Виртуальная справочная служба (Российская национальная библиотека)
Организатор проекта - Российская национальная библиотека
ВИРТУАЛЬНАЯ СПРАВОЧНАЯ СЛУЖБА "СПРОСИ БИБЛИОГРАФА"
сегодня задано 8 из 28 возможных || в базе запросов: 51463

Архив виртуальной справочной службы Российской национальной библиотеки "Спроси библиографа"

Просмотр запроса №48621

Вопрос . Литература по методике преподавания в XIX-первой половине ХХ вв. следующих дисциплин:
-русский язык
-математика
-латинский язык
-греческий язык
-история
-география.
Ответ [2023-04-26 20:35:01] :
Здравствуйте. Предлагаем следующие материалы (источники – ЭК РНБ, БД E-library, ИПС Google Академия):
1. Великоруссов П.В. Ретроспективный анализ методики преподавания технических учебных дисциплин в России в XIX – первой половине XX веков / П.В. Великоруссов, М.М. Воронина, Е.И. Спиридонов // Современные проблемы профессионального образования: опыт и пути решения. – Иркутск, 2019. – С. 77-81. – Электрон. копия доступна в науч. электрон. б-ке eLibrary. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42821373 (дата обращения: 26.04.2023). – Доступ после регистрации.
2. Ветчинова М.Н. Иноязычное образование в гимназиях России в XIX веке // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. – 2006. – № 2. – С. 142-146. – Электронная копия доступна в науч. электрон. б-ке Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/inoyazychnoe-obrazovanie-v-gimnaziyah-rossii-v-xix-veke (дата обращения: 26.04.2023).
3. Калинина Е.А. Древние языки в провинциальных гимназиях Европейского Севера России в первой половине XIX века: организация и проблемы обучения // Россия и Греция: диалоги культур. – Петрозаводск, 2017. – С. 45-52.
4. Кацман Н.Л. Латинский язык как общеобразовательный предмет обучения в России на протяжении XX века // Индоевропейское языкознание и классическая филология. – 2010. – Т. 14, № 2. – С. 17-32. – Электронная копия доступна в науч. электрон. б-ке Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/latinskiy-yazyk-kak-obscheobrazovatelnyy-predmet-obucheniya-v-rossii-na-protyazhenii-xx-veka (дата обращения: 26.04.2023).
5. Копировский А.М. Преподавание теории и истории искусства в светских и церковных учебных заведениях России XIX – начала XX в. // Образование и наука. – 2017. – Т. 19, № 3. – С. 171-184. – Электронная копия доступна в науч. электрон. б-ке Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prepodavanie-teorii-i-istorii-iskusstva-v-svetskih-i-tserkovnyh-uchebnyh-zavedeniyah-rossii-xix-nachala-xx-v (дата обращения: 26.04.2023).
6. Корнева Г.В. Из истории обучения русскому языку инородцев в XIX – начале XX века // Актуальные проблемы современной методики преподавания русского языка в школе и вузе. – Рязань, 2018. – С. 209-213. – Электрон. копия доступна в науч. электрон. б-ке eLibrary. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36772015 (дата обращения: 26.04.2023). – Доступ после регистрации.
7. Корнилов Н.В. Полузабытые страницы методики преподавания русского языка: П.М. Перевлесский // Известия Воронежского государственного педагогического университета. – 2020. – № 1. – С. 138-143. – Электронная копия доступна на сайте журн. URL: http://izvestia.vspu.ac.ru/content/izvestia_2020_v286_N1/138-143.pdf (дата обращения: 26.04.2023).
8. Лоскутова М.С чего начинается Родина?: Преподавание географии в дореволюционной школе и региональное самосознание (XIX – начало XX в.) // Ab Imperio. – 2003. – Т. 2003, № 3. – С. 159-198. – Электронная копия доступна на сайте Project MUSE. URL: https://muse.jhu.edu/pub/178/article/559889/summary (дата обращения: 26.04.2023).
9. Максимова С.Н. Тенденции развития преподавания древних языков в русской классической гимназии XIX – начала XX века : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Максимова Светлана Николаевна ; Удмурт. гос. ун-т. – Ижевск, 2002. – 23 с. – Электронная версия фрагмента дис. доступна на сайте dissercat. URL: https://www.dissercat.com/content/tendentsii-razvitiya-prepodavaniya-drevnikh-yazykov-v-russkoi-klassicheskoi-gimnazii-xix-nac?ysclid=lgxoni6xl1207798156 (дата обращения: 26.04.2023).
10. Паладьева А.Ф. Особенности полемики вокруг проблемы преподавания древних языков в гимназиях (1898-1905 гг.) // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2013. – № 4. – С. 44-47. – Электронная копия доступна в науч. электрон. б-ке Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-polemiki-vokrug-problemy-prepodavaniya-drevnih-yazykov-v-gimnaziyah-1898-1905-gg (дата обращения: 26.04.2023).
11. Петрова О.С. Историческая география России как учебная дисциплина в XIX – начале ХХ вв. // Genesis: исторические исследования. – 2013. – № 1. – С. 30-49. – Электронная копия доступна на сайте Nota Bene. URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=617 (дата обращения: 26.04.2023).
12. Садовников Н.В. Предмет теории и методики обучения математике как научной области // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. – 2012. – № 28. – С. 1012-1019. – Электронная копия доступна в науч. электрон. б-ке Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/predmet-teorii-i-metodiki-obucheniya-matematike-kak-nauchnoy-oblasti (дата обращения: 26.04.2023).
13. Текучева И.В. О базисной категории «метод преподавания» в учебниках по методике преподавания русского языка начала ХХ в. // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. – 2018. – № 1. – С. 82-90. – Электронная копия доступна в науч. электрон. б-ке Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-bazisnoy-kategorii-metod-prepodavaniya-v-uchebnikah-po-metodike-prepodavaniya-russkogo-yazyka-nachala-hh-v (дата обращения: 26.04.2023).
14. Текучева И.В. Статус методики преподавания русского языка в начале ХХ в. // Перспективы науки. – 2019. – № 6. – С. 152-154. – Электронная копия доступна на сайте Фонда развития науки и культуры. URL: https://moofrnk.com/assets/files/journals/science-prospects/117/science-prospect-6(117)-main.pdf#page=152 (дата обращения: 26.04.2023).
15. Шоробура И.М. Периодизация становления и развития школьного географического образования (ХІХ – ХХ века) // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. – 2013. – № 4. – С. 182-190. – Электронная копия доступна на сайте Core. URL: https://core.ac.uk/download/pdf/160009068.pdf (дата обращения: 26.04.2023).