Виртуальная справочная служба (Российская национальная библиотека)
Организатор проекта - Российская национальная библиотека
ВИРТУАЛЬНАЯ СПРАВОЧНАЯ СЛУЖБА "СПРОСИ БИБЛИОГРАФА"
сегодня задано 0 из 24 возможных || в базе запросов: 52068

Архив виртуальной справочной службы Российской национальной библиотеки "Спроси библиографа"

Просмотр запроса №27821

Вопрос . Добрый день!
Не моглли бы Вы помочь найти литературу по теме "Психофизиология речи", т.е. что работает в головном мозге при возникновении и развитии речи.
Спасибо Вам!
Ответ [2015-11-19 18:54:40] :
Здравствуйте! Предлагаем Вам список литературы для начала работы над темой (источники : ЭК РНБ, ЭК «Российская медицина», электрон. науч. б-ка eLIBRARY):
1. Бурлаков Ю. А. Физиологическая характеристика формирования речевых навыков и умений. – М., 1985. – 98 с. : ил.
2. Вольф Н. В. Половые различия функциональной организации процессов полушарной обработки речевой информации : [учеб. пособие] / Н. В. Вольф. – Ростов н/Д., 2000. – 238 с. : ил., схем., граф.
3. Дробинина С. В. Морфофункциональная организация центра речи мозга человека в онтогенезе : автореф. дис. … канд. биол. наук / Дробинина Светлана Владимировна ; [Моск. пед. гос. ун-т]. – М., 2006. – 24 с. : ил. ; Оглавление; Введение; Заключение; Список лит. к дис. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.dissercat.com/content/morfofunktsionalnaya-organizatsiya-tsentra-rechi-mozga-cheloveka-v-ontogeneze (19.11.2015).
4. Емельянова Т. В. Показатели вербального развития и функциональной зрелости мозга первоклассников с разным уровнем сформированности речи : автореф. дис. … канд. биол. наук / Емельянова Татьяна Валерьевна ; [Помор. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова]. – Архангельск, 2007. – 18 с. : ил. ; Оглавление; Введение; Заключение; Список лит. к дис. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.dissercat.com/content/pokazateli-verbalnogo-razvitiya-i-funktsionalnoi-zrelosti-mozga-pervoklassnikov-s-raznym-uro (19.11.2015).
5. Калягин В. А. Психофизиология речи в норме и при патологии : [пособие] / В. А. Калягин, Ю. И. Кузьмин, О. П. Скляров. – СПб., 2014. – 494 с. : ил.
6. Кислова О. О. Восприятие эмоций в речи. Обзор исследований в психологии и физиологии / О. О. Кислова, М. Н. Русалова // Успехи физиологич. наук. – 2013. – Т. 44, № 2. – С. 41-61. (Мозговые механизмы различения речевых эмоций раскрыты на основе изучении локальных поражений мозга, различных психических заболеваний, связанных с затруднением в распознавании и выражении эмоций, а также на исследовании здоровых испытуемых).
7. Кривощапова М. Н. Возрастные особенности уровней активации лобной и височно-теменной коры у детей 3-7 лет / М. Н. Кривощапова, В. А. Илюхина // Физиология человека. – 2006. – Т. 32, № 1. – С. 56-67. (Обобщены результаты исследования особенностей формирования уровней активации лобной и височно-теменной коры у детей 3, 4-5 и 6-7 лет с возрастной нормой развития высших психических функций и речи по параметрам устойчивого потенциала милливольтового диапазона, регистрируемого с поверхности головы).
8. Психологические и психофизиологические исследования речи : [сборник] / АН СССР, Ин-т психологии ; отв. ред.: Т. Н. Ушакова. – М., 1985. – 241 с.: ил.
9. Пузырёв А. В. Психологическая достоверность выделения пяти ступеней сущности языка // Симбир. науч. вестн. – 2011. – № 1. – С. 205-211. (Обосновывается психологическая достоверность выделения пяти ступеней сущности, пяти ступеней познания языка – уровней мышления, языка в собственном смысле этого слова, психофизиологии, речи и общения). Доступ через eLIBRARY.
10. Скляров О. П. Сценарий акустических ритмов речи как инструмент исследования работы мозга // Техн. акустика. – 2005. – Т. 5. – С. 441-449. (Усложнение ритмической структуры речи происходит как под влиянием реципрокных процессов типа торможение-возбуждение, протекающих на разных уровнях иерархии стволово-корковых структур, так и под влиянием реципрокных процессов, протекающих на одном уровне иерархии). Доступ через eLIBRARY.
11. Соловьев А. Н. Язык, мышление и современные системы распознавания речи // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 3: Биология. – 2008. – № 1. – С. 99-102. (Рассматриваются некоторые аспекты, касающиеся моделирования процессов понимания речи, ставится вопрос о возможности учитывать в современных системах распознавания и понимания речи когнитивные процессы, которые происходят при понимании речи в мозгу человека). Доступ через eLIBRARY.
12. Фингелькерт Э. А. Мозговые, мыслительные и языковые функциональные структуры / Э. А. Фингелькерт, А. А. Фингелькерт, Д. Марчетти // Филос. проблемы информ. технологий и киберпространства. – 2012. – № 2(4). – С. 17-27. Доступ через eLIBRARY.
13. Функциональное картирование речевых зон мозга человека : перспективы использования метода магнитоэнцефалографии (МЭГ) / А. В. Буторина [и др.] // Соврем. зарубеж. психология. – 2012. – № 1. – С. 103-114. Доступ через eLIBRARY.
14. Хризман Т. П. Эмоции, речь и активность мозга ребенка / Т. П. Хризман, В. Д. Еремеева, Т. Д. Лоскутова ; [НИИ дошк. воспитания АПН СССР]. – М., 1991. – 232 с. : ил.
15. Цапарина Д. М. Отражение процессов речемыслительной деятельности на разных языковых уровнях в пространственной организации биоэлектрической активности мозга : автореф. дис. … канд. биол. наук / Цапарина Диана Михайловна ; [Ин-т эволюц. физиологии и биохимии им. И. М. Сеченова РАН]. – СПб., 2007. – 23 с. : ил. ; Оглавление; Введение; Заключение; Список лит. к дис. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.dissercat.com/content/otrazhenie-protsessov-rechemyslitelnoi-deyatelnosti-na-raznykh-yazykovykh-urovnyakh-v-prostr (19.11.2015).
Для ознакомления с работами, имеющими ссылку на электронный ресурс eLIBRARY, необходимо войти на его портал, зарегистрироваться и на начальной странице ввести название каждой статьи в поле «Поиск».