Здравствуйте. См. ответы на запросы №№ 24053, 30887, 35072, 35683, 38363, 40923, 42994, 46581 и 46629 в Архиве выполненных запросов. Предлагаем также следующие материалы (источники – ЭК РГБИ, БД E-library, ИПС Google Академия):
1. Гусарова К.О. "Загримированные" картины и "живопись" на лице. Макияж в контексте европейской художественной культуры Нового времени // Искусствознание. – 2020. – № 3. – С. 40-55.
Аннотация: Сравнение живописи и макияжа в споре "пуссенистов" и "рубенсистов" во Франции в 1670-е гг., в частности в трудах художественного критика Р. де Пиля. Отождествление живописи и макияжа в картине Ф. Буше "Мадам де Помпадур за туалетом" (1758). Противопоставление естественного и искуственного, копии и оригинала в дискуссиях о живописи и макияже, в том числе о подражании живописи природе. Отождествление косметических практик с живописью с трудах Ш. Бодлера и Т. Готье и их противопоставление в творчестве М. Пруста. Восприятие макияжа как формы искусства в начале 20 в.
2. Лиманская Л.Ю. П.П. Рубенс: "Автопортрет в окружении друзей из Мантуи". Проблемы интерпретации // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». – 2020. – № 1 (20). – С. 127-138. – Электронная копия доступна в науч. электрон. б-ке Киберленинка. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/p-p-rubens-avtoportret-v-okruzhenii-druzey-iz-mantui-problemy-interpretatsii (дата обращения: 04.03.2024).
3. Лиманская Л.Ю. Память и образ: интерпретация античной традиции в творчестве Рубенса и его современников // Образная память и средства художественной выразительности в истории искусства. – Москва, 2022. – С. 15-32.
4. Лопухина М. Под знаком Рубенса: увлекательный рассказ, готовящий к встрече с Антверпеном // ДИ. Диалог искусств. – 2023. – № 2. – С. 126-130.
Аннотация: О выставке произведений мастерской Рубенса и фламандской живописи 17 в. в Музее "Новый Иерусалим".
5. Саблин И.Д. Рубенс на пиру у царя Ирода: к проблеме повторений и самоцитирования в классическом искусстве // European science. – 2015. – № 3 (4). – С. 83-87. – Электронная копия доступна в науч. электрон. б-ке Киберленинка. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/rubens-na-piru-u-tsarya-iroda-k-probleme-povtoreniy-i-samotsitirovaniya-v-klassicheskom-iskusstve (дата обращения: 04.03.2024).
6. Шарнова Е.Б. Жест во французской академической картине последней трети XVII – начала XVIII века // Вопросы искусствознания. – 1997. – № 2 (11). – С. 449-456.
Аннотация: Передача эмоций человека через движение как один из ключевых принципов Французской королевской академии живописи. Жест, мимика как средства передачи эмоций. Картина Ж.Б. Лебрена "Палатка Дария" (Версаль, Национальный музей) как образец академического изображения жеста в живописи. Новый взгляд на значение жестов в творчестве Ж. Жувене и его учеников. Появление движения "рубенсизма" в академической системе и его влияние на изменение отношения к жесту. Утрата смыслового значения жеста как показатель кризиса академической системы на рубеже 17 – 18 вв. Жест в творчестве Б. Булоня и А. Куапеля.
7. Шашкина К.Г. Заказчики и исполнители серии шпалер" История императора Константина" по картонам П.П. Рубенса // Дом Бурганова. Пространство культуры. – 2018. – № 2. – С. 73-86.