Виртуальная справочная служба (Российская национальная библиотека)
Организатор проекта - Российская национальная библиотека
ВИРТУАЛЬНАЯ СПРАВОЧНАЯ СЛУЖБА "СПРОСИ БИБЛИОГРАФА"
сегодня задано 9 из 25 возможных || в базе запросов: 40474

Каталог выполненных запросов

Риторика, культура речи

Всего записей: 118
Вопрос: Добрый день!

Я бы хотел обратиться к Вам за помощью составить список литературы по лингвистической теме: "Устная жалоба как речевой акт", то есть как русские жалуются, каковы функции устной жалобы, как она воспринимается в обществе, какое место она занимает в русском речевом этикете.

Спасибо большое! Желаю здоровья!
Ответ [2020-08-21 18:28:06] :
Здравствуйте! По теме Вашего запроса предлагаем следующую литературу (источники: Google Академия, ИПС Google, БД eLibrary, Науч. электрон. б-ка КиберЛенинка, сайт НИУ ВШЭ):
1. Андрющенко О.К. Речевой акт жалобы: семантика, прагматика, типология / О.К. Андрющенко, Г.С. Суюнова // Мир науки, культуры, образования. – 2014. – № 5 (48). – С. 134-136. – Электрон. копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rechevoy-akt-zhaloby-semantika-pragmatika-tipologiya/viewer (дата обращения: 21.08.2020).
2. Богданова Е.А. Исследования жалоб: традиции и перспективы // Laboratorium : журнал социальных исследований. – 2014. – № 2. – С. 8-12. – Электрон. копия доступна на сайте НИУ ВШЭ. URL: http://ecsocman.hse.ru/data/2015/01/26/1251155510/введение_03_14_!.pdf (дата обращения: 21.08.2020).
3. Еремина О.В. Жалоба как коммуникативный акт (оценка со стороны наблюдателя) // Вопросы когнитивной лингвистики. – 2012. – № 1 (30). – С. 130-135. – Электрон. копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zhaloba-kak-kommunikativnyy-akt-otsenka-so-storony-nablyudatelya/viewer (дата обращения: 21.08.2020).
4. Липко Ю.Г. Стратегическое использование жалобы // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2006. – № 2. – С. 241-243. – Электрон. копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strategicheskoe-ispolzovanie-zhaloby/viewer (дата обращения: 21.08.2020).
5. Никитина В.Б. Некоторые особенности речевого акта жалобы в русском и английском языках // Научно-практическая конференция в рамках «Недели науки» ФИЯ МАИ-НИУ, посвящ. 55-летию полета Ю. Гагарина : сб. докл. – Москва, 2016. – С. 258-264. – Электрон. копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки eLibrary. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26523612 (дата обращения: 21.08.2020). – Доступ после регистрации.
6. Никифоренко Л.В. К вопросу об интенциональной направленности речевого акта жалоба // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. – 2012. – № 27. – С. 347-351. – Электрон. копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-intentsionalnoy-napravlennosti-rechevogo-akta-zhaloba/viewer (дата обращения: 21.08.2020).
7. Николаенко Е.В. Жалоба: между молчанием и речью // Российский психологический журнал. – 2008. – Т. 5, № 1. – С. 78-80. – Электрон. копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zhaloba-mezhdu-molchaniem-i-rechyu/viewer (дата обращения: 21.08.2020).
8. Николаенко Е.В. Опыт раскрытия исследовательского пространства русской жалобной традиции // Социально-гуманитарные исследования : сб. науч. тр. НГТУ. – Новосибирск, 2006. – Вып. 3. – С. 149-153.
9. Николаенко Е.В. Психологическая интерпретация феномена жалобы в русской культуре : дис. … канд. психол. наук / Николаенко Е.В. – Ростов-на-Дону, 2008. – 180 с.
10. Пономаренко Е.А. Симптом и/или жалоба: семиотический аспект / Е.А. Пономаренко, Ю.А. Герасименко // Жанры речи. – 2016. – № 1 (13). – С. 113-119. – Электрон. копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки eLibrary. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26678034 (дата обращения: 21.08.2020). – Доступ после регистрации.
11. Харитонова Е.Ю. Жалоба как прагматический феномен в современном русском и английском языках // Вопросы филологии и межкультурной коммуникации : сб. науч. ст. – Чебоксары, 2017. – С. 61-66. – Электрон. копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки eLibrary. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29269369 (дата обращения: 21.08.2020). – Доступ после регистрации.
12. Хохлова Е.В. Жалоба на жизнь как один из жанров повседневной коммуникации // Филологические этюды : сб. науч. ст. – Саратов, 2002. – С. 163-167.
Вопрос: Нужна литература на тему этикетных тайнописных "языков" - их грамматика.
Ответ [2020-05-20 15:24:54] :
Здравствуйте. См. ответ на запрос № 39154 в Архиве выполненных запросов. Предлагаем также следующую литературу (источники – БД e-libray, ИПС Google Академия):
1. Донскова Е.С. Галантная психология в трагедии М.М. Хераскова «Венецианская монахиня» // Российское университетское образование в первом веке его существования (1755–1855) : сб. науч. ст. VIII Всерос. науч. конф. филол. факультета. Памяти директора Моск. ун-та М.М. Хераскова / отв. ред. Е.К. Петривняя, Д.А. Супрунова. – Москва, 2017. – С. 62-68. – Электронная копия доступна на сайте Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина». URL: https://www.pushkin.institute/science/novosti/sbornik%202017.pdf#page=62 (дата обращения: 19.05.2020).
2. Лихачев Д.С. Литературный этикет. Поэтика художественного обобщения // Поэтика древнерусской литературы. Избранные работы : в 3 т. – Ленинград : Художественная литература. – Т. 1. – С. 344-437.
3. Пегина Т.П. Формирование делового письма в приказном делопроизводстве Руси XVI – XVII веков // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2014. – № 5. – С. 251-254. – Электронная копия доступна на сайте КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-delovogo-pisma-v-prikaznom-deloproizvodstve-rusi-xvixvii-vekov (дата обращения: 19.05.2020).
4. Турчин В.С. Флоропоэтика как код бытовой прозы XIX века (дневник и литературные опыты Анны Олениной) // Folia Litteraria Rossica. – 1996. – Т. 4. – С. 75-81. – Электронная копия доступна на сайте Czasopisma humanistyczne. URL: (открыть ссылку) (дата обращения: 19.05.2020).
5. Шарафадина К.И. "Язык цветов" в русской поэзии и литературном обиходе первой половины XIX века (источники, семантика, формы) : автореф. дис. … д-ра филол. наук / Шарафадина Клара Ивановна ; [Ин-т русск. литературы Рос. акад. наук]. – Санкт-Петербург, 2004. – 48 с. : ил. – Электронная версия фрагмента дис. доступна на сайте disserCat. URL: https://www.dissercat.com/content/yazyk-tsvetov-v-russkoi-poezii-i-literaturnom-obikhode-pervoi-poloviny-xix-veka-isto... (дата обращения: 19.05.2020).
6. Шарафадина К.И. Дискурс «Цветочного наречия» в культурно-бытовой практике и поэзии викторианской эпохи // Вестник Томского государственного университета. – 2008. – № 311. – С. 50-54. – Электронная копия доступна на сайте КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/diskurs-tsvetochnogo-narechiya-v-kulturno-bytovoy-praktike-i-poezii-viktorianskoy-ep... (дата обращения: 19.05.2020).
Вопрос: Добрый день!Не могли бы мне подсказать литературу по теме публичной речи( ее видам, функциям, лингвостилистическим особенностям и характеристикам) и публичного дискурса, возможно также о зарождении оратораторской деятельности как первого вида публичной речи?
Благодарю!
Ответ [2020-02-28 18:33:22] :
Здравствуйте! По Вашей теме существует огромное количество публикаций. Предлагаем Вам выборочный список изданий из фондов Российской национальной библиотеки (источник: ЭК РНБ):
1. Вольвак Н.П. Фактор адресата в публичном аргументирующем дискурсе / Сахал. гос. ун-т. – Южно-Сахалинск : Изд-во СахГУ, 2004. – 167 с. – Библиогр.: с. 151-167.
2. Галюк И.В. Культура публичной речи / Акад. Ген. прокуратуры РФ, С.-Петерб. ин-т (фил). – Санкт-Петербург : Редакционно-издательская лаборатория С.-Петерб. ин-та (филиала) Акад. Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2016. – 91 с. – Библиогр.: с. 71-72.
3. Джиоева А.А. Фундаментальные основы публичной речи / Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова, Фак. мировой политики, Фак. иностр. яз. и регионоведения. – Москва : Айрис-Пресс, 2011. – 543 с. – (Высшее образование). – Библиогр.: с. 542-543.
4. Иванова С.Ф. Специфика публичной речи: (в помощь слушателям школ молодого лектора). – Москва : Знание, 1978. – 126 с. – (Методика лекторского мастерства и ораторского искусства). – Библиогр. обзора: Лингвист. словари и справочники в работе лектора, с. 117-119. – Библиогр.: с. 120-123.
5. Иванчук И.А. Риторический компонент в публичном дискурсе носителей элитарной речевой культуры / Сев.-Зап. акад. гос. службы, Рос. ассоц. исследователей, преподавателей и учителей риторики. – Санкт-Петербург : СЗАГС ; Саратов : Научная книга, 2005. – 430 с. – Библиогр.: с. 390-430.
6. Клюев Ю.В. Политический дискурс в массовой коммуникации: анализ публичного политического взаимодействия / С.-Петерб. гос. ун-т, Фак. журналистики. – Санкт-Петербург : Изд-во СПбГУ, 2010. – 260, [2] с. – Библиогр.: с. 256-261 и в подстроч. примеч.
7. Одинцов В.В. Структура публичной речи. – Москва : Знание, 1976. – 80 с. – (Методика лекторского мастерства и ораторского искусства).
8. Пивченко В.П. Технология публичной речи: некоторые аспекты общей и педагогической риторики / Новосиб. гос. пед. ун-т. – Новосибирск : Изд-во НГПУ, 2010. – 77, [3] с. – Библиогр.: с. 79.
9. Публичный дискурс и проблемы социального управления : сб. науч. ст. / Фил. Орлов. регион. акад. гос. службы в г. Брянске ; под ред. Д.Г. Горина. – Брянск : Брянский филиал ОРАГС, 2008. – 196 с. – Библиогр. в подстроч. прим.
10. Фрейдина Е.Л. Основы публичной речи. – Дубна : Феникс+, 2007. – 134, [1] c. – Библиогр. в конце кн.
11. Цеплитис Л.К. Теория публичной речи / АН ЛатвССР, Ин-т яз. и литературы им. А. Упита. – Рига : Зинатне, 1971. – 119 с. – Список лит.: с. 109-118.
Являясь жителем Петербурга, Вы можете обратиться за дополнительной информацией к библиографам РНБ.
Подбор литературы по определенной тематике Вы можете заказать в Информационно-сервисном центре РНБ Услуги предоставляются на платной основе.
Вопрос: Здравствуйте! Нужна помощь по поиску литературы при подготовке реферата по теме: "Устная речь, ее особенности". Заранее спасибо!
Ответ [2019-05-30 10:10:06] :
Здравствуйте. См. ответ на запрос № 26418 (открыть ссылку) в ВСС КОРУНБ.
Вопрос: Добрый день! нуждаюсь в помощи по поиску литературы для реферата: "Лексическая культура оратора". заранее благодарю!
Ответ [2019-05-30 10:05:20] :
Здравствуйте. Вам был дан ответ на Ваш запрос в ВСС КОРУНБ, № 33528 (открыть ссылку).
Вопрос: Добрый день!
Помогите, пожалуйста, найти литературу по теме "Паралингвистические явления в речи". Заранее благодарю!
Ответ [2019-05-17 10:10:39] :
Здравствуйте. См. ответ на Ваш запрос в ВСС КОРУНБ, № 33474 (открыть ссылку).
Вопрос: Здравствуйте. Я пишу диплом на тему "Профессиональный жаргон переводчиков" (специальность - лингвистика). Подскажите, пожалуйста, литературу и/или интернет-ресурсы о жаргоне, его видах и особенностях. Заранее благодарю.
Ответ [2018-10-02 13:28:39] :
Здравствуйте. Предлагаем Вам следующую литературу (источники –БД e-Library, по языкознанию ИНИОН РАН, Арбикон, ИПС Google):
1. Банщикова М. А. О компонентах профессионального жаргона // Вопросы прикладной лингвистики. – 2011. – № 4. – С. 9-12 ; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://www.nop-dipo.ru/files/magazin4_0.pdf#page=9 (1.10.2018).
2. Барташова О.А. Пути образования звукоизобразительной лексики профессионального жаргона / О.А. Барташова, Е.С. Татаринова // Гуманитарные науки и гуманитарное образование / С.-Петерб. ин-т гуманитар. образования. – СПб., 2003. – С. 209-213.
3. Жаргон переводчиков [Электронный ресурс] // Город переводчиков : сайт. – М., 2001–2018. – URL: http://www.trworkshop.net/wiki/%D0%B6%D0%B0%D1%80%D0%B3%D0%BE%D0%BD_%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D1%87%D... (1.10.2018).
4. Краус Г. Деловой язык : соврем. сленг профессионалов / Г. Краус ; пер. с нем. Н.М. Ошуркова. – М. : Smart Book : Омега-Л, 2008. – 142 с.
5. Малюга Е. Н. Англоязычный профессиональный жаргон в деловом дискурсе // Науч. вестн. Воронежского гос. архитектурно-строительного ун-та. Сер.: Соврем. лингвистические и методико-дидактические исслед. – 2010. – № 14. – С. 11-17.
6. Твердохлеб О.Г. Профессиональный жаргон в речи представителей разных профессий // Новая наука: Теоретический и практ. взгляд. – 2015. – № 6-2. – С. 181-183.
7. Фридлянская Е.А. К вопросу об изучении профессионального жаргона // Материалы IV международной научной конференции «Развитие творческого потенциала личности и общества» 17-18 января 2016 : сб. конф. НИЦ Социосфера. – Prague, 2016. – С. 96-100 ; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://sociosphera.com/files/conference/2016/k-01_17_16.pdf#page=96 (1.10.2018).
Являясь жителем Петербурга, Вы можете обратиться за дополнительной информацией к библиографам РНБ.
Вопрос: Здравствуйте! Помогите, пожалуйста, подобрать литературу в электронных источниках для реферата по теме: "Культура речи в бизнесе". Спасибо
Ответ [2018-05-03 20:26:21] :
Здравствуйте. Предлагаем Вам следующие материалы (источники – БД eLibrary, ИПС Яндекс) :
1. Буханцева Ю. В. Коммуникативные особенности, культура и речевой этикет делового общения // Науч. исслед. и разработки. Соврем. коммуникативистика. – 2015. – Т. 4, № 1. – С. 25-28 ; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://www.academia.edu/download/43669232/%D0%A1%D0%9A_1-2015_%D0%BC%D0%B0%D1%80%D1%82_11.pdf#page=25 (03.05.2018).
2. Вишнякова С.А. Культура речи и деловое общение в малых группах: речевая характеристика социальных ролей // ТРУДЫ СПБГИК. – 2013 ; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://cyberleninka.ru/article/n/kultura-rechi-i-delovoe-obschenie-v-malyh-gruppah-rechevaya-harakteristika-sotsialnyh... (03.05.2018).
3. Кивилева Е.Б. Деловое общение и факторы, препятствующие успешной деловой коммуникации // Вестн. МГЛУ. – 2012. – №20 (653) ; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://cyberleninka.ru/article/n/delovoe-obschenie-i-faktory-prepyatstvuyuschie-uspeshnoy-delovoy-kommunikatsii (03.05.2018).
4. Кудрявцева И.А. Проблемы речевого этикета в деловой коммуникации // Науч. мысль. – 2015. – № 3. – С. 57-60 ; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://www.chereng.ru/nauka/jurnal/files/EMNG_17(3).pdf (03.05.2018).
5. Маленко В.В. Динамика речевых этикетных формул в деловой бизнес коммуникации // Символ науки. – 2017. – №7 ; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://cyberleninka.ru/article/n/dinamika-rechevyh-etiketnyh-formul-v-delovoy-biznes-kommunikatsii (03.05.2018).
6. Перова В.М. Речевой этикет как фактор эффективного общения в сфере бизнеса // Вопросы методики преподавания в вузе. – 2016. – Т. 5. – С. 45-52 ; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://elib.spbstu.ru/dl/2/j17-102.pdf/download/j17-102.pdf#page=45 (03.05.2018).
7. Попова Е.С. Особенности речевого этикета в бизнес-коммуникации // Язык и мир изучаемого языка. – 2011. – № 2. – С. 111-116. Доступ после регистрации (открыть ссылку).
8. Романова М.В. Речевой этикет как фактор эффективной реализации межкультурной коммуникации в бизнес-среде // Вестн. МГЛУ. – 2011. – №614 ; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://cyberleninka.ru/article/n/rechevoy-etiket-kak-faktor-effektivnoy-realizatsii-mezhkulturnoy-kommunikatsii-v-bizn... (03.05.2018).
9. Черняева И.В. Культура речевого общения в деловой межкультурной коммуникации // Вестн. науки и творчества. – 2016. – № 5. – С. 483-493. Доступ после регистрации (открыть ссылку).
Вопрос: Здравствуйте!

Помогите найти, пожалуйста, литературу об "Аргументации своих доводов при спорных вопросах"

Спасибо за помощь!
Ответ [2017-12-06 13:27:23] :
Здравствуйте. Предлагаем Вам следующую литературу (источники – ЭК РНБ, БД eLibrary, по языкознаниюИНИОН РАН, ИПС Google Академия):
1. Абачиев С.К. Теория и практика аргументации : к учеб. курсу для специалистов по связям с общественностью / С.К. Абачиев, В.П. Делия ; Ин-т соц.-экон. прогнозирования и моделирования. – М. : Едиториал УРСС, 2004. – 347 с. – Библиогр.: с. 346-347.
2. Винокур В.А. Уловки в споре : монография / В.А. Винокур. – СПб., 2005. – 140 с.
3. Ермакова М.С. Аргументация и спор как особые формы дискурса // Вестн. ИГЛУ. – 2013. – № 1(22). – С. 195-197 ; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://cyberleninka.ru/article/n/argumentatsiya-i-spor-kak-osobye-formy-diskursa (05.12.2017).
4. Зайцева А.А. Аргументация: лингвистические и лингводидактические аспекты анализа // Вестн. Пятигорского гос. лингвистического ун-та. – 2012. – № 4. – С. 250-254.
5. Заленская Н.С. Становление и развитие теории аргументации // Вестн. Тюменского гос. ун-та. Социально-экон. и правовые исслед. – 2010. – № 5. – С. 235-239 ; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://cyberleninka.ru/article/n/stanovlenie-i-razvitie-teorii-argumentatsii (05.12.2017).
6. Кудрявцев М.С. Объективность и аргументация доводов как важный фактор коммуникации поколений // Актуальные проблемы социальной коммуникации : материалы первой междунар. науч.-практ. конф. / Нижегородский гос. техн. ун-т им. Р.Е. Алексеева. – Н. Новгород, 2010. – С. 414-416.
7. Левин Г.Д. В споре рождается истина? : [формы спора] // Вопр. философии. – 2002. – № 11. – С. 48-59.
8. Левин Г.Д. Спор как форма диалога // Диалектика и диалог. – М., 1992. – С. 30-49.
9. Лисанюк Е.Н. Аргументация и убеждение / Е.Н. Лисанюк. – СПб. : Наука, 2015. – 398 с.
10. Родос В.Б. Правила дискуссии и уловки спора / В.Б. Родос. – М. : Идея-Пресс, 2008 [т.е. 2007]. – 222 с.
Являясь жителем Петербурга, Вы можете обратиться за дополнительной информацией к библиографам РНБ.
Вопрос: Здравствуйте!

Помогите пожалуйста в поиске литературы по теме: Как сделать речь при телефонных консультациях более понятной?

Заранее благодарен,
Денис.
Ответ [2017-11-02 16:39:55] :
Здравствуйте. Предлагаем Вам следующую литературу темой (источники – ЭК РНБ, БД по языкознанию, E-library, ИПС Google Академия):
1. Алаева М.В. Понимание психического состояния клиента в процессе телефонного консультирования [Электронный ресурс] // Телефон доверия как средство психологической помощи детям, родителям, педагогам : cб. ст. Всерос. науч.-практ. конф., МГППУ, 11-12 ноября 2010 г. – М., 2010. – URL: http://psyjournals.ru/files/40503/sbornik_telefon_doveriya_Alaeva.pdf (02.11.2017).
2. Кронгауз М.А. Телефонная лексика и языковая картина мира // Человек о языке – языко человеке : сб. ст. памяти акад. Н.Ю. Шведовой. – М., 2012. – С. 194-201.
3. Линь М. Исследование телефонного диалога в речеведческих дисциплинах // Рус. филология и межкультурная коммуникация: наука, практика, преподавание. – М., 2008. – Вып. 2. – С. 87-93. Аннотация: Прагматический, психолингвистический и лингвострановедческий аспекты.
4. Линь М. Риторический анализ русского телефонного диалога / М. Линь. – М. : Наука, 2009. – 198 с., схем.
5. Наролина О.В. Голос как фактор успеха в телефонном разговоре // Теоретические и научно-методические проблемы гуманитарных дисциплин. – Воронеж, 1997. – С. 74-77.
6. Стацевич Т. Л. Особенности работы интервьюеров при телефонных опросах // Социол. исслед. – 1993. – № 7. – С. 83-88 ; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://ecsocman.hse.ru/data/253/908/1217/012_statsevech_Metodika_i_tehnika.pdf (02.11.2017).
7. Чуганский С.А. Показатели эффективности психологического консультирования по телефону лиц, подвергшихся воздействию психологически травмирующего события // Психология. Журнал Высш. шк. экономики. – 2014. – Т. 11, № 1. – С. 174-188.
8. Щеглов М. С. Конверсационный анализ речевого взаимодействия в ситуации телефонной коммуникации между клиентом и сотрудником call-центра : дис. ... канд. социол. наук / Турчик Анна Васильевна ; [Место защиты: Рос. ун-т дружбы народов]. – М., 2010. – 173 с.: ил. ; То же [Электронный ресурс]. – URL: (открыть ссылку) (02.11.2017).