Виртуальная справочная служба (Российская национальная библиотека)
Организатор проекта - Российская национальная библиотека
ВИРТУАЛЬНАЯ СПРАВОЧНАЯ СЛУЖБА "СПРОСИ БИБЛИОГРАФА"
сегодня задано 5 из 23 возможных || в базе запросов: 54192

Публикации

Проблемы эффективной организации и использования электронных информационных ресурсов в национальной библиотеке

Электронные ресурсы ( ЭР) приобретают все большее значение для библиотек всех типов, независимо от количественных характеристик фондов и обслуживаемой аудитории. Проблемы эффективной организации и использования электронных информационных ресурсов в национальной библиотеке, куда составной частью входят полнотекстовые и библиографические БД, достаточно хорошо известны: определение критериев отбора ЭР; обеспечение простоты и комфортности интерфейса; доступность информации, стабильность охвата ресурса, долговечность информации; стоимость, предсказуемость ценообразования; оборудование и техническая поддержка, наличие физического пространства, необходимого для размещения и хранения информации и др.
Для более эффективного использования ЭР необходимо очертить комплекс требований, которым должны соответствовать приобретаемые продукты
(1)Общие требования:
  • Материал преимущественно из российских источников;
  • Материал с регулярным обновлением и четким указанием даты последнего обновления для конечного пользователя/абонента;
  • Наличие четкой и своевременной информации об изменениях продукта или содержания c режимом завершения и/или возврата.
(2) Технические требования:
  • Подписка на базе Веб;
  • Доступ по прокси-серверу/ или имени пользователя и паролю;
  • Неограниченный доступ;
  • Четкий пользовательский интерфейс и простые режимы поиска;
  • Интерфейс доступный для лиц с нарушениями зрения (VIP);
  • Возможность каждого партнера получать значимую статистику по использованию;
  • Дистанционный доступ с идентификацией пользователя (в идеале для благонадежных пользователей!)
(3) Требования к поддержке:
  • Общедоступная точка помощи для поддержки ресурсов;
  • Доступ к администрированию с настройкой на потребности;
  • Обучение библиотечного персонала/пользователей.
(4) Требования по ценам/контрактам:
  • Прозрачные цены на продукт и четкая структура ценообразования;
  • Возможность синхронизации с действующими подписками;
  • Счета-фактуры для отдельных партнеров;
  • Уведомления о продлении;
  • Информация обо всех ограничениях для библиотек на выдачу материалов библиотечным пользователям;
  • Информация обо всех ограничениях для библиотек или библиотечных пользователей на печать материалов;
  • Модульный подход к отбору изданий.
В настоящее время, библиотеки-покупатели скорее не контролируют приобретение ресурсов, определяя конкретные требования, а скорее реагируют на предложение. Издатели активно выступают на библиотечном рынке со своими предложениями, которые требуют сложной и длительной оценки, редко при этом обеспечивая соответствие цены и качества. Сроки и условия доступа бывают не всегда благоприятны для библиотек. В плане решения таких вопросов разрабатываются две интересные стратегии.
Во-первых, разработка стандартных технических условий для услуг, определяющих основные требования библиотек. Именно технические условия будут определять, что требуется, и только затем библиотеки будут обращаться в издательства.
Во-вторых, английский Консорциум Co-East разработал стратегию, представленную на веб-сайте (www.co-east.net/working_groups/content). Документ, намечающий не только стратегию, но и критерии отбора ресурсов, также содержит интерактивную анкету, которую поставщикам предлагается заполнить по заданным параметрам вместо простого обращения. Думается, что такой опыт можно использовать и в деятельности российских консорциумов, в частности НЭИКОНа.
В настоящее время объединение библиотек в рамках консорциумов ни у кого не вызывает сомнений. Однако существует целый ряд вопросов и трудностей, возникающих у библиотек-участниц в отношении ЭР.
  1. Важным является нахождение компромиссов в решении вопросов, при этом компромиссы могут трактоваться как умение поступаться своими интересами. Консорциумы предусматривают обратную связь от участвующих библиотек, регулярные встречи-собеседования с поставщиками для отслеживания и наращивания ресурсной базы.
  2. Существенно важным также считается обеспечение дистанционного доступа, т. е. доступа не из библиотеки, а из дома или офиса. Это может быть проблематичным для издателей. Кроме того, ограничение числа одновременных пользователей считается препятствием к обеспечению доступа для всех.
  3. Прогноз стоимости продукта чрезвычайно затруднителен, поскольку на стоимость влияют условия лицензирования, часто зависящие от той или иной практики пользования, местонахождения и численности читателей.
  4. Проблема подготовки библиографов по работе с ЭР. Эта проблема решается в РНБ достаточно успешно. Ежегодно для сотрудников РНБ проводится цикл семинаров-тренингов по работе с БД. На Высших библиотечных курсах читается курс "Информационные технологии в библиотечном деле". Регулярно проводятся и курсы по обучению пользователей. В том, что касается пользователей, иногда отмечается проблема уровня интеллектуального доступа, когда интерфейсы и методы поиска рассчитаны на специалиста или ученого, а не на широкую публику.
  5. Возможность дополнительной управленческой информации, создание понятных методических руководств для пользователей является действенным средством повышения эффективности использования ресурсов.