Виртуальная справочная служба (Российская национальная библиотека)
Организатор проекта - Российская национальная библиотека
ВИРТУАЛЬНАЯ СПРАВОЧНАЯ СЛУЖБА "СПРОСИ БИБЛИОГРАФА"
сегодня задано 4 из 17 возможных || в базе запросов: 52348

Просмотр запроса №26922

Вопрос . Здравствуйте, подскажите пожалуйста литературу по истории копирования произведений искусства (живопись, скульптура). Интересует в целом история воспроизведения и история экспонирования копий в художественном музее.
Ответ [2015-06-23 15:15:04] :
Здравствуйте. Предлагаем Вам следующую литературу (источники – ЭК РНБ, БД Информкультура, БД Арбикон, E-library, ИПС Google):
1. Азизян И.А. Диалог Архипенко с Баром : проблема оригинала // Художественная культура русского зарубежья: 1918-1939 : сб. ст. / РАН. – М. : Индрик, 2008. – С. 71-89: ил.
Аннотация: Проблемы копирования и датировки своих произведений скульптором А.П. Архипенко, обсуждавшиеся в его переписке с директором нью-йоркского Музея современного искусства А. Барром (1925-1944 гг.).
2. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости : избр. эссе / Вальтер Беньямин ; [предисл., сост., пер. и примеч. С.А. Ромашко] ; Нем. культур. центр им. Гете. – М. : МЕДИУМ, 1996. – 240 с.
3. Ваняев В.А. Искусство копирования, как неотъемлемая часть художественно-исторического процесса, на примере взаимного, конструктивного развития голландской и немецкой живописных школ первой половины 16, второй половины 18 века // Методология художественно-педагогического образования в глобальном социокультурном образовательном пространстве : материалы междунар. науч.-практ. конф. – М. : МПГУ, Прометей. – 2012. – С. 258-262 ; То же [Электронный ресурс]. – URL: (открыть ссылку) (23.06.2015).
4. Ваняев В.А. Историко-культурологический аспект копирования произведений изобразительного искусства // Преподаватель XXI век. – 2012. – № 3, ч. 1. – С. 134-140 ; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://prepodavatel-xxi.ru/sites/default/files/PXXI-2012-3-soder.pdf (23.06.2015).
5. Ваняев В.А. Технико-технологический аспект копирования произведений станковой масляной живописи как альтернативная параллель при создании художественного произведения (картины) // Преподаватель XXI век. – 2013. – № 1, ч. 1. – С. 135-138.
6. Демаков Е.А. Феномен копирования в изобразительном искусстве // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА. – 2011. – № 4-2. – С. 161-168.
7. Дриккер А.С. Идеальная экспозиция в демократической культуре // В поисках музейного образа : материалы науч. конф. (12-13 апр. 2007, С.-Петербург). – СПб. : СПбГУ, 2007. – С. 177-185.
Аннотация: Актуальные тенденции в разработке концепций музейных экспозиций; дискуссии о приоритете просветительства или развлекательности в музее; проблемы раритета и копии, виртуального музея. Вывод об уверенном торжестве симулякра, основанный на обзоре экспозиций новейших российских музеев.
8. Микац О.В. Копирование в Эрмитаже как школа мастерства русских художников XVIII-XIX вв. / О.В. Микац ; Гос. Эрмитаж. – СПб. : ГЭ, 1996. – 79 с.
9. Оригинал и повторение в живописи : экспертиза худож. произведений : сб. науч. тр. / Всерос. худож. науч.-реставрац. центр им. И. Э. Грабаря ; [редкол.: И.Е. Ломидзе (отв. ред.) и др.]. – М. : ВХНРЦ, 1988 (1989). – 206 с. : ил.
10. Проблема копирования в европейском искусстве : материалы науч. конф., 8-10 дек. 1997 г., Рос. акад. художеств / [Редкол.: Г.И. Вздорнов (отв. ред.) и др.]. – М. : Б. и., 1998. – 295 с.
11. Турчин В. Счастливая мысль // Наше наследие. – 1999. – № 48. – С. 7 – 25: ил.
Аннотация: К 100-летию Гос. музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, идея о создании которого зародилась еще в начале XIX в. и осуществилась только в начале XX столетия. История строительства музея (заложен в 1898 г., открыт в 1912 г.) и роль И.В. Цветаева в осуществлении замысла Музея изящных искусств, в котором были представлены слепки и копии с оригиналов скульптур и произведения искусства Древнего Рима и Древней Греции, Египта, эпохи Возрождения и Средневековья.
12. Федотова Е.Д. К вопросу о предполагаемых копиях [бронзовые отливы] произведений Кановы из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина // Итальянский сборник / Рос. АХ. НИИ теории и истории изобраз. искусств. – М. – 2000. – Вып. 2. – С. 182 – 189.
13. Ханолайнен Д.П. Эстетика воспроизводимого в современном искусстве // Философия и культура. – 2013. – № 11 (71). – С. 1598-1606.
14. Янковская Г. Бригадный метод и другие "ноу-хау" изополитики эпохи сталинизма / Галина Янковская // Визуальная антропология : режимы видимости при социализме / Центр социал. политики и гендерных исслед. – М. : ЦСПГИ : Вариант, 2009. – С. 126-140 : ил.
Аннотация: Особенности развития изобразительного искусства в условиях идеологического прессинга и плановой экономики. Система массового производства копий произведений советского искусства; распространение "бригадного метода" в станковой живописи и монументальной скульптуре; "разнарядки по размерам" и тематическое планирование творчества. Принципы определения стоимости художественных произведений и авторских гонораров.
15. Cuzin J.-P. Les moulages dans les musees // Revue du Louvre. – 1993. – N 1. – P. 5-6.
Аннотация: Проблема правомерности присутствия в музейных экспозициях копий произведений искусства или памятников наравне с оригиналами. Приводятся аргументы pro и contra муляжей и макетов, в т.ч. из первой исторической дискуссии на эту тему в 1875 г. Рассматриваются примеры сосуществования копий и оригиналов в Лувре, Музее французских памятников, Музее Моне в Живерни. Факторы, влияющие на принятие решения об экспонировании копии (научные, дидактические, эстетические, рекреационные). Случаи, в которых предпочтительно экспонировать копию или муляж: нетранспортабельность, хрупкость, особая ценность, удаленность оригинала; восстановление утраченных фрагментов оригинала и др. (Франция). О.Т.
Являясь жителем Петербурга, Вы можете обратиться за дополнительной информацией к библиографам РНБ.
Рубрики каталога: Изобразительное искусство -- ;
Оценка ответа:
затрудняюсь ответить: 0
бесполезно: 0
кое-что пригодилось: 0
многое подходит: 1
идеально: 1

Оцените ответ:
Ваши комментарии для библиографа:



Введите текст на картинке: