Виртуальная справочная служба (Российская национальная библиотека)
Организатор проекта - Российская национальная библиотека
ВИРТУАЛЬНАЯ СПРАВОЧНАЯ СЛУЖБА "СПРОСИ БИБЛИОГРАФА"
сегодня задано 3 из 23 возможных || в базе запросов: 53875

Архив виртуальной справочной службы Российской национальной библиотеки "Спроси библиографа"

Просмотр запроса №51059

Здравствуйте! Порекомендуйте, пожалуйста, литературу (книги, статьи) по теме: "Восточные мотивы в сценографии Леона Бакста на примере балета "Синий бог". Спасибо!
Ответ [2024-01-24 10:50:20] :
Здравствуйте. См. ответы на запросы №№ 40237, 2836 и 36734 в Архиве выполненных запросов. Предлагаем также следующие материалы (источники – ЭК РГБИ, БД E-library, БД по истории, археологии и этнологии ИНИОН РАН, ИПС Google Академия):
1. Беспалова Е.Р. "Синий бог" – балет антрепризы Дягилева // Вопросы театра. – 2018. – № 1/2. – С. 287-310. – Электронная копия доступна в науч. электрон. б-ке Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/siniy-bog-balet-antreprizy-dyagileva (дата обращения: 23.01.2024).
2. Беспалова Е.Р. Бакст и Кокто // Собрание. Искусство и культура. – 2019. – № 10. – С. 40-53.
Аннотация: О личных и творческих взаимоотношениях поэта Ж. Кокто с художником Л. Бакстом, импресарио С. Дягилевым и танцовщиком В. Нижинским. Подробнее об истории создания и оценке прессой и современниками балета "Синий бог" Р. Гана (либретто Ж. Кокто, хореогр. М. Фокин, в заглавной роли В. Нижинский, Русский балет Дягилева, 1911 г.), об оценке Бакстом своей работы над костюмами к этому балету. О графическом портрете Ж. Кокто, созданном Бакстом в 1915 г. О роли Ж. Кокто в создании балета "Парад" (1917).
3. Давыдова М.В. Русские сезоны: Лев Бакст в спектаклях русского балета в Париже // Пинакотека. – 1998. – № 6/7. – С. 42-47.
Аннотация: О творчестве Л. Бакста, его участии в "Русских сезонах", оформлении балетных спектаклей: "Шехеразада" на музыку Н.А. Римского-Корсакова (1910), "Синий бог" Р. Гана (1912) и "Видение розы" на музыку К.М. фон Вебера (1911) в хореографии М. Фокина.
4. Давыдова М.В. Художники "Мира искусства" в антрепризе С. Дягилева // Мир искусств. – 2001. – Вып. 4. – С. 212-242.
Аннотация: Творчество мастеров объединения "Мир искусства" как художественное явление. Стилевые особенности, самобытность и новаторство, художественно-выразительные приемы и средства, характерные для театрально-декорационного оформления спектаклей "Русских сезонов" С. Дягилева в Париже (хореогр. М. Фокин). В частности, об оформлении А. Бенуа балетных спектаклей "Павильон Армиды" Н. Черепнина (премьера 12 мая 1909), "Петрушка" И. Стравинского (премьера 13 июня 1911). О декорациях и костюмах, созданных Л. Бакстом к спектаклям "Шехеразада" Н. Римского-Корсакова (1910), "Синий бог" Р. Ана (1912), "Призрак розы" на музыку К. Вебера (1911). Об оформлении А. Головиным балета И. Стравинского "Жар-птица" (1910).
5. Крюкова А.Н. Театральные образы Л. Бакста в истории дизайна XX в. // Сборник статей по результатам работы региональной научно-технической конференции "Научные чтения студентов и аспирантов": Направление ист.-гуманит. / Федер. агентство по образованию. Тольят. гос. ун-т. – Тольятти, 2005. – С. 221-223.
6. Лев Бакст : живопись : графика : театрально-декорационное искусство : альбом / авт. текста и сост. С.В. Голынец. – Москва : Изобраз. искусство, 1992. – 239 с.
7. Любимов Д. «Шехеразада» Н. Римского-Корсакова – Л. Бакста: haute couture на балетной сцене // Ученые записки Российской академии музыки им. Гнесиных. – 2021. – № 3. – С. 32-39. – Электронная копия доступна на сайте журн. URL: https://uz.gnesin-academy.ru/wp-content/uploads/2021/03/Zapiski%203(38)2021_print.pdf#page=32 (дата обращения: 23.01.2024).
8. Махлина С.Т. Лев Бакст-художник балетных спектаклей // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. – 2017. – № 2 (31). – С. 38-43. – Электронная копия доступна в науч. электрон. б-ке Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lev-bakst-hudozhnik-baletnyh-spektakley (дата обращения: 23.01.2024).
9. Портнова Т.В. Иконография балетного костюма Льва Бакста // Актуальные проблемы современной науки. – 2006. – № 4. – С. 86–93. – Библиогр. в примеч.
10. Хмельницкая Е.С. Л. Бакст и воплощенные в фарфоре фигуры участников "Русских сезонов" С. Дягилева // Вестник Академии русского балета им. А.Я. Вагановой. – 2016. – № 5 (46). – С. 83-92. – Электронная копия доступна в науч. электрон. б-ке Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/l-bakst-i-voploschennye-v-farfore-figury-uchastnikov-russkih-sezonov-s-dyagileva (дата обращения: 23.01.2024).
11. Хорошилова О.А. Сценическое творчество Льва Бакста и ориентальная мода XX века // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена : Общественные и гуманитарные науки. – 2009. – № 92. – С. 271-273. – Электронная копия доступна в науч. электрон. б-ке Киберленинка. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/stsenicheskoe-tvorchestvo-lva-baksta-i-orientalnaya-moda-xx-veka (дата обращения: 23.01.2024).
12. Цискаридзе Н.М. Метаморфозы «Синего бога» / беседу с Н.М. Цискаридзе ведет Э.В. Махрова // Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. – 2016. – № 2. – С. 105-109. – Электронная копия доступна на сайте журн. URL: https://vaganov.elpub.ru/jour/article/view/298 (дата обращения: 23.01.2024).
Аннотация: Танцовщик Н. Цискаридзе о спектакле "Синий бог", осуществленный в рамках проекта "Русские сезоны XXI века", где он исполнил заглавную партию. Спектакль воссоздает замысел одноименной постановки дягилевской антрепризы 1912 г., но, наряду с точным воспроизведением сценографии Л. Бакста, имеет и целый ряд отличительных особенностей, делающих его самостоятельным художественным произведением.(Постановщик спктакля У. Иглинг, руководитель проекта А. Лиепа, 2005).