержа Московиси // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. – 2021. – Т. 18, № 2. – С. 402-421. – Электронная копия доступна в науч. электрон. б-ке Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-obraza-uchenogo-v-kontekste-kontseptsii-sotsialnyh-predstavleniy-serzha-moskovisi (дата обращения: 01.12.2023).
6. Главчева Ю.Н. Образ ученого в информационном пространстве: обеспечение идентификации в системах. Авторские профили и идентификаторы (ORCID; ResearcherID; Scopus; Google scholar) // ХV Международная методическая школа-семинар «Современные педагогические технологии в образовании», НТБ НТУ «ХПИ». – Харьков, 2018. – Электронная копия доступна на сайте Core. URL: https://core.ac.uk/download/pdf/161786471.pdf (дата обращения: 01.12.2023).
7. Данилевич Я.Б. Имидж ученого: современные PR-технологии в экономике знаний / Я.Б. Данилевич, С.А. Коваленко // Вестник Российской академии наук. – 2005. – Т. 75, № 1. – С. 32-35. – Электрон. копия доступна в науч. электрон. б-ке eLibrary. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=9136075 (дата обращения: 01.12.2023). – Доступ после регистрации.
8. Дьячков А.А. Проблема познания субъектности и психологическое знание / А.А. Дьячков, П.А. Гордеева // Вестник Мининского университета. – 2022. – Т. 10, № 3 (40). – С. 16. – Электрон. копия доступна в науч. электрон. б-ке Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-poznaniya-subektnosti-i-psihologicheskoe-znanie (дата обращения: 01.12.2023).
9. Ильиных С.А. "Научный этос": дополнение к образу ученого // Общество: социология, психология, педагогика. – Краснодар, 2016. – № 5. – С. 11-13. – Электрон. копия доступна в науч. электрон. б-ке Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nauchnyy-etos-dopolnenie-k-obrazu-uchenogo?ysclid=lpocttek8r903399115 (дата обращения: 01.12.2023).
10. Искандерова Р.Э. Образ ученого, формируемый продуктами массовой культуры // Социально-экономическое управление: теория и практика. – 2018. – № 1. – С. 71-73. – Электронная копия доступна на сайте ИжГТУ. URL: https://istu.ru/images/izdat/soc/2018/1/2018-1-iskanderova.pdf (дата обращения: 01.12.2023).
11. Киселев В.Н. Проблема социальной самоидентификации философствующей личности в современной институциональной философии России / МГУ им. М.В. Ломоносова, Фак. гос. упр. Каф. философии и методол. науки. – Москва : МАКС Пресс, 2003. – 342 с.
12. Константинова В.Г. Феномен имиджа в научных исследованиях // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2011. – Т. 17, № 4. – С. 221-225. – Электрон. копия доступна в науч. электрон. б-ке Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-imidzha-v-nauchnyh-issledovaniyah (дата обращения: 01.12.2023).
13. Лещинская Н.М. Аналитический обзор научно-исследовательской литературы по проблемам типов и механизмов идентификации и самоидентификации. – DOI 10.31804/2687-0606-2021-2-3-35-59 // Социология искусственного интеллекта. – 2021. – Т. 2, № 3. – С. 35-59. – Электрон. копия доступна в науч. электрон. б-ке eLibrary. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46709725 (дата обращения: 01.12.2023). – Доступ после регистрации.
14. Огородников А.Ю. Прагматические и аксиологические основания деятельности ученого в мировом научном пространстве // Медицина. Социология. Философия. Прикладные исследования. – 2021. – № 4. – С. 100-106. – Электрон. копия доступна в науч. электрон. б-ке Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pragmaticheskie-i-aksiologicheskie-osnovaniya-deyatelnosti-uchenogo-v-mirovom-nauchnom-prostranstve (дата обращения: 01.12.2023).
15. Разина Т.В. Источниковая база для изучения имиджа ученого / Т.В. Разина, Е.А. Володарская // Человеческий капитал. – 2017. – № 2. – С. 6-11. – Электрон. копия доступна в науч. электрон. б-ке eLibrary. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28830733 (дата обращения: 01.12.2023). – Доступ после регистрации.
16. Расина Э.О. Структурная композиция виртуального образа личности в контексте российского интернет-пространства // Научный результат. Педагогика и психология образования. – 2020. – Т. 6, № 1. – С. 93-104. – Электрон. копия доступна в науч. электрон. б-ке Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strukturnaya-kompozitsiya-virtualnogo-obraza-lichnosti-v-kontekste-rossiyskogo-internet-prostranstva (дата обращения: 01.12.2023).
Подбор литературы по определенной тематике Вы можете заказать в Информационно-сервисном центре РНБ (открыть ссылку). Услуги предоставляются на платной основе.
Оценка ответа:
оценки отсутствуют

Оцените ответ:
Ваши комментарии для библиографа:



Введите текст на картинке: