Публикации
С.Д. Мангутова [как ссылаться эту статью]
От традиционных указателей к интернет-ориентированным поисковым системам: электронный путеводитель по библиографическим источникам (по результатам пилотного проекта РНБ)
Путеводитель - это особый жанр библиографического пособия, задачей которого является ориентирование пользователя в основных источниках информации. Чаще всего путеводитель соединяет в себе "сведения о первичных документах и источниках библиографической информации по теме путеводителя с различного рода методическими советами и рекомендациями" (1). Путеводители давно и прочно заняли свое место в ряду важнейших типов библиографических пособий. Особенно широко этот тип пособий распространен за рубежом, где первые путеводители появились еще в конце XIX - начале XX вв. Среди них первый универсальный путеводитель, вышедший в США в 1902 г. и выдержавший с тех пор одиннадцать изданий (2), пособия, изданные в Польше (3), Швейцарии (4), Англии (5).
В России первые путеводители появились только в 1930-е гг., однако в нашей стране этот жанр библиографического пособия не получил такого широкого распространения, как за рубежом (6). В конце 1950-х гг. появляется первое в СССР универсальное пособие-путеводитель, подготовленное И. К. Кирпичевой "Библиография в помощь научной работе" (Л., 1958). Пособие, содержавшее сведения о широком круге различных универсальных и отраслевых справочников и библиографических указателей, сразу стало настольной книгой для специалистов, научных работников, библиографов. В определенной степени продолжением работы И. К. Кирпичевой стало пособие-путеводитель Е. В. Иениш "Библиографический поиск в научной работе" (Л., 1982). Оба путеводителя, каждый для своего времени, давали достаточно полный обзор основных источников выявления литературы, выполняя тем самым основную задачу путеводителя - оказание помощи пользователям по ориентации в библиографических источниках.
Историография вопроса, а также теоретические и методические проблемы создания путеводителей по справочным и библиографическим пособиям были рассмотрены в работах Е. В. Иениш (7), И. В. Гудовщиковой (8), Б. Л. Канделя (9), О. С. Острой (10). Основные положения и выводы, сделанные этими авторами, во многом до сих пор сохраняют свое значение.
Так, еще в 1969 г. Б. Л. Кандель подчеркивал, что "ощущается настоятельная потребность" в путеводителе по справочно-библиографическим изданиям как жанре" (11). Совершенно очевидно, что такой путеводитель необходим специалистам и научным работникам, аспирантам и студентам, библиотекарям и библиографам. Однако с сожалением приходится констатировать, что и сегодня, по прошествии нескольких десятилетий, мы не располагаем путеводителями по большинству отраслей науки, а со времени выхода в свет универсального труда Е. В. Иениш прошло уже более 20 лет. Понятно, что подобные издания требуют постоянного обновления. Так, например, американский "Guide to reference books" переиздается примерно раз в десять лет. В то же время как положительный момент можно рассматривать тот факт, что в 1960-1980-е гг. в России практически сложилась система ретроспективных указателей библиографических пособий, наличие которой создает благоприятные предпосылки для создания путеводителя по основным источникам информации.
В современных условиях активного внедрения новых информационных технологий создание нового универсального путеводителя по библиографическим и справочным изданиям представляется особенно актуальным. Сегодняшняя ситуация характеризуется значительным ростом разнообразных локальных и удаленных, доступных в режиме он-лайн библиографических баз данных. С каждым днем все больше появляется полнотекстовых информационных ресурсов. Отдавая должное улучшению поисковых возможностей электронных ресурсов и повышению эффективности их использования, многие специалисты высказывают обеспокоенность по поводу исключения из научного оборота значительного информационного массива, остающегося за пределами web-среды. Более того, можно заметить, что в последние годы появилось поколение пользователей, имеющее недостаточное представление о печатных библиографических пособиях, в первую очередь ретроспективных. Поэтому задача создания путеводителей по библиографическим пособиям и справочникам сегодня актуальна вдвойне.
В данной ситуации Российская национальная библиотека приступила к реализации проекта по созданию универсального виртуального путеводителя по библиографическим и справочным источникам. Основная цель проекта - дать представление удаленному пользователю об основных источниках выявления информации по различным отраслям знания, сохраняя традиционную методику и используя новые информационные технологии. Электронная форма позволяет расширить границы целевого назначения пособия. Пользователю-специалисту электронная форма обеспечит наилучшие поисковые возможности для удовлетворения информационных потребностей, в то же время юному, неопытному в общении с библиографией пользователю, но комфортно ощущающему себя в уже привычном для него пространстве web-среды, виртуальный путеводитель поможет легче сориентироваться в сложном материале.
Возможности использования мультимедийных технологий позволяют представить сложную библиографическую информацию в более выразительных формах (12). От своих печатных собратьев виртуальный путеводитель отличает большая наглядность и информативность, обеспечить которую позволяет использование возможностей гипертекстовой информационной системы World Wide Web (WWW). Наглядность, расчет на зрительное восприятие и эмоциональное воздействие являются одним их основных условий при создании электронного путеводителя. Чаще всего это видеоряд в виде сканированной обложки или титульного листа издания, портрет автора или редактора справочника, содержательный фрагмент, дающий представление о форме подачи материала или наличии внутритекстовой или пристатейной библиографии. При наличии электронного аналога справочника, на него дается соответствующая гиперссылка. Возможности использования гипертекста позволяют расширить одну из главных функций путеводителя - методическую. В первую очередь за счет увеличения объема справочно-фактографической информации. Это могут быть, например, сведения об авторах, представленные в виде гиперссылок на энциклопедические статьи или персональные web-страницы в Интернет. При этом многослойность представления информации, которую обеспечивает гипертекстовая система, позволяет специалисту, свободно ориентирующемуся в материале, не тратить время на прочтение фактографических справок.
Путеводитель будет состоять из отдельных, но взаимосвязанных друг с другом частей:
1) Путеводитель по общим библиографическим пособиям и справочникам;
2) Отраслевые путеводители.
1) Путеводитель по общим библиографическим пособиям и справочникам;
2) Отраслевые путеводители.
На пилотной стадии проекта началась работа по созданию отраслевого путеводителя по образованию и педагогике. Выбор данной тематики для пилотного проекта обусловлен рядом факторов:
1) наличие двух важнейших звеньев в системе библиографии библиографии в данной отрасли, обеспечивающих базу для создания путеводителя, а именно: а) указатель библиографических пособий (13); б) пособие, включающее в т.ч. справочные издания (14);
2) значительный хронологический разрыв между выходом в свет вышеуказанных пособий и началом работы над путеводителем;
3) высокая степень рассеяния документального потока пособий по педагогике и образованию;
4) низкая тиражность пособий этой тематики.
1) наличие двух важнейших звеньев в системе библиографии библиографии в данной отрасли, обеспечивающих базу для создания путеводителя, а именно:
2) значительный хронологический разрыв между выходом в свет вышеуказанных пособий и началом работы над путеводителем;
3) высокая степень рассеяния документального потока пособий по педагогике и образованию;
4) низкая тиражность пособий этой тематики.
При работе над проектом применяются основные методические принципы при создании пособий подобного типа: выборочность учета документов; приоритет пособий и справочников, изданных после выхода в свет печатного путеводителя или указателя пособий; наличие вводных замечаний в начале разделов и методических рекомендаций по использованию пособий; наличие подробных аннотаций; привлечение справочно-фактографической информации.
Структура путеводителя традиционна для изданий такого типа. В путеводителе представлены энциклопедии, словари, библиографические указатели. На первоначальном этапе предполагается включать материалы на русском языке. В настоящее время началась работа по созданию раздела по философии.
Представляется, что создание электронного путеводителя по библиографическим и справочным пособиям в современных условиях является одним из наиболее перспективных направлений библиографической деятельности.
Примечания:
1. Терминологический словарь по библиотечному делу и смежным отраслям знания. М., 1995. С.154.
2. Kroeder A.B. Guide to the study and use of reference books. Boston; New York, 1902; Последующие издания выходили под загл.: Guide to reference books. См.: Guide to reference books. 11th ed. / Ed. by R.Balay. Chicago; London, 1996.
3. Poradnik dla semoukow: Wykas. Metid. Dla studjujacych. Warsaws, 1898-1952.
4. Malcles L.-N. Les sources du travail bibliographique: En 4 vol. Geneva; Lill, 1950.
5. Walford A.J. Guid to reference material: In 3 vol. London, 1973-1977.
6. Одним из лучших образцов, во многом сохранивших свое значение до настоящего времени является пособие: Фомин А. Г. Путеводитель по библиографии, биобиблиографии, историографии, хронологии и энциклопедии литературы: Сист. аннот. указ. рус. кн. и журн. работ, напеч. в 1736-1932 гг. Л., 1934.
7. Иениш Е.В. библиография второй степени и путеводители по технической библиографии // Сов. библиогр. 1958. Вып. 51. С. 37-49.
8. Гудовщикова И.В. Общая международная библиография библиографии: Учеб. пособие. Л., 1969; Гудовщикова И.В., Лютова К.В. Общая иностранная библиография. М., 1978.
9. Кандель Б.Л. Общие и отраслевые путеводители по справочно-библиографическим изданиям // Методические материалы в помощь библиотекам, работающим над составлением библиографий второй степени / Гос. Публ. б-ка им. М.Е.Салтыкова-Щедрина. Л., 1969. Вып. 16. С.-23.
10. Острой О.С. Путеводитель в системе отраслевой библиографической информации // Библиография библиографии и ее место в системе научной информации: Сб. науч. тр. Л., 1982. С. 51-60; Ее же. Некоторые особенности путеводителя по источникам библиографической информации // Вопросы истории, теории и методики универсальной и отраслевой библиографии библиографии: Сб. науч. тр. Л., 1991. С. 37-47.
11. Кандель Б.Л. Указ. соч. С.22.
12. Интересен опыт Славянской библиотеки Иллинойского университета (США), успешно работающей в этом направлении.
13. Народное образование. Педагогические науки: Аннот. указ. отечеств. библиогр. пособий на рус. яз., опубл. с середины XIX в. по 1978 г. / Гос. б-ка СССР им. В.И.Ленина, Гос. науч. пед. б-ка им. К.Д.Ушинского; Сост.: О.Д.Цыбина, Е.П.Казеева, А.Б.Ландо и др. Ред.: Г.С.Чанышева, О.Д.Цыбина. М., 1981.
14. Народное образование. Педагогика: Офиц. материалы, справочники, библиогр. указ. / Гос. б-ка СССР им. В.И.Ленина; Сост. А.Г.Тимофеева. М., 1960.