Виртуальная справочная служба (Российская национальная библиотека)
Организатор проекта - Российская национальная библиотека
ВИРТУАЛЬНАЯ СПРАВОЧНАЯ СЛУЖБА "СПРОСИ БИБЛИОГРАФА"
сегодня задано 4 из 24 возможных || в базе запросов: 52156

Каталог выполненных запросов

Классическая музыка, опера и балет

Всего записей: 51
Вопрос . Здравствуйте! Прошу помочь с поиском литературы по теме: "Сценографические решения оперы М. Матюшина и А. Крученых «Победа над солнцем»"
Ответ [2023-03-06 17:37:12] :
Здравствуйте! Предлагаем Вам следующие материалы для начала работы (источники: ЭК РНБ, ЭК С.-Петерб. гос. театр. б-ки, ЭК РГБИ, БД elibrary, ИПС Яндекс, ИПС GoogleАкадемия):
1. Губанова Г.И. Футуристы в театре, или "Победа над солнцем" // Искусство. – 2012. – № 1. – С. 164-174.
2. Дроздова Д.А. "Победа над солнцем" русских кубофутуристов // Социально-гуманитарное обозрение. – 2018. – Т. 3, № 3. – С. 139-140. – Электрон. копия доступна в науч. электрон. б-ке Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pobeda-nad-solntsem-russkih-kubofuturistov (дата обращения: 06.03.2023).
3. Заинчковская А.Н. "Воспеть Машину и Электричество...": о витебской постановке "Победы над солнцем" (1920) // Записки русской академической группы в США. – Нью-Йорк, 2008/2009. – Т. 35. – С. 55-64. – Электрон. копия сборника доступна в науч. электрон. б-ке eLibrary. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18095701 (дата обращения: 06.03.2023). – Доступ после регистрации.
4. Калашникова Д.И. "Победа над солнцем" М. Матюшина, А. Крученых, К. Малевича, В. Хлебникова как феномен синтеза искусств // Современные аспекты диалога литературы, музыки и изобразительного искусства в пространстве отечественной культуры : сб. ст. по материалам междунар. науч.-практ. конф. / Краснодарский гос. ин-т культуры. – Краснодар, 2018. – С. 222-232. – Электрон. копия сборника доступна в науч. электрон. б-ке eLibrary. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37182166&selid=37182303 (дата обращения: 06.03.2023). – Доступ после регистрации.
5. Котович Т.В. "Победа над солнцем": история и витебские смыслы футуристической оперы // Пытаннi мастацтвазнаўства, этналогиi i фалькларыстыкi. – 2018. – № 24. – С. 184-189. – Электронная копия номера доступна на сайте Центра исследований белорус. культуры, яз. и лит. нац. акад. наук Беларуси. URL: http://imef.basnet.by/Sborniki/pytanni_24.pdf (дата обращения: 06.03.2023).
6. Котович Т.В. "Победа над солнцем": история футуристической оперы // Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствознания. – 2018. – № 1 (1). – С. 46-54. – Электронная копия номера доступна на сайте СГК им. Л.В. Собинова. URL: http://sarcons.ru/image/publikacii/vestnik_sgk/Vestnik_SGK_2018_1_full.pdf (дата обращения: 06.03.2023).
7. Крученых А.Е. Об опере "Победа над солнцем" // Русский авангард. Изобразительное искусство. Литература. Театр / Театр. ин-т им. Бориса Щукина при Гос. акад. театре им. Евг. Вахтангова. – Москва, 2007. – С. 130-139. – Электронная версия представлена на сайте "Хлебникова поле". URL: https://www.ka2.ru/hadisy/kruch_5.html (дата обращения: 06.03.2023).
8. Осипова Л. Победа над солнцем // Музыкальная жизнь. – 2007. – № 12. – С. 37-40.
9. Уваров С.А. Победа авангарда // Там же. – 2018. – № 7. – С. 82-85. – Электронная копия представлена на сайте журнала. URL: https://muzlifemagazine.ru/pobeda-avangarda/ (дата обращения: 06.03.2023).
10. Черевко К.Б. Кубистические и футуристические тенденции в оформлении театральных спектаклей 1910-1920-х гг. // Визуальная культура: дизайн, реклама, информационные технологии : сб. науч. ст. XVIII всерос. науч.-практ. конф. – Омск, 2019. – С. 68-71. – Электрон. копия доступна в науч. электрон. б-ке eLibrary. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39254310 (дата обращения: 06.03.2023). – Доступ после регистрации.
Являясь жителем Петербурга, Вы можете обратиться за дополнительной информацией к библиографам РНБ.
Подбор литературы по определенной тематике Вы можете заказать в Информационно-сервисном центре РНБ . Услуги предоставляются на платной основе.
Вопрос . Уважаемый библиограф,

я бы хотела узнать, где, когда и чьи выходили рецензии на оперы "Франческа да Римини" Рахманинова, "Паоло и Франческа" Направника и на симфоническую поэму "Франческа да Римини" П.И. Чайковского.

Спасибо
Ответ [2023-02-06 15:11:08] :
Здравствуйте. Предлагаем следующие материалы об опере для начала работы над темой (источники – ЭК РНБ, Санкт-Петербургская государственная театральная библиотека, РГБИ, ИПС Google Академия):
1. Гагарина О.А. "Я буду в вечности твоя!" // Культура Урала. – 2019. – № 1(январь). – С. 12-14.
Аннотация: Премьера "Франчески да Римини" – одноактной оперы С.В. Рахманинова на либретто М.И. Чайковского. Оперно-симфонический оркестр Оперной студии Уральской консерватории под управлением С. Царегородцева. На сцене Большого концертного зала Уральской государственной консерватории. В программу премьеры было включено исполнение симфонической поэмы Рахманинова "Остров мертвых". В Екатеринбурге "Франческа ди Римини" поставлена впервые. 2018.
2. Игнатов В.М. Триада Рахманинова // Музыкальная жизнь : Музыкальный критико-публицистический иллюстрированный журнал. – 2008. – № 7. – С. 49.
Аннотация: О концерт. исполн. опер С. Рахманинова "Алеко" и "Франческа да Римини" с участием рос. артистов и Португал. симф. оркестра. Театр "Сан-Карло" (Лиссабон). Дирижер У. Хумберг. В частности, кратко об исполн. С. Лейферкусом партий Алеко и Ланчотто Далатеста, А. Абдразаковым партий Старика ("Алеко") и Тени ("Франческа да Римини"), О. Романко партий Земфиры ("Алеко") и Франчески, В. Афанасенко партий Молодого цыгана("Алеко") и "Паоло" ("Франческа да Римини").
3. Кандинский А.И. Оперы С.В. Рахманинова : [путеводитель] / А. Кандинский. – 2-е изд. – Москва : Музыка, 1979. – 45, [2] с.
4. Клирова К.П. Балет К.Ф. Боярского «Франческа да Римини» // Вестник Академии русского балета им. А.Я. Вагановой. – 2010. – № 2. – С. 216-231. – Электронная копия доступна в науч. электрон. б-ке Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/balet-k-f-boyarskogo-francheska-da-rimini (дата обращения: 06.02.2023).
5. Кривицкая Е.Д. В круге девятом // Музыкальная жизнь. – 2018. – № 12. – С. 75-77 : 3 цв. фот.
Аннотация: "Франческа да Римини" – постановка оперы С. Рахманинова.
6. Кривицкая Е.Д. Открывая Рахманинова // Культура : Еженедельная газета интеллигенции. – 2013. – 12-18 апр. (№ 13). – С. 11 : 1 фот. – Содержание: [О С. Рахманинове] / В.Т. Спиваков.
Аннотация: О муз. мероприятиях в Москве, посвященных 140-летию со дня рождения С. Рахманинова. В частности, об участии консерватории (Москва) ; о программе монофестиваля "Музыка С. Рахманинова" в ММДМ: об участии В. Спивакова, М. Гулегиной, В. Ладюка ; кратко о концертном исполнении оп. "Франческа да Римини", дирижер В. Синайский.
7. Макарова А.Л. "Франческа да Римини" С.В. Рахманинова в её связях с оперным театром П.И. Чайковского // Музыка в системе культуры : науч. вестн. Уральской консерватории. – 2018. – № 15. – С. 43-43. – Электронная копия доступна на сайте Российского научного журнала "Проблемы музыкальной науки". URL: https://musicscholar.ru/index.php/PMN/article/view/1077/1105 (дата обращения: 06.02.2023).
8. Морозов Д. Рахманинов был бы доволен // Культура : Еженедельная газета интеллигенции. – 2007. – 6-12 дек. (№ 48). – С. 13
Аннотация: О концертном исполнении опер С.В. Рахманинова в КЗЧ п/у дирижера М. В. Плетнева. В частности, об исполнении оп. "Алеко". В частности, об исполнении оп. "Франческа да Римини".
9. Мугинштейн М.Л. Хроника мировой оперы, 1600-2000 : 400 лет, 400 опер, 400 интерпретаторов / Михаил Мугинштейн. – Екатеринбург : У-Фактория, 2005 – 2016. [Кн. 3] : Хроника мировой оперы, 1901-2000 : [122 оперы, 67 композиторов, 100 интерпретаторов]. – Екатеринбург : Антеверта, 2016. – 599 с. : ил.
10. Покровский Б.А. С. Рахманинов. "Франческа да Римини" : Постановка 1998 года. Экспозиция // Борис Покровский ставит классику : записи Марины Чуровой / [авт. записей М.А. Чурова]. – Москва : ГИТИС, 2002. – С. 286-304.
11. Рыбакова Л.Д. Оперы С. Рахманинова на сцене Большого театра // Большой театр. – 1993. – № 2 апр. (№ 10). – С. 1, 4.
Аннотация: В частности, к истории создания оперы "Алеко"; о спектакле "Алеко" (1893); (1903); о спектаклях "Скупой рыцарь" (1906) и "Франческа да Римини" (1906), режиссер В. Шкафер; (1956), (1973), режиссер Б. Покровский.
12. Соколова Т.И. "Франческа да Римини" : симфоническая фантазия Чайковского / Т. Соколова. – Москва : Музыка, 1964. – 53, [1] с., 1 л. ил. : ноты.
13. Чайковский М.И. Франческа да Римини : Опера в одном действии с прологом и эпилогом / Либретто на сюжет Данте М. Чайковского ; [вступ. ст. с. 5-10 "Опера Франческа да Римини" С. Рахманинова" ; А. Кандинский] ; Гос. ордена Ленина акад. Большой театр СССР. – [Москва] : Б. и., 1956. – 20 с. : портр.
14. Чернова Т.Ю. С.В. Рахманинов в работе над" Франческой да Римини". "Тихая кульминация" оперы // Рахманинов и ХХI век. Прошлое и настоящее. – Москва, 2016. – С. 74-82.
15. Чистяков А.Н. Андрей Чистяков – счастливый человек? // Музыкальная академия. – 2000. – № 1. – С. 122-130.
Аннотация: Беседа с дирижером Большого театра А. Чистяковым о его творческом пути, профессии дирижера. В частности, о постановках "Нормы" В. Беллини (реж. А. Масленников, худ. С. Бархин) и "Франчески да Римини" П.И. Чайковского (реж. Б.А. Покровский) в Большом театре.
Подбор литературы по определенной тематике Вы можете заказать в Информационно-сервисном центре РНБ (открыть ссылку). Услуги предоставляются на платной основе.
Вопрос . Здравствуйте!
Не могли бы вы, пожалуйста, посоветовать литературу, критические статьи по постановкам Золотого петушка 24 сентября 1909 в Оперном театре Зимина под управлением Эмиля Купера (на сцене Театра Солодовникова) и 6 ноября 1909 года в московском Большом театре под управлением Вячеслава Сука; режиссёр Василий Шкафер, художник Константин Коровин.

Спасибо!
Ответ [2023-02-02 14:03:13] :
Здравствуйте. Предлагаем следующие материалы для начала работы над темой (некоторые публикации посвящены другим постановкам этого времени, но могут касаться и интересующего вас спектакля) (источники – ЭК РНБ, РГБИ, БД E-library, ИПС Google Академия):
1. Гуськова И. "Золотой петушок" – от трагедии к сказочной комедии // Музыкальная жизнь. – 2017. – № 1. – С. 56-58.
Аннотация: История создания оперы "Золотой петушок" Н.А. Римского-Корсакова. О попытках ее постановки в Москве и Петербурге в 1908 – 1909 гг. и цензурных препятствиях. В статье приводятся выдержки из дневников директора Императорских театров В.А. Теляковского.
2. Денисова О.С. Черты стиля модерн в оркестровке оперы на Римского-Корсакова // European Student Scientific Journal : электрон. науч. журн. – 2014. – № 1. – URL: https://s.sjes.esrae.ru/pdf/2014/1/10.pdf (дата обращения: 02.02.2023).
3. За занавесом века : исследования и публикации по искусству русской сценографии XX в. / Рос. акад. художеств, Науч.-исслед. ин-т теории и истории изобр. искусств ; ред.-сост.: А. В. Дехтерева, Е. М. Костина. – Москва : Рус. слово, 2004. – 254, [1] с.
4. Краснова И.А. «Золотой петушок» и Русские сезоны С. Дягилева: к истории интерсемиотических переводов последней сказки А.С. Пушкина / И.А. Краснова, М.В. Ланина // Болдинские чтения 2019 / Национальный исследовательский Нижегородский гос. ун-т им. Н.И. Лобачевского ; Гос. лит.-мемор. и природ. музей-заповедник А.С. Пушкина «Болдино». – Нижний Новгород : ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2019. – С. 231-235.
5. Летин В.А. Шамаханская царица: эволюция образа от эстетического идеала к эротической пародии / В.А. Летин, Е.Е. Пальянова // Верхневолжский филологический вестник. – 2018. – № 1. – С. 197-203. – Электронная копия доступна в науч. электрон. б-ке Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/shamahanskaya-tsaritsa-evolyutsiya-obraza-ot-esteticheskogo-ideala-k-eroticheskoy-parodii (дата обращения: 02.02.2023).
6. Пальянова Е.Е. Шамаханская царица как сценический образ в театральном пространстве начала XX вв. // Художественный текст глазами молодых. – Ярославль, 2018. – С. 171-175.
7. Петухова С.А. Вокруг и около "Русских сезонов": Римский-Корсаков, Делинь, Лифарь // Современные проблемы музыкознания : электрон. науч. изд. – 2018. – № 3. – С. 36-70. – URL: http://gnesinsjournal.ru/wp-content/uploads/2018/10/3.-Petuhova-18-3.pdf (дата обращения: 02.02.2023).
8. Поспелов Г.Г. Россия глазами дягилевских сезонов // Пинакотека. – 2001. – № 13/14. – С. 106-111.
Аннотация: Тема России/Руси и Востока в произведениях поставленных труппой "Русский балет Дягилева" в 1909-1915 годах. Подробнее о работах художников Н. Гончаровой (опера-балет "Золотой петушок" на музыку Н. Римского-Корсакова ) и М. Ларионова (балет "Полнощное солнце" на музыку Н. Римского-Корсакова).
9. Пушкин А. С. Золотой петушок : Небылица в лицах в постановке оперы С.И. Зимина / слова А.С. Пушкина ; эскизы декораций и костюмов И. Билибина. – Москва : С.И. Зимин : т-во скоропеч. А.А. Левенсон, 1909. – [58] с. : цв. ил., портр.
10. Чижмак М.С. Опера Н.А. Римского-Корсакова "Золотой петушок" // Третьяковская галерея. – 2012. – № 1. – С. 54-65. – Электронная копия доступна на сайте журн. URL: https://www.tg-m.ru/img/mag/2012/1/06.pdf?ysclid=ldmzkedurn280421968 (дата обращения: 02.02.2023).
11. Энгель Ю.Д. "Золотой петушок": (Оперный театр Зимина) // Музыкальная академия. – 1994. – № 2. – С. 87-88.
Аннотация: Об опере "Золотой петушок" Н.А. Римского-Корсакова в Оперном театре Зимина (Москва). Публикация из газеты "Русские ведомости", 1909, 27 сентября.
Являясь жителем Петербурга, Вы можете обратиться за дополнительной информацией к библиографам РНБ.
Вопрос . Добрый день! Прошу Вас, пожалуйста, подобрать издания (желательно в полнотекстовом электронном доступе) по теме "Матильда Кшесинская, ее дворец и биржевые махинации".
Ответ [2023-01-21 20:37:43] :
Здравствуйте! Предлагаем Вам следующие материалы, которые удалось выявить в рамках ВСС (источники: БД "Литература о Петербурге" РНБ, БД ИНИОН, ЭК ГПИБ, ЭК РНБ, БД elibrary, ИПС Яндекс, ИПС GoogleАкадемия):
1. Бобров В.Д. Особняк Кшесинской / В.Д. Бобров, Б.М. Кириков. – Санкт-Петербург : Белое и черное, 1996. – 176 с. – (Особняки и дворцы Санкт-Петербурга). – Библиогр.: с. 167-175. – Электронная версия представлена на сайте "Записки о путешествиях по России". URL: http://georfed.narod.ru/texts/Osobnyak.htm (дата обращения: 20.01.2023).
2. Бобров В.Д. Особняк на Кронверкском // Старые годы. – 1993. – № 1. – С.33-36.
3. Кулегин А.М. Военно-политическое и вооруженное противостояние вокруг особняка М.Ф. Кшесинской в июне – начале июля 1917 г. (по новым архивным документам) // Военная история России: проблемы, поиски, решения : материалы Междунар. науч. конф. / отв. ред. Я.А. Кияшко. – Волгоград, 2020. – Ч. 2. – С. 326-336.
4. Кулегин А.М. Матильда Кшесинская против Владимира Ленина. Из истории судебного процесса о выселении большевистских организаций из особняка М. Кшесинской (май 1917 г.) // Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. – 2015. – № 6 (41). – С. 112-120. – Электронная копия доступна на сайте журнала. URL: https://vaganov.elpub.ru/jour/article/view/667 (дата обращения: 20.01.2023).
5. Куцевич Н.С. Матильда Кшесинская – светлейшая княгиня Мария Романовская-Красинская в истории русского балета сквозь призму отражения личных мемуаров, воспоминаний в оценках современников, а также историков, искусствоведов, культурологов. История создания и анализ мемуаров // Исторический бюллетень : сетевое изд. – 2020. – Т. 3, № 2. – С. 5-13. – URL: https://hb-journal.ru/wp-content/uploads/2021/01/istoricheskij_bjulleten_-2_tom_3-2020.pdf (дата обращения: 20.01.2023).
6. Куценогий М. Три эпизода из жизни Кшесинской // Нева. – 1992. – № 10. – С. 275-281.
7. Кшесинская М.Ф. Воспоминания / Матильда Кшесинская. – Москва : Центрполиграф, 2003. – 414,[1] с. – Электронная версия представлена на сайте "Эмалевый крестик". URL: http://emalkrest.narod.ru/txt/kwes.htm (дата обращения: 20.01.2023).
8. Логунова М.О. Особняк М.Ф. Кшесинской – дворец балерины или штаб революции? // Девятнадцатые Петровские чтения: (история, политология, социология, философия, экономика, культура, образование и право) : материалы всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. – Санкт-Петербург, 2018. – С. 37-40. – Электрон. копия доступна в науч. электрон. б-ке eLibrary. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39263021 (дата обращения: 20.01.2023). – Доступ после регистрации.
9. Сорокин А. А Ленин успел съехать до суда / А. Сорокин, Г. Медведева // Родина. – 2017. – № 7. – С. 110-117. – Электронная версия представлена на сайте Российской газеты. URL: https://rg.ru/2017/07/12/rodina-osobniak-matildy-kshesinskoj.html (дата обращения: 20.01.2023).
10. Шимоник Д. Образ революции в воспоминаниях Матильды Кшесинской // Эпоха "великих потрясений" в литературе, языке и культуре ("Фетовские чтения") : материалы Междунар. науч. конф. / отв. ред. Е.М. Криволапова. – Курск, 2018. – С. 13-23. – Электрон. копия доступна в науч. электрон. б-ке eLibrary. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35082688 (дата обращения: 20.01.2023). – Доступ после регистрации.
11. Экштут С. Балерина Матильда Кшесинская разоблачена! О чем писали столичные газеты в марте 1917 года // Родина. – 2017. – № 3. – С. 98-102. – Электронная версия представлена на сайте Российской газеты. URL: https://rg.ru/2017/03/02/rodina-pechat-epohi.html (дата обращения: 20.01.2023).
12. Эрлихман В. Малечка // Родина. – 2017. – № 8. – С. 19-23.
Являясь жителем Петербурга, Вы можете обратиться за дополнительной информацией к библиографам РНБ.
Вопрос . Уважаемые сотрудники ВСС!
Здравствуйте! Посоветуйте, пожалуйста, литературы для написания работы на тему "культурные особенности язычества в музыке Стравинского «Весна Священная». "
С уважением,
Алексей.
Ответ [2023-01-11 15:12:58] :
Здравствуйте! Предлагаем Вам следующие материалы для начала работы (источники: ЭК РНБ, БД elibrary, ИПС Яндекс, ИПС GoogleАкадемия):
1. Алябьева А.Г. Темброво-интонационные параметры балета И. Стравинского "Весна священная" в контексте мифологических воззрений / А.Г. Алябьева, Н.В. Сокрустова // Художник и время : материалы конф. / Краснод. гос. ун-т культуры и искусств. – Краснодар, 2007. – С. 39-49.
2. Вершинина И.Я. Ранние балеты Стравинского : Жар-птица.- Петрушка.- Весна священная / И.Я. Вершинина ; Акад. наук СССР, Ин-т истории искусств М-ва культуры СССР]. – Москва : Наука, 1967. – 223 с., 4 л. ил. – Библиогр.: с. 216-220.
3. Лобанов М.А. На пути "весны": (о художественных интересах Стравинского в период сочинения "Весны священной") // Музыковедение. – 2015. – № 2. – С. 36-43.
4. Манагадзе Н.Ю. Архаические символы в балете И. Стравинского "Весна священная" // Вестник науки и образования. – 2022. – № 6/1 (126). – С. 114-122. – Электрон. копия доступна в науч. электрон. б-ке Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/arhaicheskie-simvoly-v-balete-i-stravinskogo-vesna-svyaschennaya (дата обращения: 11.01.2023).
5. Меркушев А. Образы языческой Руси в либретто балета И.Ф. Стравинского "Весна священная" // Вопросы музыкознания и музыкальной педагогики : тез. Межвуз. науч.-практ. конф. / ред. И.Н. Вановская. – Тамбов, 2004. – С. 122-123.
6. Мизюркина О. Ритуальность в балете И. Стравинского "Весна священная": синестетический аспект // Южно-Российский музыкальный альманах. – 2017. – № 2 (27). – С. 42-47. – Электронная копия доступна на сайте журнала. URL: https://musalm.ru/assets/almanac/2017-2/2-1.pdf (дата обращения: 11.01.2023).
7. Подшивалова О.А. Космогонические архетипы в балете Стравинского "Весна священная" // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2011. – № 9. – С. 256-263. – Электронная копия доступна на сайте studylib.ru. URL: https://studylib.ru/doc/2625865/kosmogonicheskie-arhetipy-v-balete-stravinskogo (дата обращения: 11.01.2023).
8. Подшивалова О.А. Обряды перехода в балете "Весна священная" И.Ф. Стравинского // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2017. – № 13. – С. 56-64. – Электронная копия номера доступна на сайте НИЦ "Социосфера". URL: http://sociosphera.com/files/conference/2017/k-03_03_17.pdf (дата обращения: 11.01.2023).
9. Подшивалова О. Парадоксы ритуального действа в балете И. Стравинского "Весна священная" // Актуальные вопросы искусствознания: человек – текст – культура : сб. ст. по материалам VII всерос. науч.-практ. конф. студентов и аспирантов / Сарат. гос. консерватория им. Л.В. Собинова ; отв. ред. Краснова О. Б. – Саратов, 2009. – С. 67-72.
10. Подшивалова О.А. Прелиминарный обряд в балете "Весна священная" И.Ф. Стравинского // Актуальные вопросы искусствознания: музыка – личность – культура : сб. ст. 10 всерос. науч.-практ. конф. – Саратов, 2012. – С. 33-37.
11. Яковлева Е.П. Н.К. Рерих и балет И.Ф. Стравинского "Весна священная": к истории первой постановки // Памятники культуры. Новые открытия. Письменность. Искусство. Археология : ежегодник. – Москва, 1993. – С. 275-285.
Подбор литературы по определенной тематике Вы можете заказать в Информационно-сервисном центре РНБ . Услуги предоставляются на платной основе.
Вопрос . Здравствуйте!

Скажите, пожалуйста, какую литературу можно почитать для подготовки курсовой по сценографии Натальи Гончаровой к опере-балету "Золотой Петушок" (1914)?

Спасибо!
Ответ [2022-10-12 11:00:48] :
Здравствуйте! По теме Вашего запроса были выявлены следующие публикации (источники: ЭК С.-Петерб. гос. театр. б-ки, ЭК РНБ, БД elibrary, ИПС Яндекс, ИПС GoogleАкадемия):
1. Бобылева М.В. Театральные работы Натальи Гончаровой // Студенческая наука. Исследования в области архитектуры, строительства и охраны окружающей среды : тез. докл. 36-й всерос. студ. науч.-практ. конф. / Самар. гос. техн. ун-т. – Самара, 2017. – С. 291-292. – Электрон. копия сборника доступна в науч. электрон. б-ке eLibrary. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32385886&selid=32386340 (дата обращения: 11.10.2022). – Доступ после регистрации.
2. Гончарова Н.С. Исследования и публикации / Н. Гончарова, М. Ларионов ; Рос. акад. наук, Гос. ин-т искусствознания М-ва культуры Рос. Федерации, Комис. по изучению искусства авангарда 1910-1920 г. – Москва : Наука, 2003. – 251 с., [8] л. кв. ил. – (Искусство авангарда 1910-1920-х годов). – Библиогр. в конце ст.
3. Закудрявская В.А. Мода и театр в сценических костюмах мирискусников и авангардистов в "Русском балете С.П. Дягилева" / В.А. Закудрявская, Е.А. Сайко // Костюмология : сетевое изд. – 2020. – Т. 5, № 2. – URL: https://kostumologiya.ru/PDF/20IVKL220.pdf (дата обращения: 11.10.2022).
4. Илюхина Е.А. "Золотой петушок" и "Свадебка" – спектакли на русскую тему в оформлении Н.С. Гончаровой // За занавесом века: исследования и публикации по искусству русской сценографии ХХ века : сборник / Рос. акад. художеств, НИИ теории и истории изобр. искусств. – Москва, 2004. – С. 108-127.
5. Илюхина Е.А. Михаил Ларионов и Наталья Гончарова в антрепризе "Русский балет Сергея Дягилева" // Видение танца. Сергей Дягилев и Русские балетные сезоны : кат. выст. / Новый нац. музей Монако и др. – Милан ; Москва, 2009. – С. 80-87.
6. Илюхина Е.А. Спектакль "Золотой Петушок" в оформлении Н. Гончаровой // Русский авангард 1910-х – 1920-х годов и театр : сб. ст. / Гос. ин-т искусствознания. – Санкт-Петербург, 2000. – С. 280-288.
7. Ларионов – Гончарова : Михаил Ларионов, Наталья Гончарова. Шедевры из парижского наследия. Живопись, 4 окт. 1999 г.-20 янв. 2000 г. : кат. выст. / авт.-сост. А.Г. Луканова ; авт. ст. Г.Г. Поспелов, Д.В. Сарабьянов]. – Москва : ГТГ : RA, 1999. – 237 с. – Библиогр.: с. 232-235.
8. Луканова А.Г. Наталия Гончарова, 1881-1962 / Алла Луканова. – Москва : Искусство – ХХI век, 2017. – 534, [2] с. – (Художники русской эмиграции). – Библиогр.: с. 505-510 и в подстроч. примеч. – Указ. имен: с. 519-531.
9. Пожарская М.Н. Русское театрально-декорационное искусство конца XIX начала XX века / М.Н. Пожарская. – Москва : Искусство, 1970. – 410 с., 120 л. ил. – Библиогр. в примеч.: с. 357-396.
10. Полушин В.Л. Наталия Гончарова. Царица русского авангарда / Владимир Полушин. – Москва : Молодая гвардия, 2016. – 521, [2] с., [16] л. ил. – (Жизнь замечательных людей; вып. 1774). – Библиогр. в примеч.: с. 482-507. – Библиогр.: с. 517-522.
11. Эпштейн А.Д. Художники "Русского балета" Сергея Дягилева // Забытые герои Монпарнаса : художественный мир русско/еврейского Парижа, его спасители и хранители. – Москва, 2017. – С. 252-269.
Являясь жителем Петербурга, Вы можете обратиться за дополнительной информацией к библиографам РНБ.
Подбор литературы по определенной тематике Вы можете заказать в Информационно-сервисном центре РНБ . Услуги предоставляются на платной основе.
Вопрос . Hullo,
We are in the process of writing a book about a Russian singer - Adelaide von Skilondz - from the beginning of last century, active in Europe and Sweden.
She was portrayed at least three times by Mr Ilya Repin.
We are looking for some information about Mr Repin's connection with Mme von Skilondz.
We read Russian (but are more comfortable with English). Would you be kind enough to point out some books or some web sites, or a person, where research about Mr Repin's activities as a portrait painter in Stockholm/of Madame von Skilondz could be obtained? /Best regards from Stockholm
Ответ [2020-03-10 22:25:00] :
Hello! We offer you publications related to your topic (source – NLR, Russian state art library, БД E-library, Jstor, ИПС Google). Best regards, good luck with your research!
1. Андрущенко Л.И. Прекрасные гостьи репинских "Пенатов" // Русское искусство. – 2014. – № 1. – С. 64-71 : 11 цв. ил.
Аннотация: О женских портретах, созданных И.Е. Репиным в 1900 – 1920-е гг. на даче в Пенатах. В частноси о портретах певицы А.Л. Андреевой-Шкилондзь.
2. Балаценко Ю.Д. Картина И.Е. Репина «Финские знаменитости». Взаимодействие двух культур // Санкт-Петербург и страны Северной Европы. – 2014. – № 15. – С. 260-278.
3. Бородина Т.П. И.Е. Репин в зарубежной критике конца XIX – начала XX веков // Дом Бурганова. Пространство культуры. – 2008. – № 1. – С. 51-75.
4. Бородина Т.П. И.Е. Репин в финляндской прессе (1918-1930) // Санкт-Петербург и страны Северной Европы. – 2011. – № 12. – С. 268-280.
5. Бородина Т.П. И.Е. Репин в финский период 1918-1930-е гг. // Санкт-Петербург и страны Северной Европы. – 2010. – № 11. – С. 49-61.
6. Бородина Т.П. Взгляд со стороны. к 165-летию со дня рождения Ильи Репина // Иные берега. – 2009. – № 3 (15). – С. 114-121 : 1 портр., 2 ил., 5 цв. ил. 1.
Аннотация: О жизни И.Е. Репина в Финляндии после 1917 года, его выставках, позднем творчестве, христианских мотивах в его работах, в частности о картине "Голгофа".
7. Бородина Т.П. И.Е. Репин в зарубежной критике конца XIX – начала XX веков // Дом Бурганова. Пространство культуры. – 2008. – № 1. – С. 51-75. – Электрон. копия доступна в науч. электрон. б-ке eLibrary. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=11662311 (дата обращения: 07.03.2020). – Доступ после регистрации.
8. Грушицкая М.А. Влияние живописи А. Цорна на творчество русских художников второй половины XIX века // Сибирь, Россия, мир в исследовательском и образовательном пространстве : материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, посвященной памяти профессора В.И. Соболева / под ред. В.А. Зверева. – Новосибирск, 2019. – С. 191-195.
9. Доронченков И. К Западу через Северо-Запад. Скандинавская выставка Сергея Дягилева (1897): рецепция и контекст // Искусствознание. – 2019. – № 3. – С. 154-225. – Электронная копия доступна в науч. электрон. б-ке Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-zapadu-cherez-severo-zapad-skandinavskaya-vystavka-sergeya-dyagileva-1897-retseptsiya-i-kontekst (дата обращения: 07.03.2020).
10. Репин И.Е. Далекое близкое / [вступ. ст. К. Чуковского]. – 9-е изд. – Ленинград : Художник РСФСР, 1986. – 487 с., [24] л. ил.
11. Харитонова Н.С. Взаимодействие художественных культур России и стран Скандинавии на рубеже XIX-XX веков // Вестник ВГИК. – 2015. – № 2 (24). – С. 97-104.
12. Чистякова Э.Э. Скандинавские художники и русская художественная культура рубежа XIX-XX веков // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2011. – № 1 (7). – С. 200-203. – Электронная копия доступна на сайте изд-ва Грамота. URL: https://www.gramota.net/articles/issn_1997-292X_2011_1_51.pdf (дата обращения: 07.03.2020).
13. Kridl Valkenier E. Politics in Russian Art: The Case of Repin // The Russian Review. – 1978. – Vol. 37, N 1 (Jan). – P. 14-29.
14. Medvedeva I. "Living and working with Repin!" In his master’s footsteps: the life and art of Michael Werboff // The Tretyakov gallery magazine. – 2019. – N 1 (62). – URL: https://www.tretyakovgallerymagazine.com/articles/1-2019-62/living-and-working-repin-his-master%E2%80%99s-footsteps-life-and-art-michael-werboff (дата обращения: 07.03.2020).
15. Jackson D. The "Golgotha" of Ilya Repin in Context // Record of the Art Museum, Princeton University. – 1991. – Vol. 50, N 1. – P. 2-15.
Вопрос . Не могу найти литературу или периодику о постановках барочной (Гендель, Рамо, Люлли, Перселл и др) оперы в 20в. подскажите пожалуйста книги, сборники или периодику
Ответ [2019-09-16 15:36:40] :
Здравствуйте! Предлагаем Вам следующие материалы для начала работы (источники: ЭК РГБИ, ИПС Яндекс, ИПС Google):
1. Булычева А.В. Витальное барокко и потусторонний классицизм на парижской сцене // Старинная музыка. – 1999. – № 4. – С. 6-8.
2. Нестьева М.И. Старинная опера "делает погоду", современная – ждет гения // Музыкальная академия. – 1999. – № 4. – С. 113-120.
3. Парин А.В. Компендиум оперного барокко // Большой. – 2001. – № 3. – С. 59.
4. Парин А.В. "Что он Гекубе? Что ему Гекуба?" : оперное барокко сегодня // Большой. – 2001. – № 3. – С. 42.
5. Фихтенгольц М. Генделевский фестиваль в Геттингене // Старинная музыка. – 1999. – № 3. – С. 4-5.
6. Штахау К. Мост от Фридриха Великого к нам : традиция барочной оперы в Берлинской государственной опере "Унтер ден Линден" // Большой. – 2001. – № 3. – С. 43-46.
7. Якубова Н.О. Такова барочная жизнь : новости из Польши: Улисс вернулся на родину и обрел conditio humana // Московский наблюдатель. – 1995. – № 3/4. – С. 64-66.
Вопрос . Здравствуйте! Порекомендуйте, пожалуйста, литературу по теме " Анализ фуг М. Глинки". Спасибо.
Ответ [2018-02-15 22:24:34] :
Здравствуйте. Предлагаем Вам следующие материалы (источники – ЭК РГБ, ЭК РГБИ, БД eLibrary):
1. Асафьев Б.В. Глинка : [1804-1857] : [анализ творчества] / акад. Б. Асафьев (Игорь Глебов). – 2-е изд. – [М.] : изд-во и типолитогр. Музгиза, 1950. – 312 с.
2. Гервер Л.Л. Полифонические этюды // Музыкальная академия. – 2002. – № 1. – С. 123-131.
3. Екименко Т.С. Учебные фуги Глинки (по материалам XVII тома Полного собрания сочинений) //МИ Глинка. К 200-летию со дня рождения : материалы науч. конф. : [в 2 т.] / М.И. Глинка ; Моск. гос. консерватория им. П.И. Чайковского, С.-Петерб. гос. консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова ; [отв. ред.: Н.И. Дегтярева, Е.Г. Сорокина]. – М. : Моск. гос. консерватория, 2006. – Т. 1. – С. 143-147.
4. М.И. Глинка : Исследования и материалы / под ред. чл.-кор. Акад. наук СССР А. В. Оссовского ; Гос. науч.-исслед. ин-т театра и музыки. – Л. ; М. : Музгиз, 1950. – 276 с.
5. М.И. Глинка : к 200-летию со дня рождения : материалы науч. конф. : [в 2 т.] / М. И. Глинка ; Моск. гос. консерватория им. П.И. Чайковского, С.-Петерб. гос. консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова ; [отв. ред.: Н.И. Дегтярева, Е.Г. Сорокина]. – М. : Моск. гос. консерватория, 2006. – Т. 1. – 440 с.
6. Напреев Б.Д. О подголосочной фуге // Проблемы музыкальной науки. – 2015. – Т. 19, № 2. – С. 22-27. Доступ после регистрации (открыть ссылку).
7. Рыцлина Л.Л. Оперное творчество М. И. Глинки : метод. пособие / Л.Л. Рыцлина. – М. : Музыка, 1979. – 89 с.
Вопрос . Нужна литература на тему МОТИВЫ ПРИРОДЫ (в частности, мотив цветов) в оперных и балетных спектаклях (в либретто).
Спасибо.
Ответ [2018-02-15 13:31:21] :
Здравствуйте. Предлагаем Вам следующую литературу (источники – ЭК РГБИ, БД E-library, ИПС Google Академия):
1. Баландина Н.А. Балет «Красный мак» в пространстве советской повседневной культуры / Н.А. Баландина, О.С. Сапанжа // Вестн. Акад. рус. балета им. А.Я. Вагановой. – 2017. – № 1 (48). – С. 33-39.
2. Барышева Т. А. Музыкальный пейзаж (балет АК Глазунова" Времена года") // Креативный ребенок. – Ростов н/Д., 2004. – С. 136-140.
3. Верба Н.И. «Ундина» Альберта Лортцинга: к вопросу об основном образе оперы // Музыковедение. – 2016. – № 6. – С. 9-15.
4. Екименко Т. С. О тотемических образах в балете А. Белобородова «Скала двух лебедей» // Music Scholarship/Problemy Muzykal'noi Nauki. – 2013. – Т. 12, №. 1. – C. 111-116.
5. Киселева Н.В. Р.М. Глиэр «Красный цветок» (к вопросу о музыкальной драматургии) // Вестн. Акад. рус. балета им. А.Я. Вагановой. – 2011. – № 25. – С. 230-245.
6. Малышева Т.Ф. Ритуальные истоки балетных сюжетов // Соврем. проблемы науки и образования. – 2015. – № 2. – С. 719-719 ; То же [Электронный ресурс]. – URL: https://www.science-education.ru/pdf/2015/2/575.pdf
7. Масычева Е.В. Образ природы в русской музыке XIX века // Вестн. Магнитогорской консерватории. – 2015. – № 3. – С. 52-62.
8. Мизюркина О.В. Синестетическая интерпретация оперы И. Стравинского «Соловей» // Вестн. музыкальной науки. – 2017. – № 4 (18). – С. 56-62.
9. Пилипенко Н.В. «Приветствую тебя, о солнце!»: оперы Франца Шуберта и тема природы в музыкальном театре начала XIX века // Музыка и время. – 2017. – № 10. – С. 18-28.
10. Портнова Т.В. Танец К. Сомова и С. Судейкина в художественно-образной природе ретроспективизма // Грани познания. – 2011. – № 2. – С. 1-7 ; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://grani.vspu.ru/files/publics/1311756761.pdf (14.02.2018).
11. Buschinger D. Les filles-fleurs dans l'"Alexandre de Paris", l'"Alexandre de Strasbourg" et le "Parsifal" de Richard Wagner // Romans d'Antiquite et litterature du Nord : Melanges offerts a Aime Petit. – P., 2007. – P. 89-98.
Аннотация: Образ девушки-цветка в средневековых французских романах об Александре и в музыкальной драме Р.Вагнера "Парсифаль": сравнительный анализ.
Являясь жителем Петербурга, Вы можете обратиться за дополнительной информацией к библиографам РНБ.