Виртуальная справочная служба (Российская национальная библиотека)
Организатор проекта - Российская национальная библиотека
ВИРТУАЛЬНАЯ СПРАВОЧНАЯ СЛУЖБА "СПРОСИ БИБЛИОГРАФА"
сегодня задано 8 из 24 возможных || в базе запросов: 52211

Архив виртуальной справочной службы Российской национальной библиотеки "Спроси библиографа"

Просмотр запроса №10413

Вопрос . Здравствуйте, уважаемая библиотека! Подсажите, пожалуйста литературу по теме "Поблема метафизики противостояния в романе Ф.М. Достоевского "Братья Карамазовы" через персонажные оппозиции: Зосима-Ферапонт, Зосима -Иван". Побольше, хотелось бы найти литературы о Ферапонте и его значении в романе.Заранее спасибо.
Ответ [2009-05-08 10:19:55] :
Здравствуйте. См. ответ на запрос № 9783. В дополнение предлагаем следующую литературу (источники – БД по литературоведению ИНИОН РАН, ИПС Nigma):
1. Альми И.Л. Поэтика образов праведников в поздних романах Ф.М. Достоевского: (Пафос умиления и характер его воплощения в фигурах странника Макара и старца Зосимы) // Альми И.Л. Статьи о поэзии и прозе. – Владимир, 1999. – Кн. 2. – С. 121-131.
2. Белов С.В. К Амвросию, в Оптину : [учение отца Амвросия и роман Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы». Старец Амвросий как возможный прототип старца Зосимы] // Север. – 1990. – № 1. – С. 149-154.
3. Белов С. Достоевский и оптинский старец Амвросий : [отец Амвросий как прототип образа Зосимы в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» // Новый журн. = New rev. – Нью-Йорк, 2002. – Кн. 226. – C. 195-204.
4. Буданова Н.Ф. Достоевский и преподобный Сергий Радонежский : [Сергий Радонежский как возможный прототип отца Зосимы в «Братьях Карамазовых» Ф.М. Достоевского] // Достоевский. – СПб., 1997. – Т. 14. – С. 195-201.
5. Булгаков С.Н. Иван Карамазов как философский тип // Вопр. философии и психологии. – 1902. – Кн. 1, отд. 1. – С. 826-863.
6. Волынский А.Л. Царство Карамазовых. Н.С. Лесков Заметки / А.Л. Волынский. – СПб., 1901. – 493 с. – Из содерж.: Царство Карамазовых. – С. 1-161; Богофилы. – С. 163-204.
7. Гус М.С. Идеи и образы Ф.М. Достоевского / М.С. Гус. – изд. 2-е. – М. : Худож. лит., 1971. – 592 с. Шифр РНБ : 71-3/1799.
8. Евгин А. В поисках положительного общественного идеала: (Ф.М. Достоевский и Оптина Пустынь) : [к истории создания романа «Братья Карамазовы»] // История. Культура. Духовность. – Калуга, 2005. – Вып. 5/6. – C. 110-124.
9. Зандер Л.А. Монашество в творениях Достоевского : (Идеал и действительность) // Русские философы : Пробл. христианства и культуры в истории духов. критики ХХ века. – М., 2002. – С. 192-209.
10. Кантор В.К. Проблема искушения: Достоевский и «русский путь» // Русская интеллигенция : История и судьба. – М., 2000. – С. 366-381.
11. Котельников В.А. Оптина пустынь и русская литература // Рус. лит. – 1989. – № 3. – С. 3-31.
12. Криволапов В.Н. Об одном источнике «Братьев Карамазовых» // Там же. – 1985. – № 2 ; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://az.lib.ru/d/dostoewskij_f_m/text_0710.shtml (07.05.09).
13. Криволапов В.Н. Старец Зосима и Серафим Саровский : [Серафим Саровский как прототип образа старца Зосимы в «Братьях Карамазовых»] // Русская литература и культура нового времени. – СПб., 1994. – С. 133-156.
14. Курганов Е. Достоевский и Талмуд, или Штрихи к портрету Ивана Карамазова / Е. Курганов. – СПб. : Звезда, 2002. – 141 с. – Библиогр.: с. 132-140.
15. Ларионова О.А. Духовный путь человека: опыт земной жизни старца Зосимы в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» // Альманах современной науки и образования. – Тамбов, 2007. – Т. 1. – С. 175-177.
16. Меркурьева Н. Богоборец Иван Карамазов // Рус. провинция. – Новгород и др., 2000. – № 1. – С. 94-96.
17. Михнюкевич В.А. Старец Зосима как русский «всечеловек» // Достоевский и современность. – Старая Русса, 1998. – С. 102-103.
18. Оболенский Л.Е. «Братья Карамазовы» Роман Ф.М. Достоевского (крит. анализ) // Мысль. – 1881. – Т. 1. – № 2. – С. 229-260.
19. Пис Р. Старец Зосима: православие и «миры иные» // Филол. зап. – Воронеж, 2001. – Вып. 16. – C. 24-42.
20. Пономарева Г.Б. Житийный круг Ивана Карамазова // Достоевский Ф.М. Материалы и исследования. – СПб., 1992. – С. 167-179.
21. Сальвестрони С. Библейские и святоотеческие источники романа «Братья Карамазовы» // Достоевский : материалы и исследования. – СПб., 2000. – Т. 15. – С. 273-304.
22. Святославский А.В. Ф.М. Достоевский и Оптина пустынь : К дискуссии вокруг образа старца Зосимы из романа «Братья Карамазовы» // Культура российской провинции : век ХХ – XXI веку : тез. докл. всерос. науч.-практ. конф. – Калуга, 2000. – С. 149-152.
23. Святославский А.В. Ф.М. Достоевский и преподобный Амвросий Оптинский : К дискуссии вокруг образа старца Зосимы из романа «Братья Карамазовы» // Там же. – С. 148-158.
24. Ферапонт // Наседкин Н.Н. Достоевский : энциклопедия. – М. : Алгоритм, 2003. – С. 479-480.
Для дальнейшего самостоятельного поиск а предлагаем :
1. Достоевский : энциклопедия. – М. : Алгоритм, 2003. – 800 с.
2. Христианство и новая русская литература ХVIII-XX веков : библиогр. указ. (1800-2000) / сост. А.П. Дмитриев, Л.В. Дмитриева. – СПб. : Наука, 2002. – 891 с. – Из содерж.: Литература о творчестве Достоевского. – С. 175-235.
3. БД литературоведению ИНИОН РАН . Входите как Гость. Поисковые поля помечаете как «Ключевые слова», вводите наиболее значимые для Вашей темы поисковые термины, используя оператор присоединения «И». При поиске по произвольным терминам поисковые поля помечаете как «Общий словарь», отсутствующая часть окончания заменяется знаком «*». Увеличивая количество ключевых слов, Вы сужаете область поиска, но повышаете соответствие результатов Вашей теме и наоборот.
Являясь жителем Петербурга, Вы можете обратиться за дополнительной консультацией к библиографу группы литературы, педагогики и искусства РНБ.